Урок — игра Парад профессий. Раздел Профессиональное самоопределение (8 класс)

игра: «Парад профессии»
Итоговое занятие по разделу «Профессиональное самоопределение»

Цели: повторить и систематизировать знания учащихся о многообразии сфер профессиональной деятельности человека; о мире профессий; необходимых качествах для той или иной профессии; показать разные пути профессионального выбора; развивать понимание того, что сознательный выбор профессии определяет успешность в жизни.

Оборудование: лучшие сочинения и рефераты на тему: «Моя будущая профессия»; кроссворды «Мир профессий»; карточки с заданиями для команд.

Ход урока

Организация урока.
Приветствие
Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы урока.

Учёные считают, что у нашего современника в двести раз больше возможностей для выбора профессии, чем у его предка, жившего сто лет назад. Сколько же надо знать профессий и специальностей, чтобы сделать сознательный выбор! Изучая раздел «Технология основных сфер профессиональной деятельности» мы старались расширить ваши знания о мире профессий. Как это у нас получилось, попробуем оценить сегодня.

Заслушивание лучших сочинений, рефератов по теме: «Моя будущая профессия» или «Как я вижу свою профессиональную карьеру» и т.д.

В своих рефератах или сочинениях учащиеся обосновывают свой выбор профессии, рассказывают о том, как они готовят себя к освоению этой профессии, учитывают свои психологические особенности и способности.
Ребята могут задавать вопросы и высказывать своё мнение.

Игра: «Парад профессий»
Учащимся предлагается задание, которое поможет поделить класс на две команды.

Красным и синим цветом, на полоске бумаги, написаны два слова: ПРОФЕССИЯ и СПЕЦИАЛЬНОТЬ. Полоски бумаги разрезаны на фигурные части. Учитель раздаёт ученикам карточки и просит сложить слово. Таким образом, класс делится на две равные по количеству участников команды. Каждая команда называет составленное слово.

5. Учитель объясняет правила проведения игры «Парад профессий».
Командам предлагаются различные теоретические и практические задания и выдаются жетоны за успешное их выполнение. При этом учитывается скорость и правильность их выполнения.

Первое испытание для команд называется «Угадай профессию»
По содержанию труда угадать профессию:
Машинописное воспроизведение текстов, умение правильно и красиво разместить заголовок, текст, формулы, таблицы. (Машинистка)
Учёт информации, необходимой для оперативного руководства предприятием, проведение экономического анализа процесса и явлений, организация контроля за правильным и рациональным использованием всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и т.д.), ведение документации по приёму и выдаче денег и т.д. (Бухгалтер)
Приготовление, отпуск лекарств и средств ухода за больными, знания санитарии и гигиены. (Фармацевт)
Удостоверение завещаний, установление прав на наследство или его раздел, удостоверение договоров о купле продаже, обмене, дарении и т.д. (Нотариус)
Обслуживание абонентов на переговорных пунктах, приём и реализация заказов на установление связи с другими городами, документальное оформление заказа. (телефонистка)
Приём сырья и его переработка, приготовление различных блюд и их оформление. (Повар)
Обмер заказчика, раскрой изделия, примерка. (Закройщик)
Создание художественного образа целью воздейтвовать на зрителя, вызвать у него ответную реакцию.(Актёр)
Продвижение, реализация продукции на рынке.(Менеджер по продажам)
За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Второе испытание для команд «Пантомима»
Каждая команда продумывает, как при помощи определённых, наиболее характерных движений, передать содержание труда какой-либо профессии. Один из участников команды демонстрирует эти движения для команды соперника.
За правильно отгаданную профессию команда получает жетон.
Третье испытание для команд. Решение кроссворда «Мир профессий».

По горизонтали:
Человек, занимающийся преподавательской деятельностью. (Педагог)
Он лечит больных (Врач)
«И кочегары мы и » (Плотники)
Он изучает культуру народов, выраженную в языке и литературном творчестве.(Филолог)
Специалист, готовящий спортсменов к соревнованиям. (Тренер)
Он занимается приёмом и выдачей денег. (Кассир)
Консультант по правовым вопросам. (Юрист)
Он составляет договоры для граждан, удостоверяет их права на имущество. (Нотариус)
Он изучает звёзды. (Астроном)
Он пишет стихи. (Поэт)
В переводе с немецкого эта профессия означает «книговод». (Бухгалтер)
Специалист в области науки об атмосферных явлениях. (Метеоролог)
Он собирает и сохраняет документы. (Архивист)

По вертикали:
Специалист, занимающийся поиском полезных ископаемых. (Геолог)
Он «любит» сверлить зубы.(Стоматолог)
Он планирует и организует проведение сельскохозяйственных работ. (Агроном)

Жетон получает та команда, которая первой правильно ответила на вопросы кроссворда.

Четвёртое испытание предстоит выдержать капитанам команд.

Многие профессии требуют от работника чёткой координации движений.
Капитанам команд предлагается следующее задание: правой рукой чертить мелом на школьной доске геометрическую фигуру (например - круг), а левую ногу сгибать и разгибать в колене. Действия рукой и ногой выполнять одновременно. Далее задание может быть усложнено. К движениям руки и ноги добавляется наклоны головы вправо и влево. Далее, усложняя задание, добавить движения левой руки (например - рисунок квадрата). Задания усложняются до тех пор, пока не определится явный победитель, который принесёт своей команде жетон.

Пятое задание для команд: «Самая, самая»

Каждая команда получает карточку, в которую надо вписать название профессий.

САМАЯ СЛАДКАЯ.. САМАЯ ОПАСНАЯ САМАЯ СМЕШНАЯ..
САМАЯ ОБЩИТЕЛЬНАЯ..


Команда, которая справилась с заданием быстрее и записала наибольшее количество названий профессий - получает жетон.

6. Подведение итогов урока.

1.Выбор лучшего сочинения или реферата.
2.Подведение итогов игры «Парад профессий».
3. Заключительное слово учителя.

Глубоко ошибаются те люди, которые уповают только на счастливый случай или вообще пускают всё на самотёк. Но успех всегда пропорционален затраченному труду. Это верно и при решении такой проблемы, как выбор профессии. Готовьте себя к сложному, многообразному труду, изучайте содержание нескольких видов профессий. И только тогда вы сможете выбрать тот путь, который позволит вам быть успешными, чувствовать себя удовлетворёнными результатами своего труда, а значит, сможете стать счастливыми.
Информацию о профессиональных склонностях, способностях, характере, темпераменте дают различные области знания, в том числе и астрология. К ней можно относиться по-разному, но следует избегать крайностей.
Не стоит слепо верить гороскопам, но и заранее отвергать их было бы не разумно.
Завершая раздел, каждый из ребят получит профессиональный гороскоп. Предлагаемый гороскоп не претендует на научность, но он может стать стимулом для ваших размышлений о себе, своих возможностях, о соответствии ваших профессиональных качеств тем требованиям, которые разнообразные профессии предъявляют к человеку.


Литература:

О.В. Павлова. «Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко» Волгоград. Издательство «Учитель» 2008г.

А.Н. Бобровская. «Технология. Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко. Волгоград. Издательство «Учитель» 2007г.

Интернет-ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]