Презентация История музыкальных инструментов






МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
« ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА АЛАГИРСКОГО РАЙОНА»



«УТВЕРЖДАЮ» Утверждено на педагогическом совете
Директор Протокол №3 от 28.01.2014 г.
МКОУДОД
«ЦДТ Алагирского района» А.А.Каргинова

«МИР МУЗЫКИ»
образовательная программа творческого объединения
школы раннего развития
(для детей 5-6 лет)


составитель: Зангиева Виктория Измаиловна
педагог дополнительного образования











2014







СОДЕРЖАНИЕ:

Пояснительная записка2
I.Внимание и реакция..6
II.Терминология и обще развитие.11
III. Ритм и координация.12
IV. Музыка, пение, исполнительство16
V. Образное мышление..20
Игры.23
Литература..26















Музыка- единственный всемирный язык,
его не надо переводить,
на нём душа говорит с душою
В. Авербах

Пояснительная записка

Важную роль в подготовке детей к школе играет эстетическое развитие ребенка. У детей следует формировать потребность в эстетических впечатлениях, развивать художественные способности, учить их видеть и понимать красоту окружающего мира, искусства, социальной жизни общества. Данная программа предполагает методы музыкального воспитания и развития детей.
Основные задачи музыкального воспитания детей раннего возраста состоят в следующем:
Дать детям радость и побуждать их к активности;
Дать яркие, художественные и музыкальные впечатления;
Привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость (эмоциональную отзывчивость на музыку, слух, музыкальную память, чувство ритма) и музыкальную активность ребенка (умение проявлять себя в пении, связывать с музыкой и движения игры и пляски).
Данная программа имеет 5 разделов:
Внимание и реакция;
Терминология и общее развитие;
Ритм и координация;
Музыка, пение, исполнительство;
Образное мышление.
Основные задачи данной программы:
Непосредственное воспитывающее и обучающие воздействия педагога на детей;
Организация педагогом ситуаций, обеспечивающих развивающее взаимодействие детей между собой;
Организация педагогом предметной среды, инициирующей детское экспериментирование и постановку проблем.
При этом , приоритетов в программе выступает не как
«профориентирующая » надстройка, а как фактор обогащения общего развития ребёнка.
План на каждое занятие составляется индивидуально, используются игры и упражнения из каждого из этих разделов, учитывается общий и интеллектуальный уровень группы, степень владения языком, на котором ведется обучение (русский или национальный) возрастные особенности.
Дошкольный возраст - это возраст игры, возраст paзвития творчества, воображения, любознательности. Можно ли без этого обойтись в школе? Если да, то может быть только в первом классе, когда велико еще чувство ответственности перед ситуацией и горячее желание сделать все хорошо.
Педагог должен сохранить в ребенке его творческое начало, помочь стать ему творческой личностью, да и вообще помочь ему справиться с некоторыми своими проблемами.
Малыши, научившиеся читать еще до школы, учатся значительно лучше других.
Научиться читать 3-4 летнему ребенку намного легче, чем 6-7 летнему, и делает он это играючи и с удовольствием, а у старших процесс обучения чтению идет гораздо труднее и обычно под давлением взрослых.
Первое условие успешного развития творческих способностей - раннее начало. Но когда именно начинать развитие самих творческих способностей? И как это делать?
Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора
начинать говорить с ним. С ним просто говорят со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять десять месяцев наступает момент - произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они oneрежали развитие речи, непрерывно стимулировали его и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. Но не по этой ли причине в семьях музыкантов, где ребенок с младенчества слышит музыку и очень рано пробует свои силы в этой области, дети, как правило, высокоразвитыми музыкальными способностями. А в семьях художников - изобразительными способностями, математиков -математическими, и т.д. А что если в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствовавший момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в том и состоит второе важное условие эффективного развития способностей.
Третье, важное условие развития вытекает из самого xaрактера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. В раннем возрасте малыш больше, чем-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи, самостоятельно и без предварительного обучения.
Именно эта интенсивная умственная деятельность позволяет в удивительно короткий срок ползунку-несмышленышу превратиться в неутомимого Почемучку. И здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать еще одно - четвертое - важное yсловие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.
Но предоставление ребенку свободы не только не исключает, a наоборот предполагает навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - вот последнее пятое, немаловажное условие. Самое важное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь - в подсказку. И еще; память развивается в естественной обстановке, без видимого прямого давления на малыша.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-методические центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифогорской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.
Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на энергетическое оздоровление.
Развивая музыкальную восприимчивость и музыкальные способности ребенка, обогащая его эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой происходит всестороннее эстетическое развитие ребенка.























Примерный учебно- тематический план:

№№
Наименование разделов и тем
Обще количество часов
В том числе:




Теоретическ.
Практическ.

1
Введение
2
1
1

2
I.Внимание и реакция
16
2
14

3
II.Терминология и обще развитие
30
12
18

4
III. Ритм и координация
14
2
12

5
IV. Музыка, пение, исполнительство
34
12
22

6
V. Образное мышление
12
2
10

7
Игры
36
6
30

Итого часов:
144
37
107









I раздел ВНИМАНИЕ И РЕАКЦИЯ
1. «Знакомство»
Дети бросают друг другу мяч и произносят свое имя Варианты игры:
A) Дети бросают мяч и произносят имя того кому бросают мяч
Б) Первый ребенок бросает мяч второму ребенку, но произносит имя третьего. Второй бросает мяч третьему, а произносит имя четвертого и т.д. бросок мяча и произнесение имени делается по выбору.
B) Один ребенок хлопает в ладоши и с хлопком произносит имя другого, тот в свою очередь тоже с хлопком произносит имя какого- нибудь другого ребенка и т.д. зазевавшийся выбывает из игры.
2. « Имена»
В игре принимают участие все дети. Участники садятся по кругу. Все закрывают глаза и произносят по очереди свои имена, следя за тем, чтобы не было остановок. Тот, кто пропустил свою очередь, за ошибку выходит из игры. Игра продолжается до победителя.
Варианты игры « Имена» с открытыми глазами:
а)Имена произносятся, чередуя громкое и тихое звучание ( один тихо, другой громко, следующий снова тихо и.т.д)
б) Игра по правилам игры ( а), чередуя высокий и низкий голоса.
в) Игра по правилам игры ( а), чередуя медленное и быстрое произношение.
3 « Погремушка и бубен »
Игра развивает слуховое внимание. Под звуки погремушки дети легко, на носочках бегают по комнате. На резкий удар бубна каждый должен присесть. Те, кто замешкался и не успел выполнить задание, выбывают из игры.
4.« Поочередное пение»
Пение хорошо всем знакомой песни, по очереди исполняя фрагменты. Например песня «Елочка»: 1 ребенок - В лесу родилась елочка 2й ребенок - В лесу она росла 3й ребенок-Зимой и летом стройная 4й ребенок - Зеленая была и.т.д



5. «Невидимый сосед»
Дети поют знакомую песню. Учитель подает знак { кулачок), дети прекращают петь вслух, но продолжают петь про себя до тех пор, пока учитель не сделает следующий знак ( открыть ладонь).
Тогда дети снова начинают петь вслух, как если бы в промежутке песню пел кто-то невидимый.
6. «Тик-так»
На слова « Тик» дети должны хлопнуть в ладоши, на слова «Так»-топнуть ножкой. Учитель может несколько раз подряд произнести слово «Тик», затем неожиданно для детей он произносит слово« Так». При этом кто-то из детей по инерции хлопнет в ладоши, вместо того, чтобы топнуть ножкой. Ошибающиеся выходят из игры.
7. «Карлик - великан»
Эта игра аналогична предыдущей игре. На слово «Карлик»-приседают, а на слово « Великан»- встают в полный рост и поднимают руки.
8. «Прятки»
Эта игра пользуется особой популярностью у детей. Один ребенок выходит за дверь, учитель прячет любой условный предмет. Когда ребенок зайдет, учитель объясняет условия подсказки. Например: если ты далеко от предмета, я играю тихо, если ты близко- я буду играть громче». По мере приближения или отдаления от предмета, учитель делает соответственно крещендо и диминуэндо.
Варианты подсказок:
нижний регистр- верхний регистр;
медленная трель-быстрая трель;
одно музыкальное произведение- другое музыкальное произведение.
Азарт усиливается, если играть на время: кто находит предмет за наименьшее количество секунд, тот побеждает.
9. « Оркестр»
Дети садятся в ряд. У каждого в руках воображаемый инструмент (духовые, струнные, ударные, клавишные). Учитель садится напротив и дирижирует, а дети « играют» на своих инструментах. Одинаковых инструментов не должно быть. Внезапно учитель начинает играть на одном из « оркестровых» инструментов. Тот ребенок, на чьем инструменте заиграл учитель, должен мгновенно узнать об этом и тут же начать дирижировать. Если учитель вернулся к дирижированию, ученик тоже должен сразу продолжить игру на своем инструменте. Постепенно выбывают из игры дети, медленно реагирующие на смену своего инструмента.



10. «Полифония»
Один ребенок выходит из помещения. К его возвращению остальные под руководством учителя договариваются одновременно громко произнести два слова. Например:
Одна группа детей солнышко
Другая группа детей - яблоко
Испытуемый ребенок должен разобрать, расслышать эти слова. Задачу можно усложнить, используя 3 слова.
11. «Память»
Одному ребенку дается задание запомнить слова сказанные остальным детям. Дети медленно по очереди говорят вслух задуманные слова. Испытуемый восстанавливает услышанное. Выигрывает тот кто вспомнил больше всех слов.
12. «Угадай»
Один ребенок отворачивается. Другим учитель раздает всевозможные инструменты : барабан, бубен, погремушка, ксилофон, металлофон, треугольник, свисток, дудка и.т.д. По указке учителя дети поочередно играют на своих инструментах. Отвернувшийся должен угадать, какой инструмент звучит. Далее игру можно усложнить так. Ребенок рассматривает детей и запоминает в чьих руках какой инструмент. Затем отвернувшись по звуку инструмента вспомнить и назвать имя ребенка.
13. «Угадай-2»
Ребенок отворачивается. Учитель издает всевозможные звуки: любые из предложенных ранее инструментов, стук по столу, скрежет по стеклу, шум коробки спичек, звон ключей, раскрытие зонтика, перелистывание страниц, топанье, шлепанье, цоканье, кашель, передвижение стула, приседание на стул, и.т.д. Ребенок должен всё это угадать.
14. «Кто сказал»
В эту игру можно играть, когда дети уже хорошо знакомы друг с другом. Один ребенок отворачивается, другие по указке учителя поочередно говорят одно условное слово. Испытуемый по тембру голоса должен угадать, кто сказал слово.

15. «Осязание»
Дети запоминают одежду, в которой пришли на урок. 3атем учитель завязывает глаза одному ребенку, тот трогая одежду каждого должен вспомнить, на ком видел эти вещи и назвать имя ребёнка. Учитель может попросить вспомнить, какого цвета та или иная вешь .
Варианты игры: дети запоминают (а) прически, (б) кисть руки. Причем визуально кисть запомнить очень трудно, можно детям сначала дать потрогать, затем отгадывать.
16. «Ритмический круг»
Все становятся в круг. Учитель дает старт и выполняет какое-нибудь действие: топает, хлопает, шлепает одной рукой, шлепает двумя руками, подпрыгивает, приседает, цокает и.т.д. Дети по кругу повторяют за учителем. Каждый раз, когда очередь доходит до учителя, последний меняет действие. Дети должны реагировать на любые изменения в действиях учителя. Затем учитель может добавить ритмический рисунок, дети должны выполнять этот ритмический рисунок.
17. «Домино»
Дать каждому ребенку по косточке домино дырочками вниз. Дети на ощупь должны угадать, сколько дырочек на косточке.
18. «Чего не стало»
Разложить несколько разных предметов на столе. Дети отворачиваются или закрывают глаза. Учитель убирает один предмет. Дети смотрят на стол и угадывают, какой предмет исчез.
Вариант игры: Учитель не убирает, а меняет местами два предмета, дети угадывают, какие предметы поменялись местами.
19. «Считалочки»
Вариантов считалочки может быть несколько:
цифры
звукоряд ( до, ре, ми, фа ,соль, ля, си, до, ре, ми....и.т.д). З. звукоряд в обратном направлении (до, си, ля ....и.т.д). 4.дни недели
5 дни недели в обратном направлении.
Учитель начинает считалку, игра идет по кругу без перерыва. Выбывает из игры зазевавшийся или ошибившийся ребенок и так до победителя.
20. «Кулачок»
Учитель поднимает кулачок - дети молчат. Учитель , резко открывает ладонь - дети играют на различных ударных, шумовых инструментах. Затем учитель так же резко собирает кисть в кулачок. Дети должны замолчать, кто последним издаст звук, выходит из игры. Варианты игры: а - дети хлопают;
б – деги топают;
в - дети поют песню


21. «Магнитофон»
Звучит музыка с любой аппаратуры. Дети под музыку хлопают (танцуют, топают, шлепают, играют на ударных инструментах и т.д). Внезапно учитель незаметно нажимает кнопку « стоп». Дети замолкают. Выбывает тот, кто зазевался.
22. «Ищи меня»
Ребенку закрывают глаза. Учитель становится в любом месте помещения и издает определенный звук (звон ключей, хлоп г д.) Ребенок по слуху находит учителя.
23. «Пароль»
Эта игра зависит от условий договора. Учитель называет имена каждого ребенка с разными нюансами. При этом делает предупреждение. Например: если имя произнесено громко, ребенок должен встать и поднять руки, если тихо - сесть на корточки. Команды могут быть разные (высокий и низкий голоса; медленно - быстро и т.д.), как и условия (хлопнуть - топнуть; подпрыгнуть- повернуться вокруг себя и.т.д.)
24. «Тишина»
Предлагается всем послушать тишину, а потом определить, кто и что услышал в тишине. Кто больше услышал? Ребенку должно быть удобно и ничто его не должно отвлекать. Попросите малышей закрыть глаза ( говорите с ним при этом едва слышным шепотом, чтобы ре бёнок настраивался на тишину). Задавайте ему вопросы, на которые ответы даются тоже шепотом.
Какие звуки различаете в комнате?
Откуда они доносятся?
-Какие из них более громкие, а какие едва слышны?
Какие звуки слышны на улице?
Угадайте, кто подал голос?
-Какие звуки доносятся из соседнего помещения? -Какие звуки тебе понравились и какие неприятны?
25. «Сколько фигур»
Количество фигур может быть меньше, а может быть и больше. Нужно при этом спросить ребенка: Как ты считал? И научить его считать рационально (столбиками), последовательно и быстро. Смотреть можно 1 минуту и более или менее, в зависимости от возраста ребенка и особенностей его памяти. + О + О +
ОПОП О
+ + О+ +






II раздел
ТЕРМИНОЛОГИЯ, ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ.
На протяжении всего курса занятий дети должны познакомиться с такими понятиями как:
l. P
2 <, >
presto, adagio
штрихи
нумерация пальцев 6.регистры

нотный стан
ключи
9.виды инструментов
музыкальные профессии( композитор, дирижер, исполнитель, певец, пианист...)
Длительности звука
Ноты
Если не ведутся параллельно подготовительные занятия по школьным дисциплинам, то можно ввести знакомство с такими понятиями, как:
Времена года;
Месяцы года;
Дни недели;
Буквы;
5. Счет (в том числе на итальянском и любом иностранном языках);
6. Иностранные слова (язык любой) и.т.д.
Необходимо иметь много иллюстраций в увеличенном виде.
Клавиатура (одна октава)
Нотный стан с ключами
Изображения различных инструментов
Длительности нот
Ассоциативные рисунки к f и р , < и > , presto и adagio,
длительностям нот
Ассоциативные рисунки к буквам
Рисунки к временам года.






III раздел
РИТМ И КООРДИНАЦИЯ
В этом разделе даются упражнения для подготовки ребенка к правильной посадке, раскрепощению игрового аппарата. Вырабатывается чувство ритма.
1.« Сон»
От-кры-ва-ем глаз-ки все встать, встать, встать.
Закрываем глаза все, спать, спать, спать.
а) На первой фразе делать На второй фразе
б) На первой фразе постепенно садиться ровно, плечи развернуть. На второй фразе опускать корпус, голову и руки вниз.
в) Фразы поменять местами, чтобы заканчивать упражнение в положении правильной посадки за инструментом.

·
2 « Деревья ломаются»
Поднять руки, вытянув пальцы. Поочередно расслаблять "кисти рук, сбрасывая их на сгибах и сравнить руки с деревом. Выполнят это упражнение под команды слов ( листья, ветки, сук, ствол), затем под счет (1-2-3-4).
1 - листья- пальцы
ветки- запястье
сук- локоть
ствол- плечо.
3 « Дирижер»
Объяснить детям, что положение рук наверху означает - громко, руки внизу - тихо. Затем попросить спеть песню, глядя на положение рук учителя. Это упражнение можно выполнить, играя на шумовых инструментах. Положение рук учитель может менять с разной скоростью.
4. « Маленький дирижер»
Один ребенок хлопает детям в разных темпах, остальные интуитивно должны чувствовать переходы темпов и стараться хлопать дружно с дирижером. Затем ребенок дирижирует так же, остальные хлопают в такт.

5. « Музыка»
Приготовить таблицу, на которой изображены виды аккомпанемента (хлопок, шлепок, топание, щелкание). Под музыку (в записи) создать ударно- ритмическое сопровождение. Учитель показывает, какой вид аккомпанемента производить и дети должны быстро реагировать на указания учителя.
6. « Наушники»
На одного ребенка надеваются наушники. Звучит песня. Ребенок дирижерскими жестами и выражением лица передает характер песни. Дети должны угадать характер (грустный, веселый, печальный, задумчивый, капризный, задорный и.т.д.). Затем всем вместе послушать песню и обсудить, угадан ли был характер.
7. « Ручной метроном»
Объяснить и на примере показать, что такое сильная доля и что такое метроном. Дети сидят за столами, как за партами. Одна рука, с опорой на локоть, вытянута вверх и раскачивается вправо, влево как метроном. Определить в звучащей музыке сильную долю и на нее делать влево хлопок ладонью по столу на протяжении всего музыкального эпизода.
8. « Паузы»
Рассказать детям о паузах. Послушать музыку, определить паузы.
а) Пробовать на паузах делать хлопки.
б) Петь песни и на паузах или на концах фраз делать условные действия ( приседания, хлопки ...).
в) Учитель поет песню, дети на паузе поют « ку-ку».
9. « Землемер»
Это упражнение помогает распределять и координировать время и расстояние, развивает глазомерные способности. На любом расстоянии от условного места поставить любой предмет ( стул). Каждый ребенок должен сказать, сколько шагов до него. Победит тот, кто правильно рассчитает количество шагов.
11. « Ритмический танец»
Положить на стол 4 предмета (карандаши). Под счет « раз» правой рукой взять один предмет, на счет « и» - положить его слева. Тоже самое сделать с остальными предметами. Когда все 4 предмета будут переставлены, начинается новый счет. На « раз» - правая рука берет из вновь образовавшейся кучки один предмет и на « и» ставит справа. И так до счета « четыре»- «и» преставятся все четыре предмета. Когда дети овладеют этой техникой, можно включить запись и под четырехдольную музыку делать упражнение. Количество трех предметов можно изменять (8,4,2,1).
12.« Ритмическая беседа»
Учитель обращается хлопками к каждому ребенку определенным ритмическим рисунком, ребенок ему отвечает так же хлопками.
вариант. Учитель хлопает- ученик играет на ксилофоне этот же ритмический рисунок (или на любом другом инструменте).
вариант. Учитель играет на инструменте ритмический рисунок, возможно из звуков разной высоты. Ребенок отвечает хлопками.
13.« Пироги»
Слушая музыку, хлопать, опираясь на уже известные образные сравнения с « кусками пирога», начиная с наименьшего: вое vibie, четверти, половинные, целые.
14.« Выворот».
Вытянуть руки вперед, ладони развернуть в стороны так, чтобы первые пальцы были направлены вниз. Скрестить руки и сцепить пальцы в замок. Через низ к себе вывернуть сцепленные руки вперед. Попросить пошевелить тем или иным пальцем правой или левой руки. Сначала дети будут путаться, но затем координация должна восстановиться.
15.« Ладушки»
Под музыку учитель идет вдоль ряда детей и с каждым в ритм играет в ладушки. Дети не знают, в какой момент учитель может бросить одного ребенка и перейти к другому. Надо быть готовым в любой момент.
16.« Услышь сигнал». Эта игра стимулирует внимание, учит точно и быстро реагировать на звуковые сигналы.
Дети шагают под звучание любого марша бодрыми шагами. Затем на слово « Зайчики» дети должны легкими прыжками изобразить зайчиков. При произнесении ведущими слова « Лошадки»- ударять «копытцами» об пол, « Птицы»- легко бегать, махая руками, как крыльями, « Раки»- пятиться назад», «Аист»- стоять на одной ноге.
17.« Игрушки» Учитель говорит слово « Неволяшка»- дети раскачиваются из стороны в сторону. Затем на слова
« Солдатик» они начинают маршировать.
« Юла»- туловищем совершают круговые движения,
« Мячик»- весело подпрыгивают,
«Погремушки»- дружно хлопают в ладоши над головой.
Учитель может изменять показ, темп, а ребята должны внимательно следить за словами и действиями учителя и правильно выполнять условные движения. Можно на листе бумаги нарисовать все эти игрушки и указывать на них, чтобы не нарушать звучание музыки командами слов.
1 8.« Поющие стаканы»
Приготовить каждому ребенку стакан и воду в отдельной емкости. Дать послушать детям, как изменяется звук при стуке металлическим предметом по стакану по мере заполнения. Наполнить стаканы по-разному, чтобы получились звуки различной высоты. Раздать детям металлические предметы (ложки) и под ритм метронома стучать по очереди разное количество звуков. Будет получаться хрустальная музыка.


19.« Цепочка»
1 и 2 пальцы левой руки в кольце. Через него пропускается колечко из пальчиков правой руки, В темпе, можно под метроном, взять цепочку (одновременно или поочередно смыкая кончики пальцев). Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. Участие принимают все пальчики.
20.« Косичка»
Соединить кончики 1 пальца правой и 2 пальца левой рук. Затем сверху соединив кончики 2 пальца правой и 1 пальца левой рук, отсоединить прежние пальцы и перешагнув через новые пальцы соединить вновь и.т.д.
Упражнение можно менять, используя другие варианты пальцев.
21,« Шарик»
Все пальцы обеих рук в « щепотке» соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух « выходит» и пальчики принимают исходное положение.
22.« Летающий шар»
Предложить детям подбрасывать шары разными частями рук: пальцами, ладонью, запястьем, локтем, плечом. Упражнение выполняется отдельными или обеими руками. Можно усложнить игру, используя бедра, колени и стопы ног.












IV раздел
МУЗЫКА, ПЕНИЕ, ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
1. В течение всего года детям нужно рассказать о наиболее известных великих композиторах (зарубежные, русские, советские, национальные: Бах, Бетховен, Моцарт, Шуман, Шопен, Чайковский, Рахманинов и.т.д.).
Дать небольшую, но ярко запоминающуюся информацию о каждом из них, показать их портреты. Для развития музыкальной памяти играть по одному музыкальному произведению каждого из выбранных композиторов и повторять из урока в урок, постепенно накапливая материал для викторины. В конце года дети должны отгадывать авторов и названия произведений. Произведение запоминается крепче, если описаны обстоятельства, побудившие композитора к написанию музыки.
2. Разучивать и петь детские песни.
Репертуар подбирается педагогом индивидуально, в зависимости от имеющегося материала. Кроме известных песен, можно брать поэзию из детской классики и положить на несложную мелодию и ритм, придуманные самим педагогом.
Тексты и мелодии должны легко запоминаться и исполняться в интонационном и ритмическом отношении.
В качестве примера можно привести следующие строки:
Встанем в круг поскорей
Будем веселиться Песни петь, танцевать, Весело кружиться
Осень, осень мы тебя просим Будь прозрачной и сухой, Не дождливой, не сырой. Будь красивой, золотой,
С чистым воздухом, росой. Осень, осень мы тебя просим,
Шел я с папой по дорожке
Так, что лишь мелькали ножки. Только как я не старался, Сзади папочки остался.
Люди работают, я отдыхаю
Все пошли завтракать, я обгоняю.
«Ишь, разбежался, ты ж не работал».
Я уже выспался, кушать охота.
И так далее.
3. Музыкальные сказки.
Берутся любые детские известные сказки. Каждому персонажу сказки соответствует фрагмент из классического произведения. Рассказывается сказка и при упоминании того или иного перcонажа исполняется соответствующий музыкальный эпизод. На протяжении всей сказки дети по несколько раз слышат эти лейтмотив. По окончанию сказки учитель устраивает викторину, играет все эпизоды, дети угадывают их, называя персонажей. Угадывать можно хором или по одному. Выигрывает тот, кто угадывает больше всех персонажей.
4.«В лесу»
Дети сидят в ряд, руки на коленях. Учитель предлагает руками изобразить движения разных животных, тем самым, подготавливая аппарат к свободе и к штриховому разнообразию.
Легато - змея, улитка, черепаха, жуки.
Стоккато - кузнечик, бабочка, стрекоза, дятел (клюв).
Нон легато - слон, лягушка.
Затем эти же движения делать на фортепиано, попадая произвольно на любые клавиши.
5. «Черные имена»
Проговорить хором имена всех детей, разложив их на 2 и 3 слога, одновременно хлопая. Например: Марина - Маша, Михаил Миша, Фатима - Фатя, Георгий - Геор, Светлана - Света и т.д. затем показать, как можно сыграть на 2-х или 3-х черных клавишах свое имя, распределяя один слог на одну клавишу.
____________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
________________________________________________________
6. «Пианист»
Разучив несколько очень простых песен, показать на таб. :це с клавишами, как играется одна из этих песен. Например:
п


. и



















____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________


Вот иду я вверх, вот иду я вниз


До ре ми фа соль ля си, Зайка едет на такси.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

До си ля соль фа ми ре, Ест морковное пюре.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

Ёжик, Ежик чудачек, сшил колючий пиджачок. Серый филин, что не спишь, что на дереве сидишь Зайчик, зайчик прыгунок, любит яблочный пирог Медвежонок и Волчок спать ложатся на бочок.
Далее репертуар складывается по усмотрению педагога.
7 .«Подражание»
К этому заданию учителю нужно заготовить для исполнеия несколько произведений (сколько детей, столько произведений) используя контрастные настроения, темпы, техники, штрихи.
один ребенок подходит к инструменту, смотрит на руки учителя и слушает. Учитель играет произведение , утрируя движения рук. Затем ребенок садится и нажимая на произвольные клавиши, имитируя движения рук учителя, передавая темп, настроение, штриховые движения кистей и движения рук относительно клавиатуры.
это же упражнение выполняется ребенком, прослушивая учителя без визуального осмотра. Ребенок должен догадаться, какими средствами пользуется учитель.
8. «Взлет и падение»
Учитель играет глиссандо вверх и вниз, и связывает это с образами взлета и падения.
Когда дети запомнят направления глиссандо, учитель каждому ребенку играет глиссандо: вверх или вниз. Ребенок повторяет за учителем. Затем это же упражнение выполняется на слух. Ребенок отворачивается и слушает, в каком направлении исполнено глиссандо и повторяет вслед за учителем.
Упражнение можно усложнить, парами глиссандо: вверх-вниз; вниз - вверх; вверх-вверх; вниз-вниз. Ребенок играет сначала глядя на руки учителя, затем на слух.
Подготовиться к этому упражнению можно через следующую игру:
дети стоят в ряд. На глиссандо вверх дети поднимают руки, на глиссандо вниз делают наклон и выпрямляются обратно. можно сыграть несколько в одном и том же направлении. Тот, кто запутается, выходит из игры.
то же самое, только не глядя на инструмент, на слух.

9. «Гудок»
Эта игра готовит детей к выдержке дыхания в пении. Выходят два ребенка. Дается задание, петь один звук на «у». Кто дольше споёт, тот выигрывает. С выигравшим играет следующий. И так до победителя.
10.«Ансамбль».
Учитель играет любую детскую песенку, ребенку заранее можно показать один или два звука, созвучные этой песне и объяснить, в каждом темпе это играть. Играя вместе, учитель выделяет сильную долю и движениями головы подсказывает, когда играть ребенку.
Варианты детских партий: тоники, октавы, квинты, терции (ку-ку).
11. «Вьюга»
Учитель поднимает руки высоко - дети поют в верхнем регистре. Учитель опускает медленно руки - дети опускаются к низким звукам. Все делается постепенно.
Учитель вытягивает вперед руки - дети поют громко. Учитель прижимает руки к груди - дети снижают силу звука. Все делается через
< и >.










V раздел
ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ
1. Музыкальные образы
Детям предлагается послушать два музыкальных эпизода и предупредить о том, что это будет два определенных образ. Детям нужно угадать, какой образ был первым, какой вторым. Например:
Мальчик = Рахманинов - Итальянская полька | Девочка = Шопен - вальс до диез минор
Собака = Чайковский - Юмореска Кошка - Лист - этюд фа минор
Вода = Глиэр - прелюдия ре бемоль мажор '
Камень = Бетховен - соната №8
Мама = Шопен - ноктюрн до диез минор
{Папа = Чайковский - хорал из детского альбома
Примерные сочетания образов:
Добрый - злой Дождик - гроза
Быстрый - Медленный Цветок - дерево
Толстый - худой Слон - бабочка
День - ночь Ребенок - старик
Перец - конфета Лягушка - муравей
Солнце - луна Снежок - метель И так далее.
б) Задание усложняется, если предложить по 3 фрагмента - о(>. аза. Например:
Гусь = Чайковский - танец маленьких лебедей < Корова = Бетховен - симфония №5
[Бабочка = Шопен - вальс cis (середина)
2. «Сам играю»
В упражнении №1 поменяться ролями. Дети сами играют произвольными движениями, а образы предлагает учитель или ребенок сам придумывает.
3. «Песня загадка»

В репертуаре детей должно быть несколько песен. Исполнитель жестами или мимикой объясняет содержание песни. Дети отшагивают песню. Можно поменяться ролями, один ребенок объясняет, другие отгадывают.
4. «Третий лишний»
Пианино Голос
Киша
Телевизор
Дерево
Цветок
Нос
Звезда
Рука
Учитель говорит три слова. Два из них по значению родственны. Нужно узнать третье слово, которое является чужим. Например:
Стол Картошка
стул
Брюки Дверь 11альто
Очки
Рыба
Утка и т.д.
Дети должны объяснить, почему это слово лишнее.
а
5. «Кто такой?»
а) Один ребенок загадывает любое животное. Все остальные с учителем задают ему всевозможные вопросы, на которые можно ответить да или нет. После нескольких ответов нужно угадать животное. Выигрывает тот, кто угадывает первым.
Примерные вопросы: Большой? Страшный? 4 ноги? 2 ноги? Ходит? Ползает? Летает? Прыгает? Плавает? Уши большие? Малень кие? Живет в жарких странах? На севере? В лесу? Дома? Кусается? На нем шерсть? Перья? Чешуя? и т.д.
б) Можно загадать человека , которого знают все.
Примерные вопросы: Мужчина? Женщина? Старый? Молодой? Живой? Умер? Живет в нашей стране? В другой? В нашем городе? Музыкант? Спортсмен? Артист? Певец? Политик? Военный? и т.д.
6. «Маски»
Детям дается задание: выразить с помощью мимики горе, радость, Боль, страх, удивление. Игра приобретает азартный характер, если учитель на ушко одному ребенку говорит определенное настроение. Он изображает соответствующую мимику, дети отгадывают.
7. «Жесты»
Объяснить ребятам, что разговаривать можно с помощь ж ;тов. Вспоминаем, какие жесты мы знаем: как остановить машину, поздороваться, попрощаться, просить о чем-то и т.д. В эту игру можно поиграть по принципу «секретного задания», как в игре «Маски».
8. «Иностранец»
вдруг вы попали в другую страну, Вы не знаете языка, Вас не понимают. С помощью мимики и жестов спросите дорогу в зоопарк, в бассейн, в кинотеатр, в кафе, на почту, к памятнику и т.д. Эта игра тоже может играться по «секретному заданию», так как жизненный опыт и фантазия детей могут быть не достаточными для самостоятельной выдумки.
9. «Интонация»
Вместе с детьми повторяется любая фраза с разной интонацией радостно, равнодушно, зло, весело, грустно, спокойно, тревожно , страшно, тоскливо.
Пример: «Папа уехал», «Снег идет», «В школу пора», и т.д.
10.« Ассоциация»
Учитель предлагает детям сравнить друзей и себя с какими нибудь предметами.
Например: с цветком, деревом, зверем, цветом, посудой, предметом мебели, обувью, одеждой и т.д. Один ребенок загадывает любого из присутствующих и делает сравнение с предложенными предметами. Ниже проводятся примерные сравнения детей с разными типами комплекции.

тип
Предмет
Высокий, худенький, серьезный
Маленький, по ненький, улыбчивый

Цветок
Гладиолус
Одуванчик

Дерево
Тополь
Ива

Зверь
Жираф
Медвежонок

Цвет
Синий
Розовый

Посуда
Ваза для цветов
Салатница

Мебель
Шкаф-пенал
Пуфик

Обувь
Сапоги
Ботинки

Одежда
Фрак или пальто
Шуба

Остальные должны угадать, кто скрывается под этими сравнениями.
11. «На что это похоже?»
Этот вопрос задается при показе какой-нибудь фигуры
- очки, штанга, самокат, велосипед
- мост, радуга, гора, шишка
О-О- очки, штанга, самокат, велосипед
-мост, радуга, гора, шишка
Игры
1. «Пальчики»
После знакомства с нумерацией пальцев давать задание положить руки на колени и поднимать конкретно предлагаемый учителем палец определенной руки или рук.
НАПРИМЕР: Поднимите второй палец правой руки; поднимите 1 , палец правой и 4 палец левой руки и.т.д.
Вариант игры- Учитель притрагивается к отдельным или нескольким пальцам, ребенок дает им правильные названия.
2. «Право - лево»
Дети сидят в ряд. Учитель дает различные команды: Дотронься правой рукой до левого плеча, левой рукой- правое ухо, правой рукой-правую щеку, левой рукой- левую коленку и.т.д. Иногда дети будут пугаться. Ошибающиеся выходят из игры.
3. «Форте -пиано»
На любом примитивном шумовом инструменте научить играть громко и тихо и соответственно реагировать на итальянские слова. Также играть < и "> ;presto-adagio;....
4.« Виды инструментов»
Рассказать о видах инструментов
Клавишные
Струнные
Духовые
Ударные
Показать иллюстрации инструментов, дети должны отгадать к какому типу относятся те или иные инструменты
5 «Линейки»
Учитель указывает на линейки, дети дают правильные ответы. Дети отвечают по очереди. Ошибившийся выбывает из игры.
6 « Регистры»
I вариант- 3 регистра.
Разделить клавиатуру на 3 регистра: низкий, высокий и средний соответственно связать с любыми образами. Например: бегемот- m ды-люди. На рисунке это должно быть изображено в вертикальной последовательности. В середине листа люди, сверху птицы, снизу бегемот. Учитель показывает на рисунки, ребенок произвольно нажимает на клавиши соответствующего регистра. Затем вместо рисунка предлагается нотный стан:

Птицы, Бегемот, Между ключами до I октавы- люди.
2 вариант- 5 регистров.
Клавиатура делится на 5 регистров: средний, нижний- пополам, верхний- пополам, и соответственно связывается с образами.
Например: очень высокий - бабочки, высокий- птицы, средний -люди, низкий - рыбы, очень низкий- змея. Далее игра ведется по принципу 1 варианта. Усложнить игру можно, указывая на регистр той одновременно этой же указкой стуча в разных темпах и ритмах. Ребенок должен играть в соответствующем регистре на произвольных клавишах в том темпе или ритме, который предлагает учитель.
3 вариант. Учитель играет в разных регистрах определенным ритмом. Ученик, глядя на руки, показывает на таблице, где и как играет учитель. Затем делается все тоже самое, но с той разницей, что ученик отворачивается от учителя и показывает все на слух.
7 «Буквы»
После ознакомления с буквами складывать по 2-3 буквы, попросить прочитать. Желательно складывать не произвольные стогн, а известные короткие слова. Например: да, ну, на, ха, нет, рот, ухо, зуб, и.т.д.
8 « Длительности звуков»
Длительности нот можно сравнивать с разными предметами или ассоциациями по усмотрению учителя.
Для слухового восприятия желательно начинать с наименьшего. А для зрительного восприятия наоборот с наибольшего. Что это значит?
Слуховое: - стук колеса
стук сердца
дядя ходит
капает капля с сосульки Учитель должен прохлопать эти длительности.
Зрительное:
Сделать бумажные заготовки в виде круга и его частей. Сравнить их с пирогом.

- целый пирог (~ - половина пирога - четверть пирога
А - восьмая пирога
Объясните-_почему так называют четверть и восьмую.
9 « Поющий пирог»
Попросить петь произвольный звук до тех пор, пока палец ведет по краю пирога. Чем больше кусок, тем дольше звук.
10 « Обжора»
Учитель играет на фортепиано звуки разных длительностей, дети угадывают, какую часть пирога съел « обжора».
11 « Угадай ритм»
Учитель хлопает в ладоши разными длительностями, дети угадывают предложенные соответствующие образы ( поезд, сердце, дядя, капля).
12 « Время»
Для закрепления очередности времен года, месяцев, дней, недели, надо сначала научиться их произносить по порядку. Затем играть в
« считалочки» по правилам игры № 19 из 1 раздела.
13 « Секрет»
Учитель прячет за спиной карточки с изображением ключей. Если учитель показывает карточку с
·, то дети должны выполнить определенное условное действие.
Например: запищать или поднять руки, зарычать как медведь или присесть на корточки.
2 вариант игры. Карточки могут быть с изображением любых других необходимых знаков. Заранее договариваться об условиях и играть по правилам 1 варианта.
14 « Октава»
На стене или на пюпитре увеличенное изображение октавы. Один ребенок за инструментом, другие сидят рядом и помогают учителю в проверке правильности выполнения задания. Учитель показывает разные клавиши на картине, в том числе и черные, ребенок нажимает соответствующие клавиши в любой октаве. Выигрывает тот, кто сыграет больше других правильно.
15 « Кухня»
Октаву можно сравнить с кухней. Две черные клавиши- табуретка, три черные - стол. Белые клавиши- участки пола под табуреткой и столом. Учитель просит показать табуретку, пол под табуреткой стол, пол под столом. Выигрывает тот, у кого больше правильных ответов.



Литература:

Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего возраста. СПб., 2000;
Гогоберидзе А.Г. Ребёнок и музыка // Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под редакцией В.И.Логинова и др. СПб., 2008.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М., 1991.
Девятова Т.Н.Звук – волшебник. М., 2006;
Петрова ВА. Малыш: Программа развития музыкальности у детей раннего возраста. М., 1998.









13PAGE 15


13PAGE 14215