Конспект урока литературы Стихотворение Н.А.Некрасова На Волге


«Раздумья Н.А.Некрасова о судьбе народа в стихотворении «На Волге».
Цели:
Образовательная – расширить представление учащихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, постараться понять роль Волги в судьбе Некрасова;
Развивающая – формировать у учащихся коммуникативные навыки, развивать речь, мышление учащихся, умение видеть и чувствовать красоту слова;
Воспитательная – развитие высокого гражданского чувства, любви к Родине, сострадания к угнетенным, ощущения прелести русской природы.
УУД
Личностные: воспитание любви и уважения к прошлому своего народа
Метапредетные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслейПредметные:
умение анализировать прочитанное произведение на разных уровнях;
умение осознанного выразительного чтения
Тип урока: комбинированный.
Место урока: Урок организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок является третьим из трёх по теме «Творчество Н.А. Некрасова», направлен на знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя, особенностями его творчества, темами и идеями творчества. Одна из важнейших задач урока- развивать умение анализировать литрическое произведение.
 формы обучения: фронтальная; групповая (в парах); индивидуальная;
Педагогические технологии: технология критического развития критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.
Оборудование: презентация, картина И. Репина «Бурлаки на Волге», аудиозапись песни «Эй, ухнем»
Ход урока
1).Организационный момент.
- Добрый день!
Вы начать урок готовы?
Будем слушать,
рассуждать и друг другу помогать!
2). Актуализация опорных знаний
-Ребята, судя по заданию, которое вы выполняли дома, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?(слайд 1) прочитайте эпиграф к уроку.
- Сегодня мы познакомимся с новым произведением Н.А. Некрасова, которое написано красивым литературным языком "На Волге». Тема нашего урока «Раздумья Н.А.Некрасова о судьбе народа в стихотворении «На Волге». Каждому из вас сегодня отведена своя роль : кто-то языковед, искусствовед, историк. А все вместе мы постараемся с вами понять суть стихотворения Некрасова «На Волге».
– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении стихотворения «На Волге».
Слово библиографам
Библиографы 2-3 слайд.
Детство Некрасова прошло на Волге в Ярославской губернии, среди живописной природы. Мать позволяла мальчику играть с крестьянскими детьми – от них он узнавал о жизни простого народа. Рано утром он убегал с ребятишками на Волгу, катался с рыбаками в челноке, помогал им как умел. А сколько игр, приключений случалось с ними. Усталые и довольные, ребятишки любили посидеть под старыми вязами, послушать разговоры прохожих. На берегах великой Волги Некрасов видел бурлаков, вид которых сильно поразил впечатлительного мальчика. Эта картина с юных лет запала в душу Некрасова.  Будучи известным писателем, живя в Петербурге, Некрасов любил возвращаться в родные края. Общение с природой успокаивало и вдохновляло его. Он любил её глубокой и нежной любовью, чувствовал в ней своё, родное, русское.
Историки  4 слайд.
 Некрасов отправился в Петербург на телеге, не закончив гимназии, оставив в деревне под Ярославлем любимую мать, которую больше никогда не увидит, имея с собой тетрадку стихов и сто пятьдесят рублей ассигнациями. Отправился учиться в университет, вопреки воле жестокого отца, желавшего, чтоб он поступил в Дворянский полк. В университет его не приняли, деньги скоро израсходовал. За гроши или за кусок хлеба писал неграмотным письма и прошения, давал уроки, составлял афиши, сочинял пародии, фельетоны, водевили и все равно ел не каждый день, ходил зимою в стужу в дырявых сапогах и соломенной шляпе, простужаясь и кашляя, жил то в чьем-то чулане, то в флигельке, хозяева которого со дня на день ждали его конца... «Выкарабкаться из сору и грязи», пришлось самому.
В 1860 году Некрасов написал стихотворение «На Волге». Вспоминает друг Некрасова Чернышевский: «Однажды, рассказывая мне о своем детстве, Некрасов припомнил разговор бурлаков, слышанный им очень давно, и рассказал его мне, прибавив, что думает воспользоваться этим воспоминанием в одном из стихотворений. Прочитав... «На Волге», я увидел, что рассказанный мне разговор бурлаков передан с совершенной точностью, без всяких прибавлений и убавлений...»,- вспоминал  Николай Чернышевский.
3. Целевая установка
Словарная работа
 Беседу по содержанию стихотворения мы начнем со словарной работы 
Языковеды . 5 слайд.
Мы обратились к словарю Владимира Ивановича Даля и выяснили:
Бурлаки – наемные рабочие, которые надевали на себя лямки и, идя по берегу, тянули баржи. Так было с 16 по 19 века. В 20 веке, с бурным развитием машинного судоходства, с появлением мощных самоходных грузовых пароходов и теплоходов, бурлаки исчезли как класс.
Бечева – прочная толстая веревка, канат;
Расшива – небольшое судно;
Баржа – это грузовое судно без паруса и весел, которое берется в на буксир пароходом.
В старое время груз обычно перевозили на баржах, расшивах (небольших судах), к которым привязывали длинные веревки. Их концы прикрепляли к петлям-лямкам..Лапти – это обувь бедняков. (показать лапти) 
4. Мотивация к дальнейшей деятельности( 6 слайд).
Учитель Чтение второй части, третьей (до слов Но вдруг я стоны услыхал…» 
5. Формирование новых понятий и способов действий
Беседа :
1.О чем поэт рассказывает в первой строфе, т. е. в начале стихотворения?
(Описывает родные места, любит Волгу. Вспоминает детство.)2. Какие чувства испытывает Некрасов, увидев родные места? (любовь, восторг)
Учитель (Но вдруг я стоны услыхал) 7 – 8 слайд.
3.  В какой момент настроение автора резко меняется?
1.Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков?
(их стоны не подходили к светлой реке, красоте природы, поэтому дрогнуло сердце поэта.)
2.Какими предстали бурлаки взору поэта? Дайте их словесный портрет.
Некрасов прямо не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас сразу это почувствовать.
3. Найдите глагол, который передает движение бурлаков и попробуйте заменить его синонимом (ползти)
4.  Во что переходят стоны бурлаков? (стон переходит в похоронный крик, затем в вой)
Учитель Появление бурлаков напомнило поэту прошлое, вызвало в памяти картины детства. Давайте найдем эти картины: два противоположных пейзажа.
5.  Как рассказывает Некрасов о своей детской любви к Волге? Какой он видел Волгу до своей встречи с бурлаками? Как можно озаглавить этот отрывок?
(«Волга – колыбель моя»  Будущий поэт любит Волгу, «Любил ли кто тебя, как я?» называет её «родной»
Он рассказывает о своем счастливом , беззаботном детстве.
Мы наблюдаем гармонию в природе и в душе мальчика. 
6. Какой Волгу увидел Некрасов после встречи с бурлаками? Как он её назвал?
(«Река рабства и тоски» 7. Изменилась природа или отношение будущего поэта к ней? 
(Волга все так же величава и светла; но мальчик не узнает своей реки – зелень перестала манить, птицы кричат пронзительно и зловеще…)
8. Почему мальчик почувствовал себя виноватым?
(его потрясла картина страдания людей, тяжелого труда) 
Учитель: Именно поэтому меняется отношение поэта к Волге, которую они назвал
«Рекою рабства и тоски»
Мы видим два противоположных пейзажа Волги: Волга-колыбель, светлая, величавая, и река рабства и тоски. Такой прием называется антитеза.
УчительЧтение последней части стихотворения.
О чем говорится В последней части стихотворения. Как ее можно назвать? («Размышления о бурлаках», «Дума о судьбе бурлака»).
Что, по мнению Некрасова, является главной причиной бедственного положения народа?(Покорность, переходящая из поколения в поколение) 
Сопоставьте волжские пейзажи в стихотворении до встречи с бурлаками и после. Это нам поможет сделать
Кластер 9 слайд.
До встречи с бурлаками После
«кричали кулики», «я не узнал реки родной:
«шумели глухо камыши», С трудом ступает на песок
«стаи белых птиц, как изваяния гроб- Моя нога, он так глубок,
ниц», Уж не манит на острова
«сидели важно», Их ярко-свежая трава,
«синий бесконечный лес», Прибрежных птиц знакомый крик
«куда ... уходит солнце отдохнуть», Зловещ, пронзителен и дик,
«светла и величава» И говор тех же милых волн
«даль и ширь», Иною музыкою полн.»
«монастырь», «звон колоколов», «темно-голубым волнам», Река «рабства и тоски».
«родной реке». Учитель: О тяжелой жизни бурлаков написал картину Илья Репин «Бурлаки на Волге». Какова история создания картины? 10 слайд.
Не только Некрасов изображал в своих произведениях тяжелую судьбу народа. Примерно в то же время в России жил другой человек, художник Илья Репин, который во время прогулки по Неве увидел изнеможенных, оборванных людей, волокущих тяжелое судно. Были они в отрепьях, во всем чудовищно непохожие на окружающих их благополучных, нарядных дачников. Но ведь были они люди, и такие же русские люди, как и те! Репину пришла мысль о создании картины. Он едет на Волгу, встречается с бурлаками, изучает их жизнь и создает картину «Бурлаки на Волге». Известно, что Илья Репин не знал стихотворения Некрасова, когда писал картину. И тем не менее, совсем по-некрасовски выглядят герои.
– Рассмотрите внимательно иллюстрацию картины. Кто изображен на картине? Какими видит художник бурлаков? (описание картины учащимися) 
Учитель: 12 – 14 слайд Они как бы дополняют друг друга. Читая любое стихотворение, каждый из нас по-своему создает в своем воображении то или иной художественный образ, а глядя на картину Репина, мы уже воочию видим реальные картины жизни волжских бурлаков.
Значит, картины художников помогают нам в восприятии художественных текстов литературы.
Учитель: Есть народная песня о бурлаках «Эх, ухнем», или «Дубинушка»
Изначально народную трудовую песню «Эй, ухнем» исполняли не бурлаки, а дровосеки при вбивании свай в дружной совместной работе. Но позже именно эту песню стали петь бурлаки. По своей интонации песня очень мерная, она как бы помогает всем вместе, разом тянуть баржу. Широко известен её припев: «Эх, дубинушка, ухнем! Эх, зелёная, сама пойдёт, сама пойдёт! Песня начинается тихо, постепенно становится все громче и громче, к концу исполнения становится снова тихой. Создается впечатление, что мы видим идущих нам навстречу людей, которые постепенно от нас удаляются).Прослушивание песни «Эй, ухнем» в исполнении Федора Шаляпина
– Какие чувства вы испытали, прослушав эту песню? Почему песня вызывает такие противоречивые чувства?
(Песня вызывает чувство безысходности, тоски, но в то же время чувствуется, что ее поют сильные духом людиОбобщение учителя:
Итак, мы сегодня говорили о стихотворении Некрасова «На Волге», о любви поэта к родным, милым сердцу местам, Волгу он называет ласково «колыбелью». С другой стороны в стихотворении звучит глубокая боль поэта за страдающий народ. Мы работали над картиной Репина «Бурлаки», слушали народную песню «Эй, ухнем». И пришли к выводу:
и художник, и поэт, и музыкант смогли в своих произведениях одинаково точно передать величавость, терпение, трудолюбие русских людей.
Я думаю, что все это найдет горячий отклик в ваших молодых сердцах.
Прошло более 150 лет с тех пор, как было написано стихотворение Некрасова.
5. Рефлексия.
Учитель: Какой же отклик, ребята, в ваших сердцах нашло стихотворение «На Волге»? (заслушиваются ответы учащихся).
Учитель: Некрасова в этом стихотворении печалит безысходность труда бурлаков, которым так тяжело жить, что они мечтают умереть. Поэт говорит своим произведением не только о бурлаках, но и о русских крестьянах, которые покорно терпят крепостное право. Некрасова возмущает это молчаливое терпение, и он призывает жить более осмысленно, задавать себе вопросы и искать на них ответы. Если бы бурлак задал себе вопрос, ради чего он терпит угнетение и рабство, то он смог бы сделать выводы и постараться изменить хотя бы жизнь своих детей, преподнести им урок независимости и стойкости. Поэт все-таки верит в силы русского народа и считает, что он достоин лучшей участи. Рябята, эта неделя правовых знаний. Скажите, какие права были у крепостных крестьян и бурлаков?
А какие права есть у вас?
Оценки
Домашнее задание: выучить отрывок «О Волга!.. колыбель моя!»