Конспект урока по литературе «Личность Н.А. Некрасова. «На Волге». Мысли, чувства, переживания героя стихотворения» (5 класс)

Урок литературы по теме «Личность Н.А. Некрасова. «На Волге». Мысли, чувства, переживания героя стихотворения».

Цели урока:
расширить представление обучающихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, понять роль Волги в судьбе Некрасова;
формировать у обучающихся коммуникативные навыки, развивать речь, мышление обучающихся, умение видеть и чувствовать красоту слова;
развитие высокого гражданского чувства, любви к Родине, сострадания к угнетенным, ощущения прелести русской природы.
Оборудование: презентация, портрет Н.А. Некрасова, выставка его книг, репродукция картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», волжские пейзажи, запись песни «Дубинушка».

Ход урока:
1. Оргмомент.

2. Запись темы. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми фактами из биографии Н.А.Некрасова и чертами его личности; посмотрим, какие из них нашли отражение в стихотворении «На Волге»; и определим, какие мысли, чувства и переживания переданы в стихотворении.
В ходе урока мы побеседуем о начале творческого пути Н.А.Некрасова, проверим домашнее задание и затем побеседуем по прочитанному стихотворении, далее нас ждёт знакомство с другими произведениями искусства, связанными с темой стихотворения и подведение итогов урока.

3. Вступление.
Итак, вам наверняка знакомо имя Некрасова. С какими произведениями вы уже знакомы? (отрывок из поэмы «Мороз, красный Нос» («Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи»)

4. Проверка д/з о Некрасове.
Дома вы, опираясь на статью в учебнике, готовили небольшое сообщение о поэте. Кого будем слушать? (выступление учеников).
Детство Некрасова прошло на Волге в Ярославской губернии, среди живописной природы. Мать позволяла мальчику играть с крестьянскими детьми – от них он узнавал о жизни простого народа. Рано утром он убегал с ребятишками на Волгу, катался с рыбаками в челноке, помогал им как умел. А сколько игр, приключений случалось с ними. Усталые и довольные, ребятишки любили посидеть под старыми вязами, послушать разговоры прохожих. На берегах великой Волги Некрасов видел бурлаков, вид которых сильно поразил впечатлительного мальчика. Эта картина с юных лет запала в душу Некрасова.  Будучи известным писателем, живя в Петербурге, Некрасов любил возвращаться в родные края. Общение с природой успокаивало и вдохновляло его. Он любил её глубокой и нежной любовью, чувствовал в ней своё, родное, русское.

5. Дополнения учителя.
Действительно, уже начиная с детства, всё то, что окружало Некрасова, формировало его характер и взгляды. Отец был очень деспотичным, жестоким человеком. Нередко и самому Некрасову от него доставалось, и дворовых крестьян он нередко нещадно наказывал. И маленький Некрасов, не в силах наблюдать всё это, убегал на Волгу, любовался её пейзажами, просторами. Действительно, Волга – очень красивая, величавая река. Многие писатели, художники воспели её в своих произведениях. Как, например, замечательный художник второй половины 19 века Исаак Левитан. То есть вот такая красота была перед глазами будущего писателя. Но, любуясь всем этим, Некрасов видел и то, насколько жестока и несправедлива окружающая жизнь. Он много времен проводил среди крестьянских детей, наблюдал за жизнью простого народа – всё это отразилось в последующем творчестве.
Будучи юношей, Некрасов, вопреки воле отца, который хотел, чтобы его сын стал военным, уезжает навсегда из родного дома в Петербург. Там учится в университете и начинает печатать свои произведения. Подробнее о творчестве и деятельности Некрасова мы узнаем в последующих классах, а пока мне бы хотелось, чтобы вы запомнили, что рос будущий поэт очень впечатлительным, отзывчивым, способным к состраданию человеком. И это не могло не отразиться на творчестве Некрасова.

6. Анализ стихотворения.
Но давайте обратимся к самому стихотворению «На Волге», которое многое скажет о поэте.
Дома вы самостоятельно читали стихотворение. Понравилось ли оно вам? Какие чувства оно вызвало?
Это стихотворение очень сложное и по композиции (т.е. построению), и по содержанию. Но вместе мы в нём разберёмся. Проверим домашнее задание: по готовому плану вам нужно было выделить восемь частей в стихотворению и обозначить границы каждой части. Что получилось? (поверка)
- Какие два временных плана присутствует в стихотворении? (настоящее и прошлое). Что рисуется в настоящем, а что в прошлом? (и там и там волжский пейзаж и встреча с бурлаками).
- Какой картиной открывается стихотворение? (пейзаж прошлого). А затем он дополняется и изображением Волги в настоящем. (Какие слова помогают нам это понять?). Давайте прочитаем этот отрывок и найдём самые яркие слова, эпитеты, которые передают чувства, настроение героя стихотворения и рисуют картины волжской природы. Все наши наблюдения будем заносить в тетрадь. Я предлагаю вам это сделать в виде таблицы. Потом это поможет вам ответить на итоговые вопросы. (запись в тетради).
- Чтение 1,2 отрывка (читает ученик). Что запишем? (Волга величава, светла). А в каких последующих стоках наиболее выражено чувство восторга перед волжским просторами? (О Волга! Колыбель моя! – прочитать отрывок (читает ученик).
- Но что прерывает это приподнятое, восторженное настроение героя? Назовите слова, которые это передают (вой).
- Далее рисуется первая встреча с бурлаками, которая произошла ещё в детстве героя.
- Кто такие бурлаки? В стихотворении два описания бурлаков – из настоящего и прошлого. Какими они рисуются?
- Мне бы хотелось обратить ваше внимание на репродукцию с картины Репина «Бурлаки на Волге». Что вы видите на ней? (ответы учеников, выступление эксперта-искусствоведа).
- Бурлацкая тема интересовала многих писателей, поэтов, художников, композиторов. Видимо, потому, что бурлаки поражали людей искусства своим измученным видом, своей обречённостью и тем, насколько тяжёлый труд им приходилось переносить. Во 2-ой половине 19 века поэтом Ольхиным было написано стих-е «Дубинушка», которое потом было положено народом на музыку. Эта песня стала очень популярной и среди бурлаков, и среди всего рабочего люда. (Встанем, потянемся - физкультминутка).
- Послушаем эту песню в исполнении Ф.И.Шаляпина.
- Каковы ваши впечатления от услышанного?
- Итак, одним из самых ярких эпизодов стихотворения является эпизод встречи героя стихотворения с бурлаками. Выразительное чтение (ученик) – не забывайте работать в тетради.
- В конце диалога бурлаков есть слова: «Я этих слов понять не мог». Каких слов? Что в них содержится? Почему они так взволновали мальчика?
- Как эта встреча повлияла на мальчика?
- Почему далее автор опять обращается к картинам природы? Что это помогает передать? Какие чувства?
- Волга – «река рабства и тоски». Возмущение, протест.
- Чем заканчивается стихотворение? – раздумьями о бурлаке. О чём размышляет герой стих-я? (со временем ничего не изменилось: всё те же притеснения, всё та же несправедливость, нищета).
- Итак, обратимся к вашим записям в тетради. Какие два противоположных настроения соседствуют при описаниях Волги? Какими словами это предано? Описывая бурлаков, какие чувства испытывает герой стихотворения, какими словами они передаются?
- Сверим ваши записи с записями с проектора.

7. запись домашнего задания.
Давайте запишем дом. задание. Некрасова всегда интересовала жизнь и судьба народа. Посмотрим, как он рисует простую женщину-крестьянку, какие чувства передает.

8. Подведение итогов урока.
Народ – это кормилец, защитник, строитель жизни. А положение его зачастую ужасно. Автор и герой его стихотворения живо откликается на все несправедливости. Цель поэта – пробудить в нас, читателях, в вас, молодом поколении, сочувствие к человеку, дать возможность задуматься о жизни и пробудить в дальнейшем активную жизненную позицию.