ЛИЧНОСТНО — ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ



ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
Педагог-психолог Рыжкова О.Б.

     Проблема адаптации студента — первокурсника к условиям обучения профессионального колледжа всегда была актуальна, но никогда не стояла так остро, как в настоящее время. Происходят изменения социальной ситуации в жизни вчерашнего выпускника школы, он сталкивается с профессиональным обучением, иногда для этого меняет место жительства, которое приводит к отрыву от семьи, близких, смене привычного обихода и приспособлению к новым условиям быта. Смена статуса ученика на студента и приобретение свободы, оборачивается определенными обязанностями. Становится очевидным, что далеко не каждый подросток, попадая в те или иные условия, способен быстро и успешно адаптироваться. Проблема адаптации студентов широко рассматривается в психолого-педагогических науках такими учеными как: Ж. Пиаже, Д. В. Колесовым, В. В. Богословским и при этом не теряет своей актуальности. Объясняется это быстрым современным ритмом жизни: развитие экономики и общественной жизни предполагает анализ новых аспектов адаптации человека к ним.
Термин «адаптация» возник в рамках физиологической науки и относился к процессу приспособления слухового или зрительного анализатора к действию раздражителя. В дальнейшем он распространился на более широкий круг явлений, характеризующих приспособление строения и функций организма к условиям внешней среды. Несколько десятилетий назад этот термин был заимствован социологией и психологией для описания явлений, касающихся освоения человеком различных сфер природной и социальной среды.
Социальная адаптация – как приспособление человека к условиям социальной среды – предполагает:
адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
адекватную систему отношений и общения с окружающими;
способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;
изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
Подростковый возраст не случайно называют «трудным»: становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, новая ситуация взрослости, смещение ориентации общения со взрослыми на ориентацию на общение с ведущей референтной группой – сверстниками, ориентация на практическую и общественно-значимую деятельность (похожую на деятельность взрослых) – все это обнажает и заостряет слабые стороны личности, делает ее особенно уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды.
В условиях формирующейся современной модели образования востребованными оказываются профессиональная и социальная мобильность выпускника среднего профессионального образования, его конкурентоспособность, социальная активность, профессиональная и социальная компетентность, готовность быстро осваивать новые, перспективные технологии и профессии, способность легко адаптироваться к постоянно меняющемуся социуму.
     На процесс профессиональной подготовки и профессиональной адаптации студентов негативно влияют: недостаточная информированность о требованиях к современному специалисту; неспособность к совершению самостоятельного выбора; неуверенность в собственных силах; неспособность видеть различные возможности, предоставляемые рынком труда. Контингент средних профессиональных образовательных учреждений часто составляют студенты, имеющие невысокую познавательную и профессиональную мотивацию, низкий уровень обученности и обучаемости, проявляющие зачастую асоциальное поведение. Данные обстоятельства необходимо учитывать в процессе профессиональной подготовки студентов.
      Все это требует поиска новых педагогических подходов для развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования и формирования у них необходимых профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих им высокий уровень профессиональной адаптации.
Признаками неуспешной адаптации являются снижение работоспособности, быстрая усталость от деятельности, возрастание уровня тревожности, сонливость, заторможенность или, же наоборот, гиперактивность, сопровождающаяся нарушениями дисциплины, систематическое невыполнение домашних заданий, пропуски занятий, отсутствие мотивации учебной деятельности.
      Развитие профессиональной адаптации осуществляется при реализации в образовательном процессе личностно-ориентированного  подхода.
     Личностно-ориентированный подход предполагает опору в образовании на индивидуальные особенности и субъективный опыт обучающегося, на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, укрепление профессионального «Я», поддержание адекватной самооценки. Использование данного подхода позволяет каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создает обстановку для естественного его самовыражения, способствует развитию профессиональной адаптации студентов от пассивного уровня к активному.
      Данный подход реализуется в образовательном процессе через совокупность частных принципов:
• принцип мобильности направлен на формирование компетенций (социальной, профессиональной и др.), которые являются одними из показателей профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования; постоянное обновление содержания профессионального обучения и воспитания; совершенствование знаний и умений по мере необходимости, в связи с изменениями на рынке труда;
• принцип индивидуализации, который позволяет выбирать адекватные виды деятельности студента в согласии с его индивидуальными особенностями, субъективным опытом, открывает перспективу реальной корректировки образования в соответствии с социальными претензиями и реальными способностями обучающегося, что способствует развитию профессиональной адаптации студентов;
• принцип интеграции, как сочетание и интегрирование на одном занятии не только знаний из различных дисциплин, а также деятельности, методов, технологий обучения и воспитания.
Само по себе успешное профессиональное самоопределение повышает адаптивность организма, является источником жизненной активности и позитивных тенденций в дальнейшем развитии личности и совершенствовании здоровья.
Адаптация личности студента к обучению - это сложный, длительный, а иногда и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежного преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений.
  Развитие профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования проходит в три этапа:
1) Организационно-проектировочный этап (1 – 2курс) направлен на: проектирование деятельности студентов и преподавателей с целью адаптации студентов к коллективу, образовательному процессу, традициям образовательного учреждения, принятие роли студента.
2) На организационно-деятельностном этапе (2 – 3курс) осуществляется организация профессиональной и социальной деятельности студентов в форме профессионального и социального проектирования, профессиональной и социальной практики, способствующих овладению профессиональным и социальным опытом, профессиональными  и социальными  ролями  (студент – практикант – специалист).
3) Контрольно-корректирующий этап (3курс) заключается в: контроле над динамикой развития профессиональной адаптации студентов; выявлении возможных затруднений, ошибок в организации их профессиональной деятельности; коррекции образовательного процесса; выяснении причин ошибок и определении подходов к их устранению.
Основные проблемы адаптации первокурсников к обучению:
- неумение распределять свое время и силы;
- неготовность к выполнению высоких требований преподавателей;
- отсутствие привычного контроля со стороны родителей, учителей;
- неготовность к обучению, основанному на полной самостоятельности;
- отсутствие у некоторых студентов трудолюбия, силы воли, а главное – желания учиться.
Ведущим условием эффективности процесса адаптации, является целенаправленное педагогическое управление этим процессом.
Управлять адаптационным процессом обучения на 1-м курсе – значит сознательно и последовательно обеспечить переход от одной стадии развития личностных отношений и ценностей, к другой.
От преподавателей и куратора во многом зависит успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде, налаживание деловых и личных контактов между членами группы. Успех деятельности куратора 1-го курса во многом зависит от четкого осмысления и определения основных направлений, от оптимального выбора форм и методов воспитания, значительно повышающих эффективность управления адаптационным процессом первокурсников к учебному заведению.
Основными направлениями комплексной системы организационно-педагогический мер, которые позволяют классному руководителю оптимизировать работу и быстрее достичь необходимых результатов, являются:
1. Проведенные работы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в ССУзе, профессиональному ориентированию;
2. Ознакомление классных руководителей с социально-демографическими характеристиками студентов, изучение черт их характера, уровня знаний и общественной активности.
3. Изучение формирующейся системы межличностных отношений.
4. Развитие у первокурсников недостающих организаторских умений и навыков.
5. Помощь в организации самовосстановления. 
Основные задачи куратора на начальном этапе формирования профессиональных интересов:
 - выявление у студентов мотивов поступления в данное учебное заведение, степени понимания ими специфики и характера получаемой профессии;
- определение степени сознательности выбора учебного заведения и профессии, диагностика данных, которые могут и должны быть развиты в процессе подготовки будущих специалистов.
Главное внимание куратору следует уделить активному ознакомлению студентов с требованиями, предъявляемыми профессией к личности специалиста. Представляется также необходимым развитие познавательного интереса к научным и профессиональным требованиям через организацию внеучебной деятельности студентов – основной формы работы куратора. Авторы многих исследований показывают, что у студентов имеется определенная потребность в самообразовании, но уровни этой потребности различны. Задача состоит в том, чтобы создать условия для ее удовлетворения, сформировать побудительные мотивы к самообразованию у каждого студента, оказать необходимую помощь. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента.
Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Для интенсификации адаптации студентов к условиям нового учебного заведения важное значение имеет интенсивность дружеских связей в группе. Поэтому в целях стимулирования процессов микрогрупповой дифференциации необходимо организовывать коллективные формы совместного досуга (выставки, театры, поездки и т.д.), психологические игры и упражнения, ориентированные на создание благоприятного психологического климата в группе и духовное развитие личности.
Процесс социальной адаптации личности в условиях студенческой среды может осуществляться более эффективно, если:
1. в процессе гармонизации отношений и педагогической поддержки учитывается специфика студенческой среды и особенности многоуровневой системы обучения, достигается ее ориентация на личностно-ориентированный подход в образовании;
2. четко определяются субъекты личностно-средового взаимодействия в процессе социальной адаптации, их функции и задачи;
3. в данном процессе обеспечивается интеграция социально-педагогических действий управленческих структур ССУЗа, студенческого сообщества и других социально – значимых подразделений.
Процесс социальной адаптации личности важно исследовать, когда студенческий социум подвержен множеству различных влияний извне, жизненным неурядицам и возрастным катаклизмам. Среди многочисленных факторов, негативно влияющих на духовную сферу молодежи, особо выделяются:
1. отчуждение личности от общества, от национальных и культурных традиций;
2. недостаточная востребованность обществом получаемых знаний и профессионального мастерства;
3. снизившийся статус образования и интеллектуальной деятельности в обществе;
4. разрушение прежних идеалов, социальная апатия, уродливые формы инициативы;
5. падение нравственности среди взрослых и молодежи;
6. изменение ценностных ориентации в сторону ограниченных духовных запросов.
Помочь разрешить психологические трудности и проблемы в этом социальном пространстве. Способствовать гармонизации отношений внутри студенческого общества и его внешним контактам. Формировать этику отношений, с которой начинается включенность в социальные связи в любом новом окружении. Без разрешения этих и других проблем невозможно обеспечить престиж студенческой молодежи в духовном и интеллектуальном развитии. На это и должна быть направлена деятельность всех механизмов социальной адаптации, необходима ориентация на личностно-ориентированный подход в образовании.
В современных экономических условиях развития страны все чаще наблюдается тенденция ухудшения материального положения студентов и вузов и СУЗов. По этой причине многие студенты с первых курсов вынуждены зарабатывать на жизнь и поэтому перед ними появляются еще более сложные задачи, которые в свою очередь усложняют процесс адаптации.
На протяжении первого курса формируется студенческий коллектив, комплектуются навыки и умения организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, складывается оптимальный режим труда и отдыха. Так же устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Поэтому очень важно для студента «войти» в новую группу сокурсников, наладить позитивное общение и взаимодействие, сформировать мотивацию дальнейшего обучения. На первом этапе обучения могут возникнуть социально-психологические трудности обучения: вхождение личности в мир студенчества, принятие его ценностей, норм, стандартов поведения. Все это в разной степени накладывает отпечаток на личность, сообщает ей внутреннюю динамику потребностей. На процесс внутренней адаптации личности оказывает влияние факторы межличностных отношений, которые определяют установки, удовлетворяющие личностный статус студента, формируют уровень его требований. Так же сюда можно отнести и формирование у студентов потребности быть полезным обществу, иметь активную позицию в социуме, иметь ценностное отношение к труду, уметь организовать свой быт и досуг. Многие первокурсники ССУЗов на начальном этапе обучения испытывают трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы: они не умеют работать с учебниками и первоисточниками, конспектировать лекции, анализировать информацию, полученную на занятиях, четко и содержательно излагать свои мысли, заданные рефераты и доклады стараются взять из интернета или заказать у частных фирм. Поэтому еще на первом курсе студентов необходимо обучить навыкам самостоятельной работы в учебной деятельности, а педагогам необходимо стараться контролировать, что бы студенты на занятиях смогли показать итоги самостоятельной работы. Важно помнить, что студенты — это люди, находящиеся в юношеском возрасте. А для юношества характерна неустойчивая психика. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью, резкой сменой настроения, тревожностью и т. п. Поэтому в условиях колледжа должна четко планироваться система мероприятий, которые будут способствовать успешной адаптации первокурсников.
Ежегодно в начале учебного года в нашем колледже проводится анкетирование первокурсников по проблеме адаптации. Опросник позволяет выявить эмоциональное отношение студентов 1 курса к обучению в ГПК ГГТУ в адаптационный период и определить основные характерные причины успешности или неуспешности адаптации к обучению. В ходе исследования студентам необходимо оценить предложенные утверждения на основании степени своего согласия или несогласия:
1. В колледже созданы благоприятные условия для полноценного обучения и развития личности студентов.
2. Я испытываю положительные эмоции, когда прихожу в колледж.
3. Мне кажется, что в моей учебной группе сложились доброжелательные межличностные отношения.
4. Преподаватели колледжа относятся к нам, студентам 1 курса, доброжелательно.
5. Меня устраивают социально – бытовые условия общежития.
6. Период адаптации к новой социальной ситуации, то есть к обучению в ГПК ГГТУ, у меня завершился.
№ 7 (незаконченное предложение). Мне хотелось бы, чтобы в колледже…(перечислить пожелания, предложения, замечания, как положительные, так и отрицательные, связанные с жизнедеятельностью в ГПК ГГТУ).
Обсуждение со студентами результатов анкетирования позволяет не только выявить имеющиеся недостатки, но и наметить пути решения проблем. Особое внимание при анализе результатов уделяется сложившимся в учебных группах взаимоотношениям и отношениям в системе «преподаватель-студент». Студент должен чувствовать себя комфортно для того чтобы проявлять самостоятельную активность.
К числу наиболее важных мероприятий можно отнести работу по формированию и комплектованию групп, ритуал «Посвящение в студенты», чтение курса «Введение в специальность», выступления ведущих преподавателей в группах, знакомство с историей колледжа, выпускниками, прославившими его, организация психологического сопровождения студентов. Для создания благоприятного климата адаптации студентов проводятся тренинги, которые способствуют более тесному контакту студентов и педагога (тренинг личностного роста, тренинг коммуникативных способностей, тренинг «Жить в мире с собой и другими», тренинг «Учимся жить в современном мире»).
Это помогает сплотить коллектив, установить доверительные отношения, научить общаться в группе, находить общий язык с однокурсниками. Эффективно организованная работа студента и педагога является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.
Современное общество и деловой мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых принять правильное самостоятельное решение и нести за это ответственность, уметь реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях связанных с поиском и выбором своей профессиональной карьеры, которая начинается со студенческой скамьи. Поэтому знание проблем адаптации студентов-первокурсников учреждений средних профессиональных учреждений, выявление студентов, имеющих трудности в адаптации, а так же знание и применение различных методов и форм работы педагогического коллектива, психолога и куратора со студентами, позволит организовать процесс адаптации студентов более успешным.
Список литературы
Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.
Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. - 2007. - № 3. - С. 173-177.
Огородник С. И., Масолова М. И. Социально-психологические проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения в профессиональном колледже // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 1024-1026.
Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 83-89.
Соловьев A., Макаренко Е. Абитуриент-студент: проблемы адаптации // Высшее образование в России. - 2007. - № 4. - С. 54-56.
Томкив Е.Л. Взаимосвязь социальных значений и ценностей: к проблеме социальной адаптации личности студента // Современные гуманитарные исследования. - 2008. - № 4. - С. 185-187.
http://knigi.link/pedagogicheskaya-psihologiya-uchebniki/protsessyi-adaptatsii-svete-lichnostno-19189.html