Деятельностный метод как средство развития познавательной активности ребенка-дошкольника

Деятельностный метод
как средство развития познавательной активности ребенка-дошкольника
С введением в систему образования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной личности. Стандарт определил целевые ориентиры дошкольного образования (слайд5), к реализации которых должен стремиться каждый педагог, чтобы обеспечить ребенку в дальнейшем успешность его адаптации в школе.
Проблема, как сформировать важные личностные качества дошкольника, стала основой для выбора моей темы по самообразованию: «Деятельностный метод как средство формирования качеств успешной личности ребенка-дошкольника». Над темой работаю с 2013 года. Считаю, что именно деятельностный метод дает возможность реализовать требования стандарта и обеспечить преемственность с ФГОС второго поколения начального образования.
Цель, которую я поставила перед собой: развитие личности ребенка через осуществление системно-деятельностного подхода в построении образовательного процесса.
Задачи:
создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить средства ее достижения; воспитывать инициативность, самостоятельность, волевую саморегуляцию;
помочь ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Для достижения цели и решения поставленных задач необходимы условия:
личностно- ориентированное взаимодействие с ребенком,
создание развивающей предметно-пространственной среды,
использование технологий и методов на основе деятельностного подхода,
постоянная работа по самообразованию.
При работе учитываю принципы деятельностного метода.(Слайд6)
Для реализации поставленных мною целей и задач использую методы и педагогические технологии, в основе которых лежит деятельностный подход.
Метод проектов, который я в течение многих лет применяю в образовательной работе с детьми, считаю одной из наиболее эффективных развивающих технологий, т.к. в ходе реализации проектов расширяются знания детей об окружающем мире (при выполнении исследовательских и творческих проектов), развиваются познавательные, творческие, регуляторные, коммуникативные способности детей, формируется умение определять этапы реализации проекта, следовать задуманному плану, вносится разнообразие в игровую деятельность, развиваются навыки публичного выступления. Полученные знания дети используют для последующего создания новых объектов действительности.
Групповой метод. В ходе работы в микрогруппах дети учатся договариваться между собой, учитывать мнение партнера, отстаивать свое мнение, делать умозаключения, у них развиваются коммуникативные навыки, речь, мышление. Использую разные способы деления детей на группы: по желанию, по гендерному признаку, «по способностям», по моему заданию.
Технология проблемного обучения. Используя технологию проблемного обучения, в первую очередь, уделяю внимание самостоятельной добыче знаний и умению их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач.Для детей создаю ситуацию, задачу, даю возможность находить средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Учу детей видеть проблему, ставить вопросы, строить доказательства, делать выводы.
Технология исследовательской деятельности. В работе с детьми использую следующие виды исследовательской деятельности: опыты (экспериментирование), коллекционирование, игры- путешествия, путешествие «по реке времени» и др. Дети изучают объекты, совершают операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, делают выводы, умозаключения, опираясь на собственный практический опыт.
ИКТ. Для повышения мотивации детей, развития у них творческих и интеллектуальных способностей, активизации их познавательного интереса, создания благоприятного эмоционального фона использую информационно-коммуникационные технологии. В группе имеется компьютер, проектор. Для детей созданы презентации на разные темы, которые я использую в совместной деятельности. Также использую в работе презентации, где представлены схемы для моделирования, для проведения экспериментов (слайд13).
Формы работы. Методы, технологии, приемы на основе системно- деятельностного подхода использую в непосредственно-образовательной деятельности, в режимные моменты, дети применяют полученные умения и навыки в самостоятельной деятельности.
Структура занятия на основе деятельностного метода.
1.Введение в игровую ситуацию (организация детей). Создаю мотивацию на игровую деятельность, выбирая те приемы, которые соответствуют данной ситуации (кто-то приходит в гости; присылает письмо, посылку и т.д.)
2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности (надо-хочу-могу). Создаю затруднение, которое, активизируя мыслительные процессы воспитанника, вызовет интерес к теме занятия. Ребенку будет интересно выявить причины затруднения и найти способы их решения.
3.  Проектирование решения проблемной ситуации. Нацеливаю детей на поиск выхода из затруднения в игровой ситуации. С помощью диалога помогаю детям самостоятельно выйти из затруднительной ситуации.
4.Выполнение действий. Составление нового алгоритма на основе старого, фиксация его в речи и возвращение в игровую ситуацию
- Работа над решением проблемы с использованием дидактического материала (работа в микрогруппах, в паре)
-  Нахождение места «нового» в системе представлений ребенка, возможность применения «нового» в повседневной жизни
-   Самопроверка и коррекция.
5.Рефлексия. Вам понравилось? Что мы сделали? Как мы это сделали?  Зачем? Что вам удалось сделать вместе, в командах? У вас все получилось? А у кого что-то не получилось? Что именно? Почему?
Для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно, чтобы он без труда самостоятельно мог включиться в любую деятельность в группе созданасоответствующая развивающая среда. Это уголок экспериментирования для проведения опытов с разными предметами, материалами, уголок природы для наблюдения и исследования объектов живой природы, уголок конструирования,где расположены различные конструкторы, модели, схемы, картинки различных построек. В уголке «ИЗО»расположены разнообразные изобразительные материалы, а также игры, направленные на развитие мышления, творческого воображения. В уголке коллекционирования собраны коллекции различных предметов, которые дети классифицируют, исследуют, используют для развития творческих способностей. Все атрибуты различных сюжетно- ролевых игррасположены в пластиковых контейнерах и картонных коробках. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру. Узнать дополнительную информацию об объектах дети могут, воспользовавшись энциклопедиями, расположенными в книжном уголке.
В результате использования деятельностного подхода:
У дошкольников проявляется положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе, инициативность, самостоятельность в выборе деятельности, навыки  самостоятельной работы.
Дети могут самостоятельно   видеть проблему, выдвигать гипотезы, предположения, пользуясь аргументацией и доказательствами, делать выводы и умозаключения.
Сформированы представления  детей об опытах и экспериментах с различными материалами, умения использовать творческие способности в процессе опытно-экспериментальной деятельности
Сформировались умения творчески, нестандартно решать учебные задачи.
В большей степени стал проявляться интерес к получению новых знаний, обращению за помощью к родителям, воспитателю,  что расширяет их познавательную сферу.
Считаю, что системно- деятельностный подход в работе с дошкольниками позволяет добиться реализации современных целей образования, создать предпосылки универсальных учебных действий и подготовить детей в обучению в школе в условиях реализации ФГОС второго поколения.
В будущем планирую продолжить работу по реализации деятельностного метода, использовать новые методики и формы деятельностного обучения.