Выступление на заседании кафедры русского языка и литературы МОУ Гимназии №8 г. Волгограда Система работы над речеведческими понятиями как основа формирования коммуникативно – речевых УУД на уроках русского языка

Выступление на методическом объединении кафедры русской словесности.
Система работы над речеведческими понятиями как основа формирования
коммуникативно – речевых УУД на уроках русского языка.

Формирование коммуникативно – речевых УУД учащихся – одна из самых актуальных проблем, стоящих перед учителем русского языка и литературы. Чем это обусловлено?
Во-первых, модернизация содержания языкового образования преследует цель – помочь учащимся овладеть языком во всех его функциях: коммуникативной, функции познания и мышления, функции освоения духовных ценностей. Развитие речи – это важнейшее средство социализации личности, развития ее интеллектуальной, духовно-нравственной сферы, способ приобщения к культуре общества и условие саморазвития растущего человека как личности.
Во-вторых, сегодня становится очевидным, что в преподавании русского языка, в том числе в развитии речи, не всё благополучно: на первом плане остается правописная компетенция, а при работе над развитием речи главное внимание по-прежнему уделяется сочинениям и изложениям. Учитель в своей деятельности должен еще ориентироваться и на те социокультурные изменения, которые происходят в обществе и отражаются на современной личности.
 Работа по развитию связной речи учащихся строится в разделе на основе речеведческих понятий. Известно, что любые умения и навыки, в том числе и коммуникативно-речевые, формируются наиболее успешно сознательным путём, с опорой на теоретические обобщения. Понятия и правила, являясь ориентировочной основой учебных действий, способствуют осознанию способов действия, создают условия для переноса знаний и умений, помогают учащимся осуществлять самоконтроль в обучении.
         Практика наглядно показала, что сознательный путь формирования речевых умений и навыков повышает эффективность работы по развитию речи и в конечном счёте обеспечивает более высокий уровень владения русским языком как средством общения.
В 5 классе  учащиеся знакомятся с несколькими группами понятий. В соответствии с поставленной целью в программе по русскому языку усилена понятийная (речеведческая) основа обучения связной речи. Теоретическую основу составляют три группы понятий:
1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания, формальная связность; членимость текста на абзацы, строение абзаца.
2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, художественный, публицистический.
3. Функционально – смысловые типы речи описание, повествование и рассуждение.
Пятиклассники должны  овладеть рядом специальных умений, учебных (вспомогательных) и коммуникативных (речевых). Они должны уметь:
подвести под понятие предложенный текст (определить его стиль, тип, найти в нём «данное» и «новое», определить его тему, основную мысль и т.д.);
обосновать своё суждение, аргументировать ответ: выстраивая доказательства, они должны отталкиваться от основных признаков понятия;
вывести следствие из понятия (например, определив по речевой ситуации, что текст художественного стиля, они должны найти в нём языковые средства, характерные для этого стиля, раскрывающие такие его черты, как образность и эмоциональность);
править и редактировать текст, то есть устранять в нём недостатки и делать текст лучше;
создавать текст определённого стиля и типа на предложенную учителем тему.
В 6 классе  повторяется изученное о тексте, стилях и типах речи, расширяется представление о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи, вводятся новые  понятия:
- Текст: способы и средства связи предложений, нормативный повтор и повтор-недочёт, сложный план.
- Стили речи: научный стиль (сфера употребления, задачи речи, характерные языковые средства).
- Типы речи: описание места, описание состояния природы, рассуждение-объяснение.
- Композиционные формы: аннотация, отзыв, структура научного определения понятия.
Шестиклассники должны овладеть основными умениями:
* Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для научного стиля речи; выделять в тексте художественного произведения описание места и состояния окружающей среды; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.
* Подробно и выборочно(устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и состояния природы. Пересказывать учебно-научные тексты, в том числе рассуждения-объяснения.
* Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, состояния природы; составлять рассуждения на дискуссионную тему о поступках людей. * Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержании книги, фильма и т.д.
* Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы.
      В 7 классе  продолжается изучение речеведческой теории. Ученики знакомятся с публицистическим стилем речи и его некоторыми жанровыми разновидностями, с особенностями строения текста типа описания состояния человека, рассуждения-размышления, с прямым и обратным порядком слов в предложениях текста. На понятийной основе строится работа над изложениями и сочинениями; семиклассники учатся анализировать тексты и и создавать собственные высказывания, полагаясь не только на чувство языка, на речевую интуицию, но и опираясь на знание определённых правил строения текста.
        К 7 классу учащиеся располагают уже достаточно обширным объёмом знаний из области речеведения. Этап первичного ознакомления с основными речеведческими понятиями в этом классе завершается. Поэтому особенно важно в начале года повторить и систематизировать изученное в 5 и 6 классах.
        В 8 классе работа по развитию речи продолжается в том же методическом ключе, что и предыдущие годы. Её цель – усилить речевую подготовку учащихся путём включения в курс родного языка системы речеведческих понятий – стилей, типов речи, текста. Понятийно ориентированная методика позволяет формировать коммуникативные умения и речевые навыки сознательным путём. Она даёт возможность выйти на правила построения типовых текстов и тем самым обеспечить условия для переноса знаний и умений, для формирования навыков самоконтроля, что сделает обучение более эффективным.
          8 класс представляет собой как бы вторую ступень обучения в единой методической системе развития речи.
           Если в 5 – 7 классах в центре внимания был типовой фрагмент текста, его строение, то в 8 классе в качестве единицы обучения используется целый текст – рассматривается структура жанра.
        В программу речевого раздела курса 8 класса включен следующий материал:
        1. Повторение и обобщение изученного в 5 – 7 классах: о стилях, типах речи, тексте и его строении.
        2. Жанры публицистики, их строение и языковые особенности: а) репортаж; б) статья; в) очерк.
Преимущественное внимание к публицистическому стилю объясняется соображениями как чисто лингвистическими, так и прагматическими. Выбор жанров внутри публицистики связан с типологическими особенностями этих композиционных форм: в репортаже преобладающим типом речи является повествование, в очерке – описание, в статье – рассуждение.
        Ознакомление с языковыми особенностями публицистической речи, со способами организации публицистического высказывания, с разными жанрами публицистики имеет практическое  значение для дальнейшей, взрослой жизни сегодняшнего школьника, поскольку, войдя в самостоятельную жизнь, он должен уметь ориентироваться в материале, предлагаемом средствами массовой информации.
        Дидактический материал публицистического стиля позволяет включить школьников в обсуждение актуальных вопросов общественной жизни, тех её сторон, которые доступны их пониманию. Пятнадцатилетний подросток ждёт этого разговора, он с готовностью идёт на него. В этом возрасте человеку  «хочется быть  личностью, хочется проявить себя в сложной гражданской и общественной жизни» (В.А.Сухомлинский). Работа с текстами публицистического стиля, особенно работа над сочинениями, которые требуют личностного отношения к описываемым событиям, активной позиции автора, помогает формировать у учащихся гражданские убеждения.
        В 9 классе раздел «Речь» включает в себя следующий материал:
* Повторение речеведческой теории, изученной в 5 – 8 классах.
* Сопоставление понятий  «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы».
* Речевые жанры: эссе, путевые заметки, рецензия.
* Деловые бумаги: заявление, доверенность, расписка, автобиография, характеристика.
В 9 классе продолжается работа над «большим» текстом, начатая в 8 классе. Здесь же заканчивается знакомство учащихся с речеведческой теорией. Важно в начале года повторить и систематизировать изученное ранее, так как объяснительная сила теоретических знаний заключается в их системности: чтобы понять, как строится тот или иной «большой» текст, нужно рассмотреть его в различных ракурсах: определить принадлежность к тому или иному стилю, жанру, типу речи; в рамках стиля и жанра рассмотреть предметное содержание текста (тему, основную мысль), композицию; увидеть, каким способом развивается в нём мысль (параллельно или последовательно), какие языковые средства употреблены для связи предложений; какие синонимические средства языка используются для передачи «данного» и «нового» в типовых фрагментах, каков порядок следования слов и пр.
        В 8 классе основное внимание было уделено формированию действия подведения текста под то или иное речеведческое понятие (определи стиль, тип речи и т.п.). В центре внимания были поэтому экстралингвистические признаки понятия (компоненты речевой ситуации), на основе которых устанавливается связь между текстом и тем или иным речеведческим понятием. В 9 классе, продолжая работу по идентификации текста, мы переносим акцент на формирование другого действия – выведение следствия из понятия, то есть после того как мы установили, к какому стилю, жанру, типу речи относится текст, можно приступать к анализу языковых средств, руководствуясь при этом знанием ведущих стилевых черт, жанровых особенностей или специфики построения типовых фрагментов текста. Только в этом случае языковой анализ становится осознанным, действия учащегося – целенаправленными: он знает, что должен найти, увидеть в данном тексте. В художественном тексте ученик ищет языковые средства образной конкретизации и эмоциональной выразительности, оценки; в типовом фрагменте со значением «описания предмета» обратит внимание на использование в «новом» различных грамматических способов выражения значения признака (прилагательных, определительных сочетаний, существительных и глаголов с признаковым значением); зная основное правило словопорядка (сначала «данное», затем «новое»), без особого труда обнаружит и объяснит инверсию в типовом фрагменте текста, схема построения которого ему также известна, и т.д.
        Следовательно, при проведении понятийно-направленного анализа текста в 9 классе в центре внимания лежит осознанный языковой разбор текста.
        Анализ текста готовит учащихся к работе по созданию собственного текста; в качестве одного из главных компонентов он входит в методику проведения обучающих изложений и сочинений.
        В 9 классе ученики приобретают новые знания из области речеведения: даётся понятие «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы». Они знакомятся с новыми жанрами публицистической и научной речи: путевым очерком, эссе, рецензией и деловыми бумагами.  Продолжается работа над сочинением и изложением.
Таким образом, формирование речевой деятельности младшего школьника в процессе работы над речеведческими понятиями – достаточно актуальная проблема. Овладение речевой деятельностью будет успешным в том случае, если учитель в ходе учебной деятельности грамотно проведет работу по введению системы речеведческих понятий, использует методы, формы, средства, составляющие основу речевой деятельности. Формирование навыков речевого этикета – также неотъемлемая часть развития речи учащихся. В результате обогащается речь школьников, их активный словарный запас, воспитывается внимательное, вдумчивое отношение к речи, формируется умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации.
май 2016г.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415