Конспект урока по химии на тему: Гидроксильные соединения(10 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №1 МО город Бугуруслан
Конспект урока по химии на тему:
«Гидроксильные соединения»
(10 класс)
Подготовила
учитель химии, ВК
Н.К. ИдигишеваБугуруслан, 2015г.
Урок на тему: Обобщение и систематизация знаний по теме «Гидроксильные соединения»
10 класс
Дата:03.02.15
Цель урока: обобщить и систематизировать пройденный материал по теме «Гидроксильные соединения».
Задачи урока:
Образовательные: обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий по теме; закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах спиртов и фенолов;
Развивающие: развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами соединений; развивать творческие способности и познавательный интерес учащихся к химии;
Воспитательные: особое внимание уделить вредному воздействию этанола на организм человека; пропаганда здорового образа жизни.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Основные педагогические технологии, используемые на уроке: ИКТ-технология, дифференцированное обучение,
Форма урока: урок – практикум
Методы обучения: проблемно-поисковый, информационно-коммуникационный.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, парная.
Требования к уровню подготовки учащихся:
учащиеся после урока должны знать химическую терминологию по теме;
учащиеся после урока должны уметь применять знания на практике о составе, строении и свойствах спиртов и фенолов;
учащиеся должны уметь ставить и формулировать цели, задачи, планировать пути достижения задач при выполнении практических заданий, умение работать в сотрудничестве, анализировать иллюстративный материал, обобщать, грамотно аргументировать свои выводы;
выполнять задания ЕГЭ по теме.
Форма организации обучения: индивидуальная, парная групповая.
Методы обучения, применяемые на уроке:
Метод беседы (постановка вопросов, коррекция ответов, формулирование выводов).
Проблемно-поисковый метод (создание проблемной ситуации. Ее решение в процессе практической работы, формулирование выводов).Логический метод (выделение главного, установление аналогий, обобщение.)
Метод самостоятельной работы (инструктирование о порядке выполнения заданий, выполнение заданий.)
Практические методы (планирование выполнения заданий ЕГЭ, самоконтроль и взаимоконтроль).
Средства обучения:
Учебник - Химия: орган. химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Кравцова.- М.: Просвещение, 2007 г; программы углубленного изучения химии в старших классах общеобразовательных учебных заведениях, О.С. Габриелян, И. Г. Остроумов, 2006 год.
Оборудование: пробирки, спиртовка, штативы, пробиркодержатель, чашки Петри, пинцет.
Реактивы: этиловый, спирты, вода, раствор сульфата меди, щелочь, фенолфталеин, раствор куриного белка.Дидактические карточки.
Мультимедийная установка, мультимедийный проектор, компьютер, экран, ноутбуки, дидактический материал, бланки ЕГЭ, электронное приложение к учебнику.Ход урока.
І этап – Организационный этап.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка присутствующих.
Класс делится на 3 группы по 4-5 человек, которые сидят отдельно за столами.
II этап – Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока.
Вступительная беседа. У него много лиц. Это продукт питания, жидкость и топливо, а также дезинфицирующее и болеутоляющее средство, средство возбуждения и успокоения и, наконец, средство улучшения самочувствия, которое, однако, может одурманивать и вызывать зависимость»
Марк Келлер
О каком веществе говорится? (Этиловый спирт)
К какому классу органических соединений относятся этиловый спирт? (Спирты)
Какие классы кислородсодержащих веществ нами изучены? (Спирты. Фенолы)Какой этап следует после изучения? (закрепление)
Вы изучили тему «Гидроксильные соединения», сегодня полученные знания мы приведем в систему (запись в тетради темы урока).
- Давайте определим круг вопросов, подлежащих рассмотрению. Исходя из темы урока, выделите основные опорные понятия, которые нужно знать по данной теме:
1.Номенклатуру и изомерию спиртов.
2.Физические свойства и химические свойства спиртов.
4. Применение спиртов.
Какую цель вы можете поставить на сегодняшний урок, задачи для достижения этой цели?
(постановка цели и задач урока учащимися) (слайд).
Работа в рабочих листах, где указаны задания к уроку. Бально-рейтинговая система оценивания знаний, запись в маршрутных листах.
III. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос (работа с классом).
1. Какие вещества называются спиртами?
Ответ: Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп – ОН, соединенных с углеводородным радикалом. 2. По каким признакам классифицируют спирты?
Ответ: По числу гидроксильных групп (одноатомные, двухатомные, трехатомные); по характеру углеводородного радикала (предельные, непредельные, ароматические); по характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа (первичные, вторичные, третичные). 3. Продолжите фразу «Фенолы – это…»
Ответ: Фенолы – это органические вещества, содержащие радикал фенил, связанный с одной или несколькими гидроксильными группами.
4. Какие виды изомерии характерны для спиртов?
Ответ: По положению функциональной группы, углеродного скелета, межклассовая с простыми эфирами.
5. Какими химическими свойствами обладают спирты?
Ответ: Спиртам характерны следующие реакции: замещения; дегидратации; этерификация; окисление.
6. Способы получения спиртов?
IV этап - Применение знаний и умений.
Работа с электронным учебным изданием «Химия. 10 класс» по интерактивным модулям (компьютерное тестирование)
1 группа- «Номенклатура предельных одноатомных спиртов» (7);
2 группа – «Изомерия предельных одноатомных спиртов» (8);
3 группа – «Химические свойства предельных одноатомных спиртов» (10).
Индивидуальное задание для учащихся по теме: Фенолы (интерактивные модули).
Практическое задание: Провести опыты, подтверждающие химические свойства спиртов, а также качественные реакции на данные классы соединений.
Давайте вспомним основные положения по Т\Б:
Как нюхать реактивы?
Можно ли пробовать на вкус?
Если пролили или просыпали реактив?
А теперь вспомним, как можно отличить вещества одного класса от другого.
Как называются такие реакции? ( Качественные или реакции распознавания).
Какие качественные реакции на многоатомные спирты и фенолы вы изучили?
Ответ: на многоатомные спирты – взаимодействие со свежеприготовленным гидроксидом меди (II) с образованием ярко-синего алкоголята меди; на фенолы – взаимодействие с раствором FeCl3 с образованием фиолетового фенолята железа. Видеофрагмент «Качественная реакция на фенолы»
Выполнение эксперимента.
Опыт1. «Нарушение свойств белков при действии на них этанолом»
Цель: выяснить, как этиловый спирт влияет на структуру и свойства белка.
Реактивы: 2 пробирки, этиловый спирт, вода, белок куриного яйца.
Ход опыта: В две пробирки налейте по 1-2 мл яичного белка. В одну из них добавьте 8 мл воды, а в другую - столько же спирта и взболтайте. Что наблюдаете в ходе реакции? Объясните происходящее явление
(Сравнивая содержимое пробирок, обратите внимание, что в первой пробирке белок растворяется, так как яичный белок относится к легкорастворимым белкам (поэтому он хорошо усваивается). В спирте белки не растворяются: спирт отнимает от белков воду. В результате этого нарушаются структура, свойства белка и его функции
Вывод: спирт необратимо нарушает структуру и свойства белка.
Опыт2. «Качественная реакция на этанол»
Реактивы: этиловый спирт, медная проволока.
Цель: провести реакцию окисления спирта, используя имеющиеся реактивы.
Сильно накалите на пламени спиртовки свернутую в спираль на конце медную проволоку. Не давая остыть, опустите ее в пробирку с этиловым спиртом. Проделайте это несколько раз. Обратите внимание на признаки реакции: а) что произошло с медной проволокой? б) изменился ли запах? Составьте уравнение реакции, сделайте вывод.
Опыт 3. «Качественная реакция на многоатомные спирты»
Реактивы: глицерин, растворов гидроксида натрия и сульфата меди (II).
Цель: провести качественную на многоатомные спирты.
Получите гидроксид меди (II), путем сливания растворов гидроксида натрия и сульфата меди (II). Прилейте полученный осадок к глицерину. Осадок гидроксида меди растворяется и образуется темно-синий раствор глицерата меди (II). Обратите внимание на признаки реакции: а) что произошло с осадком гидроксида меди (II) ? б) изменился ли цвет? Составьте уравнение реакции, сделайте вывод.
Запись уравнений реакций на доске.. внений реакций на доске.ния на практике.и мзучены?
Расчётные задачи на вывод молекулярных формул органических веществ
В каких заданиях Кимов ЕГЭ-2015 по химии встречается данная тема?
(Учащиеся разных групп по спецификации и кодификатору демоверсии ЕГЭ определяют место данной темы в КИМах ЕГЭ).
К какому номеру задания относится задачи на нахождение молекулярной формулы вещества? (№40). Отработаем это задание.
а) Решение расчётной задачи – работа с одаренными учащимися (на доске)
Органическое вещество сиропообразная жидкость, сладковатая на вкус, используется как заменитель сахара в пищевой промышленности. Определите формулу вещества, если при сгорании его массой 5 г выделяется 3,65л оксида углерода (IV) и 3,9г водяных паров. Известно, что 1л его паров при н. у. имеет массу 4,1г.б) Решение задач КИМов ЕГЭ (решение в группе, обсуждения).
Составьте шаростержневую модель выведенных формул органических веществ.
Задания 1 группы: № 87 (40), стр. 123 сборника «ФИПИ. ЕГЭ 2015»;
Задания 2 группы: № 91 (40), стр. 123 сборника «ФИПИ. ЕГЭ 2015»;
Задания 3 группы: № 88 (40), стр. 123 сборника «ФИПИ. ЕГЭ 2015».
Физминутка – «Стрельба глазами»
Итоговое тестирование. Работа по вариантам, с бланками ЕГЭ, взаимопроверка.
Критерии оценивания:
№ 1-10 - 1 балл;
№ 11-13 – 2 6алла (1 ошибка-1 балл; 2 ошибки-0 баллов);
№ 14 – 5 баллов; № 15 – 4 балла.
Говоря о спиртах, нельзя не затронуть вопроса о физиологическом действии спиртов на живые организмы. Выступление учащихся по теме: «Спирты в нашей жизни».
Группы внимательно слушают, дополняют, записывают положительные и отрицательные стороны применения спиртов.
V. Домашнее задание.
Для всех учащихся
1. § 25 – 29 повторить, № 6,8 выполнить письменно.
Работа с КИМами ЕГЭ (подготовка к ЕГЭ) .
2. Задания 1 группы: №144 (38), стр. 104 сборника «ФИПИ. ЕГЭ 2015»
Задания 2 группы: №145 (38), стр. 104 сборника «ФИПИ. ЕГЭ 2015»
Задания 3 группы: №146 (38), стр. 104 сборника «ФИПИ. ЕГЭ 2015»
3. Работа с компьютером (электронное приложение к учебнику).
Продвинутая группа:
Выполнить тестирование по теме: «Гидроксильные соединения» на сайте «Решу ЕГЭ».
VI. Итог урока.
Учитель. Повторим цель урока. Если цель достигнута, подайте сигнал (поднятые руки).
У Аристотеля сказано: ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. Сегодня вы ещё раз доказали себе и мне, что способны глубоко мыслить, а значит и совершать открытия. Выставление отметок учащимися в маршрутный лист, определение уровня знаний по теме (на доске).
VII. Рефлексия
1. Теперь я умею…
2. После сегодняшнего урока я уже не сделаю ошибку…
3. Информация, полученная на уроке, заставляет задуматься?
4. Стоит ли об этом рассказать друзьям? родителям?
5. Помогут ли знания, полученные на уроке, сохранить здоровье?
В жизни по-разному можно жить:В горе можно и в радости,Вовремя есть, вовремя пить,Вовремя делать гадости.А можно и так: на рассвете встатьИ, помышляя о чуде,Рукой обнаженной до Солнца достатьИ подарить его людям! (подарки гостям)
Конечно, достичь этого можно только в том случае, если разум не замутнен алкоголем.
Урок окончен, всем спасибо!ВК.
иртд: пиворазвиирт, развиваласье внимание________"________________ кРабочий лист
Задание №1. Работа с электронным учебным изданием «Химия. 10 класс» по интерактивным модулям:
1 группа- «Номенклатура предельных одноатомных спиртов» (7);
2 группа – «Изомерия предельных одноатомных спиртов» (8);
3 группа – «Химические свойства предельных одноатомных спиртов» (10).
Задание №2. Провести опыты, подтверждающие химические свойства спиртов, а также качественные реакции на данные классы соединений.
Опыт1. «Нарушение свойств белков при действии на них этанолом»
Цель: выяснить, как этиловый спирт влияет на структуру и свойства белка.
Реактивы: 2 пробирки, этиловый спирт, вода, белок куриного яйца.
Ход опыта: В две пробирки налейте по 1-2 мл яичного белка. В одну из них добавьте 8 мл воды, а в другую - столько же спирта и взболтайте. Сравнивая содержимое пробирок, обратите внимание, что в первой пробирке белок растворяется, так как яичный белок относится к легкорастворимым белкам (поэтому он хорошо усваивается). Отметьте изменения, сделайте вывод.
Опыт 2. «Качественная реакция на этанол »
Цель: провести реакцию окисления спирта, используя имеющиеся реактивы.
Реактивы: этиловый спирт, медная проволока.
Сильно накалите на пламени спиртовки свернутую в спираль на конце медную проволоку. Не давая остыть, опустите ее в пробирку с этиловым спиртом. Проделайте это несколько раз. Обратите внимание на признаки реакции: а) что произошло с медной проволокой? б) изменился ли запах? Составьте уравнение реакции, сделайте вывод.
Опыт 3. «Качественная реакция на многоатомные спирты»
Цель: провести качественную на многоатомные спирты.
Реактивы: глицерин, растворов гидроксида натрия и сульфата меди (II).
Получите гидроксид меди (II), путем сливания растворов гидроксида натрия и сульфата меди (II). Прилейте полученный осадок к глицерину. Осадок гидроксида меди растворяется и образуется темно-синий раствор глицерата меди (II). Обратите внимание на признаки реакции: а) что произошло с осадком гидроксида меди (II) ? б) изменился ли цвет? Составьте уравнение реакции, сделайте вывод.
Задание №3. Расчётные задачи на вывод молекулярных формул органических веществ
В каких заданиях Кимов ЕГЭ-2015 по химии встречается данная тема? Работа со спецификатором ЕГЭ.
К какому номеру задания относится задачи на нахождение молекулярной формулы вещества?
а)Решение расчётной задачи -1 ученик.
Органическое вещество сиропообразная жидкость, сладковатая на вкус, используется как заменитель сахара в пищевой промышленности. Определите формулу вещества, если при сгорании его массой 5 г выделяется 3,65 л оксида углерода (IV) и 3,9г водяных паров. Известно, что 1 л его паров при н. у. имеет массу 4,1г.б) Решение задач КИМов ЕГЭ (решение в группе, обсуждения).
Составьте шаростержневую модель выведенных формул органических веществ.
Задания 1 группы: № 87 (40), стр. 123 сборника «ФИПИ. ЕГЭ 2015»;
Задания 2 группы: № 91 (40), стр. 123 сборника «ФИПИ. ЕГЭ 2015»;
Задания 3 группы: № 88 (40), стр. 123 сборника «ФИПИ. ЕГЭ 2015».
Задание №4. Итоговое тестирование. Работа по вариантам, с бланками ЕГЭ, взаимопроверка.
Критерии оценивания:
№ 1-10 - 1 балл;
№ 11-13 – 2 6алла(1 ошибка-1 балл; 2 ошибки-0 баллов);
№ 14 – 5 баллов; № 15 – 4 балла.
Задание №5. Защита мини-проектов: «Спирты в нашей жизни».
Задание №6. Рефлексия
1. Теперь я умею…
2. После сегодняшнего урока я уже не сделаю ошибку…
3. Информация, полученная на уроке, заставляет задуматься?
4. Стоит ли об этом рассказать друзьям? родителям?
5. Помогут ли знания, полученные на уроке, сохранить здоровье?