Проблемный метод работы над словом на уроках русского языка

Проблемный метод работы над словом на уроках русского языка.
Стышных С.В.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №3» г. Шумихи
Жизнь людей непроста,
и если мы хотим изучать жизнь,-
а язык есть кусочек жизни людей,-
то это не может быть просто
и схематично
Л.В.Щерба
Современное состояние языкового образования в РФ, перспективы его обновления делают неотложной задачу повышения и развития языковой культуры нашего общества – в первую очередь посредством организованного школьного обучения. Особая роль в этом плане принадлежит русскому языку как учебному предмету. Только на уроках русского языка проблема формирования языковой компетенции решается целенаправленно в определённой системе с опорой на лингвистическую и коммуникативную компетенции.
Языковая компетенция – это не только знание единиц языка и правил, но и умение пользоваться ими. Такая компетенция может быть сформирована на единицах языка. Единицами языка выступают слово, предложение. По мнению И.И.Срезневского, каждое слово есть представитель понятия, что было выражено словом, то было и в жизни.
Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает уместное и правильное пользование единицами языка. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком, проблема формирования языковой компетенции всё ещё не решены. Поэтому главной целью обучения русскому языку в школе должно быть обучение практической речевой деятельности на родном языке, умению рассуждать на основе деятельностного подхода к знаниям.
Из опыта работы я убедилась, что только через самостоятельный поиск нового можно добиться прочного усвоения знаний о языке. Затруднения у ученика могут возникнуть тогда, когда имеется противоречие между потребностью в знании и теми данными, которыми он располагает. По мнению учёных – лингвистов, создать проблемную ситуацию – это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Так я пришла к проблемному методу обучения русскому языку. Этот метод лежит в основе Образовательной Системы «Школа 2100» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева). Учитель управляет познавательной деятельностью на уроке, создаёт проблемную ситуацию, подводит к осознанию проблемы и её формулировке организует поиск гипотезы, её проверку, обобщение результатов и применение полученных знаний. При этом учитель использует такие дидактические приёмы, как проблемный вопрос, проблемные задания, «ловушки» (или познавательные противоречия), загадки, гипотезы. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Проблемный метод и его приёмы я внедряю в обучение русскому языку, работая по УМК В.В.Бабайцевой. Рассмотрим способы и методические приёмы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка с целью формирования языковой компетенции.
1.Побуждение учащихся к теоретическому объяснению.
Тема урока «Безударные гласные, проверяемые ударением».
- Как проверить пропущенную гласную в слове благослвлять? Можно подобрать слава, но можно слово. Как быть? Что надо проверить? Гласную. А где находится гласная? В какой значимой части слова? Делаем морфемный разбор слова. Гласная - во втором корне. Её можно проверить ударением. Надо подобрать родственное (однокоренное) слово. А как узнать какое из них родственное? На Руси богатырей благословляли на подвиг (напутствовали, желали победы, говорили). Ясно: говорили слова. Поэтому проверяем: слово. Благословлять. Открываем словарь С.И.Ожегова и проверяем.
2.Противоречие между житейскими представлениями учащихся и научными понятиями.
Тема урока «Наклонение глагола».
На доске слова: говорите, держите, учите.
- Выполните морфемный разбор слов. Задание од
·но, а выполнено по – разному? Как вы рассуждали? Как определить наклонение глагола? Понятно ли это без контекста? В каких словах ударение помогло определить наклонение? От чего зависит различное выделение морфем в глаголах? Верно, от того, в каком наклонении глагол. Если глагол в изъявительном наклонении, то выделяем окончание – ите. Если в повелительном – суффикс - и и окончание –те.
3. Выдвижение гипотез, формулировка выводов.
Тема урока «Вид глагола».
На доске в два столбика слова: наклеивать – наклеить, прибегать – прибежать, печь – испечь.
- Почему я записала в два столбика? По какому признаку различаются глаголы первого и второго столбиков? Давайте предположим, что они различаются по времени. Проверим. Все глаголы даны в форме инфинитива, а эта форма не имеет времени. Значит, этот грамматический признак не подходит. Может быть, это глаголы разного лица, числа? Но мы знаем, что у глаголов в форме инфинитива нельзя определить ни лицо, ни число, ни время. (Ученики называют ряд признаков). Мы назвали все известные нам грамматические признаки, но так и не смогли найти разницу между глаголами. Что ещё можно предположить? Наверное, есть неизвестный нам грамматический признак, который необходимо определить. В чём смысловая разница между глаголами первого и второго столбиков? Глаголы первой группы обозначают незаконченные действия и отвечают на вопрос что делать?, а глаголы второй группы - законченные действия и отвечают на вопрос что сделать?. Эти две группы глаголов называются глаголами несовершенного и совершенного вида.
4. Побуждение к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений.
Тема урока «Имя существительное как часть речи».
- Имя существительное – далеко не простая часть речи. В этом мы сможем убедиться, когда будем решать эту задачу. Катя Всезнайкина утверждает, что сущ. кукла, снеговик – одушевлённые, а человечество, народ – неодушевлённые. А Петя Ошибкин придерживается иной точки зрения. Кто из них прав? Наверное, Петя прав. Ведь одушевлённые сущ. отвечают на вопрос кто? Значит, человечество, народ – одушевлённые имена сущ. Но что знаем о склонении одушевлённых и неодушевлённых сущ.? Если совпадают И.и В.п., то это неодушевлённые, а у слов человечество, народ они совпадают, значит, они неодушевлённые. Итак, если совпадают И. и В.п. – это неодушевлённые, а если совпадают Р. и В.п., то это одушевлённые. Например, у слова кукла во мн. ч. совпадает окончание в Р. и В.п., значит, кукла одушевлённое. Права Катя Всезнайкина.
5. Побуждение к предварительному обобщению новых фактов.
Тема урока «Имена существительные общего рода».
На доске предложения: Мой друг молодчина. А ваша подруга? Тоже молодчина.
- Определите род имён существительных. Как вы будете рассуждать? Он мой – друг (м.р.), значит, существительное молодчина мужского рода; подруга – она моя (ж.р.), молодчина женского рода? Получается, что одно и то же имя существительное может быть и ж.р., и м.р. Выходит, молодчина – не мужского и не женского рода. Попробуйте подобрать примеры таких сущ. и дать название этой группе слов.
Таким образом, технология проблемного обучения русскому языку даёт хорошие результаты. Школьники привыкают «открывать» новые знания и правила по русскому языку с интересом и радостью. Они не боятся высказываться, ошибаться, находят правильное решение, высказав и проверив разные идеи. «Открывая» новое языковое правило, учащиеся не зубрят готовое. В результате подобной работы у учащихся вырабатывается и орфографическая зоркость, и орфографическая память, пробуждается интерес к изучению родного языка, растёт успеваемость и качество обучения. Реализуемый мной подход к обучению русскому языку эффективен и опирается на многоцелевой характер обучения языку и проблемы формирования языковой компетенции, научность, деятельностный и личностно ориентированный подходы на основе учёта особенностей учащихся.













13PAGE 15


13PAGE 14315








Заголовок 115