Имя числительное. Повторение и обобщение изученного.


Открытый урок в 6 классеТема. Имя числительное. Повторение и обобщение изученного.
Цель: повторить и закрепить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний учащихся
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы начнем урок с поэтической минутки. Давайте вспомним отрывок из поэмы Пушкина «У лукоморья дуб зеленый ...» Выразительное чтение отрывка из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»:
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской...
А вот отрывок из сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»:
И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовет
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей? ...
2.Вопросы к учащимся. Ребята, почему мы сегодня вспомнили эти поэтические отрывки, как они связаны с нашей темой?
1) Используя схему, рассказать об имени числительном?
2) Назовите числительные.
3) Охарактеризуйте числительные из стихотворений:
тридцать, одиннадцать, двенадцать, двенадцатой.
3.Запись числа в тетради.
III. Работа над темой урока.
1 .Работа с таблицами. Запишите имена числительные в таблицу:
пять, одиннадцать, сто, семьдесят один, шестьдесят, девятнадцать, десять, триста тысяч, девятьсот восемьдесят восемь, три, пятьсот, семьсот двадцать.1.2 Вопросы: какие числительные называются простыми, составными, сложными?
Рассказать о правописание числительных.
Слово учителя: Ребята, значение числа, кроме числительных, могут иметь и другие части речи.
Вопрос Как отличить числительные от других частей речи?
Задание: Определите часть речи, запишите словосочетание (составьте).
Тройка (за ответ), три (товарища), трехместный (номер), утроить (усилия).
Сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб).
(Новенький) пятак, (знакомый) пятиклассник, пять (секунд), пятый (день), пятиэтажный (дом).
А теперь устная лексическая разминка.
Назовите (вспомните) различные части речи, содержащие числительные один (или)
А сейчас немного внимания культуре речи. Собирательные числительные могут употребляться не со всеми существительными, есть правила их употребления.
Вопрос С какими существительными сочетаются собирательные числительные?
Задание: Запишите, с какими из перечисленных существительных сочетаются собирательные числительные?
Мальчики, дома, книги, сутки, козлята, ножницы, зайчата.
Слово учителя:
Ученики дома подготовили небольшие выступления на тему «Старинные меры длины и веса»
Выступление учащихся
Продолжаем работу.
«Работа в парах». У вас есть текст, задание к тексту дано на доске.
Задание: 1 .Прочитать текст.
2. Найдите числительные.
Запишите их словами.
Просклоняйте числительные 545 миллионов.
Работаем вместе дружно, слаженно, быстро.
Вопрос: Назовите слова со значением числительных?
Работа с пословицами. Ребята, русский язык богат и разнообразен. Имена числительные используются в пословицах и поговорках.
Возьмите карточки с пословицами. Соедините стрелочками части пословиц и поговорок.
Вопросы: Какие числительные в них употребляются? А знаете ли вы о том, что число семь - таинственное число?
Вот послушайте, в чем же секрет числа 7. (с. 46)
А сейчас проверим вашу сообразительность. Ответьте на вопросы.(№35, 36, 37 - с.95)
IV. Подведение итогов урока.
Итак, ребята, что мы сегодня еще раз повторили о числительных? Что это за часть речи? Какие вы знаете разряды? Как изменяются числительные? Что вы знаете о правописании числительных?
V. Заключительное слово учителя. Выставление оценок.
Молодцы, ребята! Сегодня мы хорошо поработали.
VI. Домашнее задание: подготовиться к тематической аттестации, параграфы 35-39, упр. 271
Назвать порядковые и количественные числительные.