Урок русского языка Повторение и систематизация изученного по теме Имя числительное


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАСССЕ.
Ромик Л.С.
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 131 г.УфаТЕМА: Повторение и систематизация изученного по теме «Имя числительное».
ЦЕЛИ:1 .Учебные (предметные).
1)Воспроизвести изученный материал по теме «Имя числительное» (знание):
а)что обозначает, чем отличается от других частей речи;
б)какие морфологические признаки имеет;
в)какую синтаксическую функцию выполняет
2) Объяснять использование числительных в контексте(понимание) .
3) Правильно употреблять числительные в речи(применение).
4) Подразделять(дифференцировать) числительные на разряды, изображать схематически( анализ+синтез).
2. Метапредметные.
1)Уметь ставить цели, оценивать результативность своей деятельности и деятельности других.
2)Искать информацию и соответствия, систематизировать учебный материал, сравнивать и анализировать.
3. Личностные.
1)Развивать познавательный интерес, целеустремлённость, умение преодолевать трудности, воспитывать трудолюбие.
2) Формировать умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, правильно строить межличностные отношения.
ТИП УРОКА: повторение и систематизация знаний, умений и навыков.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: индивидуальная ,групповая и фронтальная.
1
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Деление класса на группы.
2. Реализация домашнего задания. Определение темы.(Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: постановка вопросов. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи)-Прочтите вопросы, которые вы составили дома по теме «Имя числительное»
-Чьи вопросы вам понравились? Почему?
-Как вы думаете, для чего мы составляли вопросы?( повторить)
-Значит, какой должна быть тема нашего урока?(повторение)
-А правильно ли повторять хаотично, без определённого порядка? Или материал легче воспринимается, когда он представлен в определённой системе?
-Что значит система? В каком словаре можно найти значение этого слова?(в толковом словаре И.С. Ожегова)
-Как мы теперь сформулируем тему нашего урока?
-Каковы должны быть его цели?
3. Целеполагание( стадия вызова). (Познавательные УУД: представление моделей объектов в знаково-символической форме. Регулятивные УУД: личное целеполагание своей учебной задачи.)-Я думаю, ваши составленные вопросы помогут вспомнить всё, что вы знаете по изученной теме. Подчеркните ключевые слова, которые отражают материал темы. Составьте список ключевых слов всей группы, дополняя и исправляя друг друга.
-Но вопросы и ключевые слова ещё не дают наглядного представления всей темы. Что для этого удобнее использовать: простую схему или кластеры? (кластеры)
-Данный приём позволяет просто повторить или систематизировать знания?
-Можно ли, плохо зная правила, хорошо составить кластеры?( группы рисуют кластеры)
-Теперь давайте сравним наши кластеры. Совпадают ли? Или у кого-то информации больше?
-Поставьте знак + там, где вы хорошо знаете материал, и знак - там, где что-то не удаётся. Превратить этот минус в плюс, понять то, что непонятно-это и есть ваши индивидуальные цели урока.
4. Стадия осмысления. ( Познавательные УУД: осознание и произвольное построение устного речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений ,2
доказательство. Коммуникативные УУД: умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации(для первого задания). Познавательные УУД: владеть навыками выборочного аудирования и просмотра, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятия, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательство. (для второго-четвёртого заданий). Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы и её обоснование(для пятого задания).
1)Различение числительных и других частей речи.
- Есть ли риск не отличить числительное от других частей речи?
- Как распознать имя числительное, по каким признакам? ( выполнение задания первого кадра презентации)
-Трудно ли вам было выполнить задание?
2) Простые и составные числительные.
-Наша выстроенная графическая система кластеров подсказывает, о чём дальше мы должны говорить, так о чём же? (простые и составные числительные)
-Чем отличаются простые числительные от составных?
-Почему важно не перепутать составные и сложные числительные? ( выполнение задания второго кадра, проверка его)
3) Произношение и письмо количественных числительных.
-К каким числительным отсылает нас следующая гроздь? (количественным)
-Как отличить количественные числительные от порядковых?
-Какие из них имеют разряды? Назовите их.( Выполнение задания третьего кадра)
-Что важно помнить при выполнении этого задания? (у сложных и составных целых числительных склоняются все части).
- Проверьте свои ответы, поставьте себе плюс или минус. (по четвёртому кадру)
-Если изменяются обе части при склонении у сложного числительного, то склоняются ли числитель и знаменатель у дробных? (выполнение задания пятого кадра, проверка).-С какими числительными труднее работать: с целыми или дробными?
-Тогда я предлагаю вам отгадать загадку ( задание шестого кадра)
- А теперь рассмотрите рисунок. Подумайте, какое правило употребления числительных здесь зашифровано. Какая группа существительных и какие числительные не могут встречаться в одном словосочетании, обсудите в группах. (На рисунке с одной стороны изображены количественные числительные, с другой-3
написаны существительные, имеющие форму только множественного числа, посередине –запрещающий знак).
- С какими ещё существительными употребляются собирательные числительные?
-Хорошо, теперь вам легко будет ответить на ещё один небольшой вопрос (задание седьмого кадра)
-Итак, все ли разряды количественных числительных мы повторили?
4) Порядковые числительные.
- Сколько групп по значению у числительных?
- Значит, сейчас мы должны говорить о какой группе? (о порядковых числительных)
- Согласны ли вы с мнением некоторых учёных, которые называют порядковые числительные порядковыми прилагательными?
-В чём особенность склонения составных порядковых числительных? ( склоняется только последнее слово)
-Замените количественные числительные порядковыми ( выполнение задания восьмого кадра, проверка по девятому кадру)
5) Употребление числительных в речи.
-Прочитайте текст: « Учёные из университета города Майнца в Германии подсчитали, что за последние 400 лет на нашей планете было потеряно в общей сложности около 1500т украшений и монет. По мнению экспертов, во всём мире скрыто кладов более чем на 10 млрд евро.»Попробуйте поменять в словосочетании местами числительное и существительное. Как мы оцениваем информацию в первом и во втором случае?
-Обсудите в группе следующую проблему: зависит ли значение словосочетаний «существительное+числительное» и «числительное+существительное» от порядка слов?
5. Контроль и оценка. Обобщающее тестовое задание. (Регулятивные УУД: соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Личностные УУД: действия смыслообразования, т.е. какой смысл имеет для учащегося это знание, учение в конечном итоге).-Наша графическая кластерная схема поможет вам выполнить последнее задание: согласиться с утверждениями или опровергнуть их, поставив знак + или знак -. (выполнение задания десятого кадра, проверка и оценивание по одиннадцатому кадру).
6. Проектное задание.
-Можно ли услышать ошибочное употребление числительных в речи окружающих?
Соберите материал, докажите свою точку зрения.
4
7. Стадия рефлексии.
-Задумывались ли вы раньше о том, как писать и произносить числительные?
-Как вы считаете, знание этой темы пригодится вам в жизни?
-Удалось ли нам всем достичь поставленной цели?
-Много ли вы поставили себе минусов в начале урока? Все ли их исправили на плюс?
- Каковы ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему удалось их достичь?
-Какие трудности встретились во время выполнения заданий, как пытались их преодолеть?
-Оцените работу своей группы и работу других групп. Почему хорошо или плохо?
-Кто заслуживает сегодня высшего балла?
5
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
1 кадр:
ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Один, одиночка, одиночество, однодневка;
Пять, пятёрка, пятерня, пятилетка.
Четырехугольник, четыре, четвёрка, четвертак.
Троеборье, три, тройка, треугольник.
2 кадр:
Составные
Распределите числительные в две группы: простые( 1вариант) и составные (2 вариант).
Девятнадцать, сто один, шесть, семьдесят второй, пять, шестьдесят, тридцать три, пятнадцать, восемьсот два.3 кадр:
Из предложений запишите только числительные в нужной форме. Выделите окончания.
За несколько дней на спортивных соревнованиях побывало свыше 570 тысяч зрителей.
Если к 7 прибавить 311, то получится ровно 318.
4 кадр:
Свыше пятисот семидесяти.
К семи прибавить триста одиннадцать, получится триста восемнадцать.
5 кадр:
Дробные
Запишите словами, поставив в форму указанного падежа.
1\3 класса (Р.п.)
2\5 вспаханной земли(В. п.)
4\10 урожая (Д. п.)
6 кадр:
Дробные
Отгадайте загадку. Выпишите словосочетание с дробным числительным.
Шли две матери с дочерью да бабушка с внучкой, нашли полтора пирога, по многу ли досталось.
7 кадр:
Собирательные
Особенно удачно выступили спортсмены: Петренко, Седых и Акопян. Все трое включены в сборную страны.
Ответьте, о какой команде спортсменов идёт речь-
о мужской или женской? Почему?
8 кадр:
Порядковое
Замените количественные числительные порядковыми, запишите их, поставив в указанный падеж.
1 вариант 2 вариант
51 (В.п.) 98 (Р. п.)
235(Р. п.) 427( Д. п.)
9 кадр:
Порядковые:
1 вариант 2 вариант
Пятьдесят первый Девяноста восьмого
Двести тридцать пятого Четыреста двадцать седьмому
10 кадр:
утверждение +\-
Числительное-это член предложения, который отвечает на вопросы: сколько? И какой? Количественные числительные указывают на порядок предметов при счёте. Порядковые числительные очень похожи на имена прилагательные. В предложении нет ошибки в употреблении числительного: «На обеих деревьях лопнули почки.» В предложении допущена ошибка в употреблении числительного: «В ураган ветер достигал сорок метров в минуту.»В предложении нет ошибки в употреблении числительного:»К тридцать второму дому подъехала машина.» При изменении составного количественного числительного меняется каждое слово. В предложении нет ошибки в употреблении числительного: «Двое друзей шли в кино, а двое подруг- на дискотеку.» При склонении составного числительного изменяется только последнее слово. В дробном числитель склоняется как целое число, а знаменатель-как прилагательное. 11 кадр:
утверждение +\-
Числительное-это член предложения, который отвечает на вопросы: сколько? И какой? -
Количественные числительные указывают на порядок предметов при счёте. -
Порядковые числительные очень похожи на имена прилагательные. +
В предложении нет ошибки в употреблении числительного: «На обеих деревьях лопнули почки.» -
В предложении допущена ошибка в употреблении числительного: «В ураган ветер достигал сорок метров в минуту.»+
В предложении нет ошибки в употреблении числительного:»К тридцать второму дому подъехала машина.» +
При изменении составного количественного числительного меняется каждое слово. +
В предложении нет ошибки в употреблении числительного: «Двое друзей шли в кино, а двое подруг- на дискотеку.» -
При склонении составного числительного изменяется только последнее слово. +
В дробном числитель склоняется как целое число, а знаменатель-как прилагательное. +