Урок русского языка в 7 классе на тему Причастие. Повторение и обобщение изученного.


Тема урока: « Причастие. Повторение и обобщение изученного.»
Цель урока: Систематизация знаний о причастии посредством соприкосновения с культурными достопримечательностями нашей малой родины.
Задачи урока:
1.Образовательные:
а) повторить и обобщить уже полученные знания о причастии;б) продолжить работу по формированию навыка правильного написания причастий и пунктуационного оформления причастных оборотов в письменной речи.
2. Развивающие:
а) способствовать развитию творческого мышления, активности учащихся, орфографической зоркости;
б) развивать умение пользоваться теоретическим материалом на практике.
3. Воспитательные:
а) прививать любовь к слову;
б) показать роль причастий и причастных оборотов в создании текстов художественного стиля;
в) воспитывать уважение к культурным достопримечательностям нашей малой родины, бережное отношение к родной природе.
Методы работы: самостоятельная работа, групповая работа, индивидуальная работа, творческая работа, фронтальный опрос.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Учитель:
- Идешь порою в школу все по той же дороге, что и всегда, и, кажется, что каждый камешек на ней знаешь, каждую травинку у обочины, и успеваешь порадоваться: до чего же хорош наш родной край! Многие писатели и поэты в своих произведениях признавались в любви к родине, посвящали ей самые лучшие строки.
Для нас с вами малая родина – это Хакасия. О ней мы и будем сегодня говорить. Познакомимся с уникальными памятниками культуры, диковинными уголками природы, которые представляют огромное наследие в культурной, духовной жизни нашей республики. А помощником нашим станет причастие.
2. Введение в тему.
Слайд1. Тема урока: «Причастие. Повторение и обобщение изученного».
Учитель:
- В тетрадях запишите дату, тему нашего урока: «Причастие. Повторение и обобщение изученного». Прежде чем приступим к работе, ответьте на вопрос: «Какова цель нашего урока?»
Слайд2. Улицы Абакана. Стихотворение И.Рудакова «Это счастье огромное…»
Это счастье огромное,
Это радость безмерная –
Возвращаться на родину
После дальних дорог.
Мы, конечно же, помнили,
Как любовь свою первую,
Этот тонущий в зелени,
Милый наш городок.
И. Рудаков.
Учитель:
- Найдите в тексте причастие, выделите в нем суффикс и укажите морфологические и грамматические признаки, заполнив «Автобиографию причастия».
Слайд3. Автобиография причастия.
Я, причастие ____________________________, происхожу из семьи ___________________ и _____________________________.
Мой отец ( _____________________) оставил мне значение ___________________, _______________________, время, ______________________ вид.
Мать (____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________.
Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа.
Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство – _______________________________.
Сверить полученные данные.
Учитель:
- Мы вспомнили с вами грамматическое значение причастия, его морфологические признаки. А теперь давайте поговорим о его синтаксической функции. Обратите внимание на эти два предложения.
Слайд4. Синонимические конструкции.
Река Абакан образуется слиянием Малого Абакана и Большого Абакана, берущих начало на склонах Западного Саяна и Алтайских гор.Река Абакан образуется слиянием Малого Абакана и Большого Абакана, которые берут начало на склонах Западного Саяна и Алтайских гор.
- Проанализируйте данные предложения, для чего нужны причастия в речи?
3. Групповая работа.
Ну, а сейчас мы приступаем к самому интересному моменту нашего урока! Вы будете работать в группах. Каждой группе предлагается текст, с которым нужно ознакомиться и письменно выполнить задания. Обсудите выполненные работы, придите к единому мнению и выберите того, кто будет ее защищать. Нужно угадать орфограмму и прокомментировать правильное написание причастий.
Слайд5. Гласные в суффиксах причастий (для 1-ой группы).
Перепишите текст, вставляя нужные орфограммы, выделите их. Найдите предложения с причастным оборотом, выделите его графически.
Чалпан – гора, возвыша…щаяся на территории природного заповедника государственного значения «Хакасский», что в Ширинском районе Республики Хакасия. Находится рядом с водоемом Белё, прямо на перешейке - естественном разделителе пресной и соленой частей озера.
Примечательными объектами, располож…нными непосредственно на Чалпане являются крепость времен Средневековья и пяти писаниц. Здесь можно увидеть руины крепости времен средних веков, сохранившиеся после феодальных распрей. С крепости открываются шикарные панорамы на озера Беле и Чалпан, леж…щие у ног горы, а также – на лесные массивы заповедника «Чазы», древние пещеры и крепостные сооружения времен железа.
Слайд6. –н- и –нн- в суффиксах причастия (для 2-ой группы).
Ивановские озера, расположе…ые на границе Хакасии и Кемеровской области, одни из самых известнейших и живописных мест Хакасии. Вы только представьте себе чашу голубого озера, окруже…ую горами. А сверху второе такое же озеро и тоже окруже…ое горами, только меньшего размера. Из него течет речушка, впадающая в первое озеро. Она образует прекрасный водопад.
Слайд7. Не с причастиями (для 3-ей группы).
Озера в Хакасии – природные водоемы в котловинах, заполненные в пределах озерного ложа водными массами и ( не) имеющие одностороннего уклона. В республике находятся (не)созданные природой, а искусственно образованные озера.
4. Презентация выполненных работ.
Учитель:
- Молодцы, все хорошо поработали, мы вспомнили с вами правила написания причастий. Думаю, что эта работа принесла удовольствие, потому что всегда интересно, хоть на капельку, соприкоснуться с красотою, величественностью нашей родной природы. Дальше нас ждет не менее интересная работа.
5. Творческая работа. Повторение пунктуации при причастном обороте.
- Сейчас мы с вами полюбуемся прекрасными, культурными достопримечательностями нашего города! Вам нужно сделать подписи к фотографиям, включив в предложения причастные обороты.
Слайд8. Памятник А.С.Пушкину. Театр кукол «Сказка». Краеведческий музей. Топиарный парк «Сады мечты».
Варианты предложений.
6. Подведение итогов урока.
- Достигнута ли цель урока?
Что нового вы узнали?
Любите свой город, изучайте его историю. И как бы вы далеко не уехали, пусть вам захочется сюда вернуться!
Абакан – город жизни моей!Первый в списке на карте России.Ты рос с ветром хакасских степей,Город солнца на юге Сибири.Энергичный и молодой,Ты свои расширяешь границы.Абакан, твоей красотой,С полным правом, могу я гордиться.
Людмила Разумова.
Этими прекрасными строками хочу закончить наш урок. Запишите домашнее задание.