Разработка урока по теме Обособленные определения и приложения

ТЕМА УРОКА: «Обособленные определения и приложения» (8 класс)

ЦЕЛИ:
закрепление знаний по изученной теме, выяснение роли обособленных определений в тексте;
обучение умению уместно использовать синтаксические синонимы, отработка пунктуационных навыков;
воспитание интереса к культуре русского народа.

ХОД УРОКА.
1.ОРГМОМЕНТ.
Ребята, сегодняшний урок я начну с загадки: «Была белая да седая, пришла зелёная, молодая» (зима и весна). Период смены этих времён года с давних пор называется Масленицей. Сегодня на уроке мы узнаем кое-что об этом празднике, об обычаях Масленицы. В работе мы будем использовать отрывки текста об этом празднике. (см. «Презентация к уроку русского языка 8 класс» слайды 1 – 2)

2. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. А тему урока помогут сформулировать слова, записанные на доске:
Второстепе..ый, выделе..ый, обособле..ый, выраже..ый, согласова..ый, распространё..ый, обстоятельстве..ое.
Спишите их, вставьте пропущенные буквы. Почему эти слова объединены в одну группу? Сформулируйте тему. Запишите.

3. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА.
Сегодня на уроке мы будем тренироваться правильно строить предложения с обособленными членами, без ошибок ставить знаки препинания, выясним, как меняют текст обособленные определения, будем использовать их в своей речи.

4. ПРОВЕРКА Д/З. В начале урока вспомним условия обособления определений и приложений. Проверим упр.289. Заполните таблицы номерами предложений из текста.

Схема
Примеры

X , О и О,

7, 11

Х, распр.,

1, 2, 4, 5, 10

, личн.м.

6, 8, 9

, Х

3


ПРОВЕРКА: выход к доске, схему проговорить, проверить постановку знаков препинания в предложениях.

5. СТИЛЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ. Мы повторили условия обособления определений, приложений. Выясним их роль в предложении. Уберите обособленные определения и приложения, сравните получившийся текст с исходным. Сделаем вывод устно. (см. «Презентация к уроку русского языка 8 класс» слайд 3 – 4)
На вторую половину февраля – первую половину марта обычно приходилось празднование Масленицы, древнего языческого праздника славян, праздника проводов зимы и встречи весны, поминовения усопших. Масленицу, самый разгульный и поистине всеобщий праздник, повсюду ожидали с большим нетерпением.
Без пирогов не именины, без блинов не Масленица. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника.
6. ЗАПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОД ДИКТОВКУ.
Каждая хозяйка, имевшая свой рецепт приготовления блинов, держала его в секрете от соседей. Обычно из гречневой или пшеничной муки пекли блины, большие и толстые, тонкие и легкие, во всю сковородку и с чайное блюдце.
Как изменились предложения? Сделайте вывод.

7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Стилевые возможности обособленных членов предложения.
Из каждого предложения с обособленными определениями и приложениями уберите обособленные члены.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы устроить свадьбы, помочь холостой молодежи найти себе пару. Однако самым главным событием, связанным с молодожен
·ами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир.
Центральной фигурой всё же оказывалась сама Масленица, кукла из соломы. Куклу, наряженную в кафтан и шапку, опоясывали кушаком, усаживали на сани и везли в гору с песнями. Сопровождала Масленицу ряженая молодежь.
8. СООБЩЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА.
Каждый день Масленицы имел свое название, предписывающее определенные действия, правила поведения: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – широкий четверг, пятница – тещины вечёрки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – целовник, Прощёный день. (см. «Презентация к уроку русского языка 8 класс» слайд 5 – 12)

9. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИНТАКСИЧЕСКИХ СИНОНИМОВ. Ребята, в своей речи мы, к сожалению, редко используем предложения с обособленными определениями, чаще выбираем другие конструкции, более привычные. А ведь мысль мы можем выразить по-разному, используя синтаксические синонимы. В этом вы убедитесь, выполняя следующие задания.

Сопоставительный анализ синтаксических синонимов.
Сравните предложения. Сделайте вывод (устно).
Вечером почти все пели особые песни, прыгали через огонь, валяли в снегу молодых, недавно обвенчавшихся. - Вечером почти все пели особые песни, прыгали через огонь, валяли в снегу молодых, которые недавно обвенчались.
Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, девушек. - Парни, которые были перемазаны сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, девушек.
Самостоятельная работа. Сопоставительный анализ синтаксических синонимов.
Сравните предложения. Сделайте вывод (устно).
Вечером почти все пели особые песни, прыгали через огонь, валяли в снегу молодых, недавно обвенчавшихся. - Вечером почти все пели особые песни, прыгали через огонь, валяли в снегу молодых, которые недавно обвенчались.
Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, девушек. - Парни, которые были перемазаны сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, девушек.
Проверка написанного.

9. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РАБОТА С РЕПРОДУКЦИЯМИ. Ребята, Масленицу всегда праздновали широко, весело. Люди творческие часто обращались к этой теме. Посмотрите, какие картины написали Суриков, Кустодиев,
Обратите внимание на настроение, переданное на картинах.
Составьте и запишите, пользуясь репродукциями, несколько предложений, используйте обособленные определения и приложения.
ПРОВЕРКА: чтение у доски.

10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Как в моей семье празднуют Масленицу (сочинение-миниатюра на тему или составление отдельных предложений).
11. ИТОГ УРОКА. Что нового узнали? Что было трудно? Что понравилось на уроке?