Обобщение по теме «Обособленные определения и приложения»

Обобщение по теме «Обособленные определения и приложения»

Цель урока: закрепить и проверить знания учащихся по теме.
Методические приемы: повторение, словарный диктант, объяснение учителя, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, работа с учебником.

Ход урока

Организационный момент (сообщение темы и цели урока)
Проверка домашнего задания:
Какие члены предложения называются обособленными?

(Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, например:

Ветер, дувший со всех сторон, усиливался.

Как обособляются такие члены предложения на письме? (Запятыми, реже – тире.)

В каких случаях обособляются определения и приложения?

(Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме в следующих случаях:

Любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению, например:

Усталая, она пришла домой.

Согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного, например:

Ягоды, сорванные на грядке, аппетитно пахнут.

Согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного, например:

Ветер, холодный и колючий, подул с севера.

Проверка упр. 313, выполненного дома (2 ученика)


Следующий этап урока - орфографическая работа (под диктовку учителя) (Одновременно 4 учащихся работают с карточками самостоятельно в тетрадях)

Давайте вспомним, в каких случаях пишется О-Е после шипящих в разных частях речи?

(В корне под ударением Е, за корнем – О, кроме слов – исключений: шорты, шов, шоколад, шоссе, шовинизм, шомпол, трещотка, трущоба, зажор, шорох, жом, крыжовник, шофер, жокей и т.д.)

Попутно повторим правописание НЕ с разными частями речи, Н,НН в причастиях и прилагательных.

Итак, записываем в тетрадях:


Ветхая одежонка, пораженный красотой диковинного леса, привлеченный журчанием неприметного с виду родничка, не известное ученым созвездие, неточный расчет, неглубокая речонка, обаятельная девчонка, окруженный причудливыми очертаниями, негромкий шорох, нестерпимо жжет.
(После того, как учащиеся напишут орфографический диктант, проверить по цепочке)

Карточка № 1. Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, обосновать пунктуацию.






Следующий этап урока – закрепление знаний, умений и навыков по теме «Обособленные определения и приложения».
Работать будем на интерактивной доске и в тетрадях.
(Вставляем знаки препинания, объясняем свой выбор)

(Комплексный анализ текста)

1) Брянская земля, древняя, славная, – край удивительной красоты.
2) Она хороша во все времена года: летом и зимой, весной и осенью.

3) Прекрасны ее леса, золотые в лучах осеннего солнца, и поля, покрытые зимой сверкающим снегом, и луга, пестрые, как ковер, летом и скошенные, опустевшие, тихие осенью. 4) Поражают ее леса, могучие и таинственные, овеянные героическим прошлым. 5) А сколько видели стройные, безмолвные деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей, желавших покорить эту землю!

Давайте посмотрим на эти предложения, что можно о них сказать?
(Все предложения связаны по смыслу и грамматически, Объединены общей темой: Брянская земля. Это текст.)
В каком предложении заключена основная мысль текста? (в 1)
Назовите стилевую принадлежность текста (докажите свое мнение)
Данный текст принадлежит к художественному стилю речи.
Главная задача этого стиля - создание образа. В тексте создан образ земли.
Определите тип текста (докажите свое мнение)
Тип текста – описание. Прочитав его, мы можем задать вопрос: «Какая она, Брянская земля?» И здесь же находим ответ ,
При помощи каких художественно-выразительных средств рисует автор удивительную картину?
Удивительную картину автор рисует, используя такие тропы, как эпитеты: осеннего солнца, сверкающим снегом, луга опустевшие (в 3 предл.)
сравнение: луга, пестрые, как ковер,
? метафора: деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей
прием инверсии (обратный порядок слов): в 4 предложении
Обратить внимание учащихся на то, что обособленные определения, приложения тоже являются средствами синтаксической выразительности текста.
Найдите типы словосочетаний по способу связи:
В 1 предл. – согласование: брянская земля, земля древняя, славная, удивительной красоты
В 5 предл. – управление: хранящие тайны, тайны завоевателей, покорить землю.
Определите способ связи между 1 и 2 предложениями
1 и 2 предложения соединены при помощи личного местоимения ОНА.
Сделайте синтаксический разбор 4-го предложения, составьте его схему.

Физкультминутка.


Материал для закрепления

Вспомним правило обособления приложения с союзом КАК:
обособляется, если имеет оттенок причинности, например:
Валерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.
не обособляется, если имеет значение «в качестве», например:
Все знают Семенова как хорошего футболиста
если приложению придается большее значение и при произнесении оно отделяется от определяемого слова более длительной паузой, то можно поставить тире, например:
Пришел ноябрь – месяц крепких заморозков

Работа с учебником (упражнение 315) Читаем задание, выполняем самостоятельно.
(звучит легкая музыка)
Первые две тетради проверяются, выставляются оценки.
Музыка выключается.
После выполнения упражнения на перемене проверить еще 3 тетради


Словарная работа.
- Я хочу обратить ваше внимание на слово ПАНОРАМА.
Оно имеет два основных значения:
вид местности, простиравшейся на далекое пространство, например: панорама снежных гор.
Большая картина, перед которой на переднем плане размещены реальные предметы, например: Панорама Бородинской битвы в Москве
В слово ПАНОРАМА входят 2 греческих элемента:
пан- - «все» и – орама – «вид», «зрелище»



Составьте и запишите предложения по схемам.

1) [ сущ. ,
· опр., выр. прич. обор.
· , ] .

2) [
·опр., выр. прич. обор.
· , личн. мест. ] .

распр.прил.
3) [
·как
· , сущ. ] .
















Итог урока

- Мы повторили тему «Обособленные определения и приложения»
- Еще раз закрепим, в каких случаях обособляются определения и приложения?
Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме, в следующих случаях:
любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению
(Усталая, она пришла домой.)
согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного
(Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.)
согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного
(Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю)
если имеют обстоятельственное значение
причины
(Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой)
уступки:
Раненный осколком в плечо, капитан не покинул строя
или отделены от определяемого существительного другим членом предложения

- Сегодня все молодцы. За урок получили следующие оценки:
За работу в тетрадях –
За работу по карточкам -
За работу на интерактивной доске (анализ текста) -
За работу у доски –
Работали с учебником:
Составляли предложения по схемам и получили оценки

Домашнее задание: упражнение 323 (для всех)
Обратить внимание учащихся: при выполнении упражнения необходимо пользоваться орфографическим словарем;
упр. 306 (для слабых учеников), 320 (для сильных)

Придумать и записать предложение со словом ПАНОРАМА 1 группе;
Текст из 5-6 предложений публицистического стиля – 2-й группе
15