Урок-викторина «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»»

Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»
(урок-викторина)
Цели и задачи:
Образовательные: закрепить и обобщить знания о синтаксисе и умения расставлять знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах.
Развивающие: способствовать развитию умения работать в группах; анализировать текст.
Воспитательные: способствовать воспитанию чувства коллективизма, любви к русскому языку, воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку; воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Оборудование:
Мультимедиапроектор, компьютер, экран.
Листы с рабочими материалами для учащихся.

Ход урока.
1 Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я, Гузенкова Марина Николаевна, и 5А класс покажем вам урок на тему: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». Урок пройдёт в форме викторины. Нам помогут консультанты, учащиеся 7 класса.
2 Представление команд.
Начнём с представления команд.
1 команда: капитан Коноплёва Дарья
Я буду главным в мире этом,
Ведь называю я предметы. (существительное)
Капитан команды показывает табличку с названием команды.
2 команда: Антонова Алина.
Что без действия предмет?
Он умрёт в любой момент. (глагол)
Капитан команды показывает табличку с названием команды.
3 команда: капитан Карпова Светлана.
Даю я признаки предметам,
Они со мной весьма заметны. (приагательное)
Капитан команды показывает табличку с названием команды.

Учитель: Сегодня мы вместе с вами должны вспомнить всё о синтаксисе и пунктуации. Итак, что же такое синтаксис? Что изучает пунктуация? (фронтальная работа)
Учащиеся : Синтаксис – это раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения, а также их роль в речи.
Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания.
Учитель: Внимание на экран! Вот как о нём (синтаксисе) сказал поэт.
Читает ученик с экрана.
На экране: Я изучаю связи слов
И знаю их предназначенье.
Я вам всегда помочь готов
Из слов построить предложение.
Его строенье я постиг
И форму словосочетанья.
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставлю без вниманья.
П. Чесноков.
Учитель: Прав ли он? Согласны вы с мнением поэта?
Ученики: Прав!
Учитель: Переходим теперь непосредственно к заданиям викторины. У вас на столах лежат рабочие карты, в них даны задания для каждой команды. Каждый член команды получает такую карту, в ней вы выполняете задания, можно советоваться друг с другом, ведь вы команда.
Начинаем как всегда с теоретических вопросов. Итак, первое задание. (Теорет. вопросы 1 команды появляются на экране и т.д.)
3 I задание. Теория.
1 команда.
- Что называется предложением?
- Какие бывают предложения по цели высказывания? Расскажите о них.
2 команда.
- Какие вы знаете второстепенные члены предложения? Расскажите о них.
- Чем может быть осложнено предложение?
3 команда.
- Расскажите о главных членах предложения?
- Какие предложения называются сложными?
(За каждый верный ответ команда получает два балла, если команда не может ответить, то отвечает другая команда и зарабатывает себе балл).
4 II задание. Изменить цель высказывания.
Измените предложения, сделав их побудительными, запишите их, выделите в них грамматическую основу.
1 команда: Ребята участвуют в лыжных гонках.
2 команда: Юннаты охраняют птиц зимой.
3 команда: Школьники строят кормушки для птиц.
(Максимальная оценка 2 балла, за ошибку балл снимается)
5 III задание. Найди словосочетание.
Из данных предложений выпишите словосочетания, определите их вид.
1 команда: Резные снежинки блестят на ветках деревьев.
2 команда: По зимнему небу плывут низкие облака.
3 команда: Лёгкий снежок лёг на крокетной площадке.
(За каждое правильно названное словосочетание команда получает 1 балл)
6 IV Конкурс капитанов.
Синтаксический разбор предложения.
1 команда: Шишки украшают вершины елей, словно гирляндами.
2 команда: Не трещите морозы в заповедном лесу.
3 команда: К счастью зима в этом году наступила поздно.
7 V Составь предложение.
В то время, как капитаны команд выполняют задания у доски, команды составляют предложения из данных слов.
Составьте предложение из данных слов, если нужно, расставьте знаки препинания.
1команда.
Чудесное, каникулы, время, зимние.
2 команда.
Поход, грезится, лыжный, одному, об, снежки, мечтает, игре, в, другой.
3 команда.
Что, у, каникулы, хорошо, ещё, зимние, меня, будут.
У команд должен получится следующий связанный текст:
Зимние каникулы – чудесное время.
Одному грезится лыжный поход, другой мечтает об игре в снежки.
Хорошо, что зимние каникулы будут у меня ещё.
Учитель: По ходу выполнения задания учитель может спросить о правилах постановки знаков препинания, типах предложений. После получения связанного текста учитель спросит о типе речи в данном тексте (рассуждение).
(Максимальная оценка данного задания – 3 балла).
После составления предложений проверка заданий, данных капитанам. (Максимальная оценка 5 балла, за каждую ошибку минус один балл).
8 Физкультминутка.
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
Посмотреть, который час (повороты)
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой)
Мышки дёрнули за гири (приседания)
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мышки вон. (бег на месте)
9
·VI Текст
Прочитать текст вставить пропущенные буквы, знаки препинания. (Текст даётся целостный, но поделённый для команд на абзацы.)
Хор ши снежные зимы в Р ссии! Блестят на со нце глубокие сугробы скрылись подо льдом б льшие реки и маленькие р чонки. Припорошила з ма землю словно снежной шубкой. Отдыхает з мля набирает силу. (1 команда)
Зимний лес это ска ка! Воздух чист прозрачен и свеж. Над л сными тр пинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея ств лы м л дых б рёз. Свежее дыхание з мы чу ствуется везде в воздухе на земле на деревьях. (2 команда).
Но вот зимний лес нап лняется жизнью. С шумом прол тит рябчик поднимется из снежной пыли глухарь пискнула т хонько лесная мыш.. .
Хор ша ты зимушка-зима ! радос но говорят люди. (3 команда)
(Максимальная оценка – 5 баллов, за каждую ошибку минус один балл)
Учитель: Определите темы текста, его основную мысль, тип речи.
Какие пунктуационные правила мы с вами уже повторили на уроке?
Ученики: Запятая при однородных членах предложения, обобщающем слове, сложном предложении, прямой речи, вводном слове, сравнительном обороте, обращении.
Учитель: А что ещё не успели повторить?
Ученики: Диалог!
Учитель: Вот для этого мы переходим к следующему заданию.
10 VII Диалог.
Составить диалог по данным картинкам: по два человека записывают диалог на доске, читают его с нужной интонацией.
Учитель: Не забудьте использовать в диалоге этикетные слова.

1 команда






2 команда

3 команда

Максимальная оценка – 5 баллов, за каждую ошибку минус один балл)
11 VIII Исправь ошибку.
В то время как двое участников команд составляют диалог, другие члены команды могут выполнять другие задания.
Исправьте ошибки, которые приводят к искажению смысла.
1 команда.
Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
2 команда
Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо.
3 команда.
Настя стояла около заснеженной ели, которая находилась в сквере и ждала подругу.
(Максимальная оценка 2 балла)
Учитель: А теперь занимательный конкурс «Отгадай загадку», но не просто отгадай, а назови в неё главные и второстепенные члены предложения.
12 IX Отгадай загадку.
Отгадай загадку, назови главные и второстепенные члены предложения.
1 команда.
Летом одет, а зимой раздет. (лес)
2 команда.
Дедушка мост мостил без топора и без ножа. (мороз)
3 команда.
На дворе лежит, мёрзнет, а домой принесёшь – плачет. (снег)
13 X Схема предложения.
Расставить знаки препинания и начертить схему предложения.
1 команда.
Громко потрескивает лед на речке замерзли темно-зеленые ели.
2 команда.
Дорожки св_ркают серебряным блеском и лёд на реке окреп.
3 команда.
Веточки покрыты хлопьями но от каждого прикосновения снежинки осыпаются.
14 Знаковая
пауза.
Ученики инсценируют стихотворение С. Маршака «Знаки препинания» (на груди у участников изображения соответствующих знаков).
Чтец:
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.
Восклицательный знак (вбегая):
Ребята! В предложении
Стою я для того,
Чтоб выделять волнение.
Чтец:
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Вопросительный знак:
Где? Когда? Откуда? Как?
Чтец:
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Запятые:
Мы особые запятые
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Точка с запятой:
Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой.
Чтец.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
Двоеточие:
Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой.
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Многоточие:
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие
Чтец:
Вопросительный знак удивился.
Вопросительный знак:
То есть как?
Чтец:
Восклицательный знак возмутился.
Восклицательный знак:
То есть как!
Чтец:
И сказала точка,
Точка-одиночка.
Точка:
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
Во время знаковой паузы консультанты подводят итоги.
15 Рефлексия. Учитель: Какую тему мы сегодня повторили? Что мы вспомнили о словосочетании и предложении?
16 Домашнее задание дифференцированное.
Учитель: в ваших рабочих картах есть домашнее задание, оно трёх видов: 1) Написать сказку о знаках препинания. 2) Составить сложные предложения, предложения с однородными членами, обращениями. 3) Найти текст с разными пунктограммами.
18 Учитель выставляет и комментирует оценки. Благодарит учеников за участие, консультантов за помощь, гостей за внимание.




Литература

1 Мастер-класс учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков: путешествия и экскурсии, исследования, конкурсы и соревнования, игры и КВНы. /Авт. – сост. Павликовская Н.И. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 204 с. – (Уроки мастерства).
2 Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. Для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 206 с.
3 Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. Для учителя. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 176 с.
4 Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-7 классы. – Саратов: «Лицей», 1998. – 144с.
5 С.И. Львова, И.А. Бажанова. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по
русскому языку 5 класс. К учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова. (I, II ч.) - М., 2007.

















13PAGE 15


13PAGE 14715






15