Урок по геометрии на тему Движение. Поворот и параллельный перенос.


Урок геометрии в 9-м классе по теме
"Движение. Поворот и параллельный перенос."Цели:
ввести понятие движения – поворот;
развивать умения выполнять построения при повороте;
прививать любовь к геометрии через картины художника Мориса ЭшераЗадачи:
научить строить виды движений (поворот).
Оборудование:
мультимедийная установка, презентация;
карточки для работы в классе и дома;
цветной картон;
геометрические фигуры разного цвета для выполнения картин;
оформлена доска
Ход урока.
1. Организационный момент.
(Учащиеся рассаживаются на свои места).
2. Ввод темы и целей урока:
Учитель: - Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одним видом движения – поворотом, научитесь строить фигуры с помощью поворота. И ,я думаю, без труда сумеете определять этот вид движения на рисунках, в природе и т.д..
Но сначала повторим, какие виды движения мы уже изучили на предыдущих уроках. Посмотрите на слайд. Здесь изображены различные виды движения. Назовите известный вам вид движения и соотнесите к нему рисунок.
Ученики: (Ответы учащихся)
- Осевая симметрия 2,4,6,7,9;
- Центральная симметрия 1,3,10.
- Параллельный перенос 5,8,11.
Учитель: - Если проанализировать виды отображений рисунков, то можно сделать вывод, что на одном из них кроме известного нам движения есть еще один вид отображения, с которым вы еще не знакомы.. Как вы считаете под каким номером этот рисунок(8).Итак, давайте определим, что это за отображение. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.
3. Изучение нового материала.
Учитель: - Преобразование , при котором каждая точка фигуры поворачивается на один и тот же угол вокруг заданной точки, называется поворотом. (слайды)
Учитель: - Точное определение поворота есть в вашем учебнике на странице 301, и есть на слайде.
Сейчас вы в тетрадях построите поворот точки М на угол в 60 0 вокруг точки О. При построении вы можете опираться на слайд.
Отметим точки М и О.
Проведем луч ОМ .Отложим с помощью транспортира угол в 60 0.
На проведенном луче циркулем отложим отрезок, равный ОМ.
Поставим точку М1.
Учитель просматривает работы учащихся.
Учитель: - А теперь попытайтесь на листах, которые лежат у вас на партах произвести более сложное построение - поворот отрезка АВ на угол в 120 0 . Если вы испытываете затруднение, обратитесь к алгоритму на экране ( появляется алгоритм весь полностью).
Учитель: - Отлично, большинство из вас справились с этой задачей. . А теперь посмотрите на слайд где выполняется поворот многоугольника, и попробуйте определить на какой угол нужно повернуть многоугольник вокруг своего центра, чтобы его вершины совпали.
Ученики: Квадрат на 90 0. Равносторонний треугольник на 1200. Правильный шестиугольник на 600.
Учитель: - Давайте, выполним 2 задание на листах. Поверните предложенный вам треугольник на угол в 900 вокруг одной из его вершин и вокруг точки О в его внутренней области( два чертежа). Можно показать порядок выполнения на доске с чертежным угольником.
Учитель: - Давайте посмотрим на экран и доску и сравним эти отображения .Что общего вы заметили в них?
Ученики: (Ответы учеников)
Учитель: Правильно. Фигуры при преобразовании перешли в равные фигуры. Значит, поворот также как и параллельный перенос является движением.
Учитель: - А теперь я предлагаю вам посмотреть, на картины художника Мориса Эшера, (слайд №5, если есть время можно рассказать учащимся о творческом пути художника гиперссылка на слайде) который создавал свои работы, используя виды движений. Далее вдохновленные мультипликаторы видами движений, картинами Эшера создают свои работы, которые я вам предлагаю посмотреть. Скажите, какие виды движений вы увидели на этой анимации?
Ученики: (Поворот. Параллельный перенос. Центральная симметрия.)4. Итог урока.
Учитель подводит итоги урока, опираясь на цели.
Учитель:  Итак, с каким новым видом движения мы сегодня познакомились? ( Поворот) С помощью каких чертежных инструментом мы строили повороты фигур? (Транспортир, линейка, циркуль).Как называется точка, вокруг которой производят поворот?( центр поворота). Я , думаю, что все вы научились определять этот вид движения и поэтому легко справитесь с домашним заданием. Всем ученикам выставляются оценки.
5. Домашнее задание.
Учитель:  Ребята, а теперь и мы с вами вдохновленные видами движений, картинами Эшера, работами мультипликаторов попробуем самостоятельном замостить плоскость геометрической фигурой (фигура прилагается), используя виды симметрии, а получившиеся работы рассмотрим на следующем уроке с вашими комментариями об использованных видах симметрии.
Задания к уроку: п.117. №1167. Творческое задание - Замостить плоскость фигурой.
Фамилия, имя - , класс - .
№ 1.Построить поворот отрезка АВ на угол в 1200 относительно точки О против часовой стрелки.



А
О

В
№2. а). Построить поворот на 900 треугольника вокруг его вершины.
б). Построить поворот на 900 треугольника вокруг точки О, лежащей в его внутренней области.