План самообразования по теме «Системно — деятельностный подход в обучении как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»


ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯПо теме:
«Системно - деятельностный подход в обучении как средство
активизации познавательной деятельности обучающихся»
Учителя истории и обществознания
Ивановой Валентины Николаевны

Образование: высшее
Квалификационная категория: на соответствие занимаемой должности
Тема:
Системно-деятельностный подход в обучении как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
Предполагаемый срок изучения 2014 – 2018 гг.
Цель:
Создание условий для повышения качества знаний учащихся
на основе системно - деятельностного подхода.
Задачи: 
1.создание положительной мотивации школьников к изучению предметов истории и обществознания;
 2.организация системно-деятельностного подхода на всех этапах урока и внеурочной деятельности;
3.обеспечение развития у обучающихся умений работы с различными типами тестовых заданий на основе системно-деятельностного подхода;
4. создание педагогических условий для формирования устойчивого навыка практического применения знаний и выхода на прогнозируемый уровень качества знаний.
 
План работы по теме: 
Прочитать литературу по данной теме в печатном и электронном варианте;
Проанализировать прочитанную литературу и выявить основные аспекты;
  Научиться составлять конспект урока с использованием полученных знаний.
Проанализировать и найти способ применения основных методов и приемов системно – деятельностного подхода на уроках истории и обществознания;
Провести мониторинг обучающихся до применения новых приемов и методов.
Постепенно вводить на уроках новые приемы и методы.
 Провести повторный мониторинг обучающихся и выявить динамику активности на уроках, познавательного интереса, качественной успеваемости, способности к устной речи по предмету.Ожидаемые результаты:Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по  истории и обществознанию.
          Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы  по   самообразованию  я наметила основные направления работы  по   самообразованию. 
Направления  самообразования:
Основные направления Действия и мероприятия Сроки
реализации
Профессиональное Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования  к ФГОС
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
3. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории
2014-2015
Регулярно
регулярно
Психолого-педагогические 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. регулярно
Методические 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории и обществознания
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории.
3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей
историков
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
Регулярно
Регулярно
4 раза в год
регулярно
Информационно-технологические технологии 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.2. Обзор в Интернете информации по истории, педагогике и психологии.3. Мастер-класс «Применение элементов системно- деятельностного подхода обучения на уроках обществознания»».5. Проводить сетевые консультации через электронную почту для единомышленников.
6.Наполнение сайта историков района материалом. регулярно
Март
1 раз в четверть
1 раз в четверть
Охрана здоровья 1. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.
регулярно
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ  ПО   САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
Диагностический Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта 2014-2015 1.Курсы повышения квалификации учителей.2.Выступление на заседании историков3.Изучение литературы по истории
и обществознанию.
Прогностический 1.Определение целей и задач темы.2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.3.Прогнозирование результатов. 2014-2015 «Освоение инновационных педагогических технологии»;
Практический 1.Внедрение опыта работы.2.Формирование методического комплекса.3.Корректировка работы. 2015-2016 1.Выступление на МО района по теме:«Развитие навыков использования учащимися ИКТ на уроках истории для учебного успеха».2.Открытые уроки на муниципальном уровне.3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Обобщающий 1.Подведение итогов.2.Оформление результатов работы. 2017-2018 1.Выступление на заседании районного МО учителей истории по теме «Обновление исторического образования в контексте перехода на новый учебный  план ».2.Участие и результаты на городских олимпиадах, конкурсах, конференциях.3.Мастер-класс «Формирование навыков исследовательской деятельности»»4.Консультативная помощь учителям и учащимся.
Внедренческий Распространение опыта работы. 2017-2018 1.Принять участие во
Всероссийском конкурсе«Твоя история»
«История России 20 век»
2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков. 2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как: 
Культурно – исторический системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.
Проблемное обучение - организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит овладение ключевыми компетенциями и развитие мыслительных способностей.  Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. Дифференциация обучения - обучение на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировка возникающих трудностей, обеспечение поддержки способностей обучающихся. Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудио эффекты.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения. 
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:Изучить литературу по данной проблеме: 1.   Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.2.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:20043.   Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.4.   Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.5.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика., А.В.Хуторского. М., 2002.6. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, изд. «Учитель»7. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя истории» 8. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.Учебная исследовательская работа: 1.Включить в  план  по реализации проектной деятельности на уроках истории и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов. 2. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.3.Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
4.Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования проблемного обучения на уроках.
Участие в системе школьной методической работы:* Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
Установить творческое сотрудничество с  учителями-предметниками  по вопросам темы  самообразования.
Изучить передовой опыт  учителей  города по применению технологий. 
Участие в заседаниях кафедры гуманитарного цикла, педагогических советах. Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Предполагаемые результаты  самообразования:
  Повысить качество знаний в средних классах.
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой.
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Результаты работы над темой  самообразования  поместить на школьном сайте.Обобщить опыт по исследуемой теме.