Урок по литературе Любовь и война на страницах повести В. Распутина «Живи и помни» 11 класс


Урок по литературе в 11 классе. Любовь и война на страницах повести В. Распутина «Живи и помни». (2-ой урок)
Цель урока: познакомить с повестью, раскрыть мастерство писателя в изображении нравственного выбора героев.
Задачи урока:
образовательная – способствовать развитию навыков устной связной речи, выразительного чтения при работе с книгой, сопоставительного анализа, логического мышления в ходе построения монологической речи, понимания основной идеи произведения; развивающая – сопоставить проблемы повести и ранее изученного романа Достоевского «Преступление и наказание»; воспитательная – воспитывать чувство ответственности за свои поступки, способствовать пониманию нравственно-философской проблемы.
Формы и методы урока: фронтальные, групповые, метод проектов.
Используемые технологии: технология развивающего обучения, технология развития художественного мышления.
Оборудование урока: портрет В. Распутина, выставка книг, текст повести, эпиграф, кадры из художественного фильма «Живи и помни», презентация по произведению «Живи и помни», толковый словарь.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока. Любовь и война на страницах повести В. Распутина «Живи и помни».
Знаний о войне у нас хватает. Но атмосфера времени - это та тонкость, которую невозможно постичь логически. Это постигается шкурой. Кровью. Жизнью. В. Быков.
1. Организационный момент. 2. Вступительное слово. Каждый человек, пришедший в мир, стремится создать свой дом, обустроить его. Право на дом включает в себя устойчивое стремление сохранить собственную жизнь. Дом есть свет, погасить его трудно, какие бы обстоятельства ни случились. Война - это самое страшное, что должен пережить человек. Как выстоять и не сломаться? Как сохранить себя? С кем разделить беду? Как преодолеть расставания с родными, с отчим домом. Через такие испытания суждено пройти главному герою произведения В. Распутина «Живи и помни». Эта повесть психологическая, философская, так как писателя волновали не исторические масштабные сражения Великой Отечественной войны, а поведение человека на войне, судьба личности на фоне судьбы народной, сохранение человеческого в человеке.
2. Проверка знания текста. – Расскажите о семье Гуськовых? – Как воевал Андрей? Учитель: Андрей был хорошим солдатом, храбро воевал. Он не собирался становиться ни дезертиром, ни предателем.
3. Погружение в текст. – Почему же Гуськов оказался дезертиром? – Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком прежде всего думал? В ответе используйте заготовленные дома цитаты. (Жизнь на войне была временами не в меру тяжелой, но никто не роптал, не жаловался, потому что всем доставалось поровну. "И столько они, кто дрался с первых дней воины, вынесли и выдержали, что хотелось верить: должно же для них выйти особое, судьбой данное помилование, должна смерть от них отступиться, раз они сумели до сих пор от нее уберечься". ...Когда же стал виден конец войне, не одно сердце дрогнуло от щемящей надежды на скорое и чудесное избавление от страха и смерти. Но не наступало передышки, хоть уже на исходе были силы. Страшно становилось от мысли, что можешь не дожить до победы… …И самое тяжелое нравственное испытание выпало на долю Андрея Гуськова перед самым концом войны: он, раненый, оказался в госпитале недалеко от дома. Не выдержало его сердце, мысль о смерти, что он может погибнуть в конце войны, не давала ему покоя, обратно на фронт так не хотелось. Поддавшись какому-то не вполне осознанному чувству, Андрей выбрал для себя наихудший исход, гораздо более тяжкий и горький, чем смерть от вражеской пули. Он подчинился инстинкту самосохранения и нашел удобный случай спастись, пошел на сознательное бегство.) – Какой выбор делает Гуськов? – Можно ли назвать это преступлением? (Проявил трусость, эгоизм, слабость... Но человек должен быть с грехом, иначе он не человек. Искупить ли такой грех? Ведь война еще не закончилась, и Гуськову никто приказов не воевать, не идти обратно на фронт не давал.) 3. Проверка домашнего задания. Презентация. – Расскажите о том, как живет Гуськов, вернувшись в родное село.
(Андрей налаживает связь с женой, но не желает выйти к людям и покаяться.Противопоставляет себя остальному миру, постепенно теряя человеческие качества, начинает пакостить односельчанам (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Тайком наблюдает за деревней, за отцом: « … изболелся, исстрадался, готов был что угодно отдать, чтобы хоть одним глазком взглянуть на свою Атамановку. А вот пришел – и душа пустая». «Ему надо было прийти сюда, чтобы наяву, вблизи убедиться, что никогда не бывать ему в родном доме, не говорить с отцом и матерью, теперь он понимал, что сюда ему хода нет».
Гуськов нарушил не только нравственные законы, но и законы природы. Он разрушает саму природу и посягает на ее главный стимул – продолжение жизни на земле). – Распутин показывает превращение человека в животное. Вспомните, с чего это началось.  В повести две сцены убийства животных в 8 и 15 главах. Как ведет себя Андрей в сценах убийства животных?
4. Работа с текстом
- Смотрит, как умирает козуля. Он заглянул животному в глаза, желая увидеть там приближение смерти, а увидел свое отражение. Для этого животного он и был той самой смертью.
- Теленка убивает не потому, что нечего есть, а от злобы на людей, желая досадить тем, кто может жить и веселиться открыто, ни от кого не прячась. И эта злость у человека переходит в ярость, он становится против природы.
Учитель: Сравните, как ведут себя человек и животное в этом эпизоде?
( «Гуськов совсем озверел», «корова закричала». Животное ведет себя, как человек, а человек – как животное. Примечательно еще и то, что в начале эпизода автор называет героя по имени, затем по фамилии, а в момент самого убийства просто человек. Распутин забирает у него самую главную принадлежность человека – имя, считая, что Гуськов его не достоин.
Учитель: Автор использует прием расчеловечивания героя, то есть лишает его качеств человека. Это помогает читателю понять, что внутри Андрея Гуськова человек умер. Изображая внутреннее расчеловечивание героя, автор показывает и внешние изменения. Давайте посмотрим, как менялся внешний облик Андрея Гуськова.
5. Работа с таблицей.
Расчеловечивание героя
Глава 2 Сильные, жесткие руки, голос хриплый, ржавый. Лица она не могла рассмотреть, лишь что-то большое и лохматое смутно чернело перед нею.
Глава 6 Наконец-то Настена могла разглядеть его: все та же корявая, слегка вывернутая вправо фигура и то же широкое, по-азиатски приплюснутое курносое лицо, заросшее черной клочковатой бородой. Глубоко посаженные глаза смотрели вызывающе и цепко. Он знакомый, близкий, родной Настене человек, и все же чужой, непонятный.– Чудной ты с этой бородой. Как леший.– Сбрею. Хотя нет, не буду. Чтобы не походить на себя. Уж лучше на лешего.
Глава 8 Однажды увидел волка, который стал приходить к зимовью и выть. Гуськов, желая отпугнуть зверя, приоткрыл дверь, и в злости, передразнивая, ответил ему своим воем. Ответил и поразился: так близко его голос сошелся с волчьим. …Гуськов, догадавшись надавливать на горло и запрокидывать голову, убрал из своего голоса лишнюю хрипотцу и научился вести его высоко и чисто. В конце концов волк не выдержал и отступил от зимовья.
Глава 10 Настене постоянно мерещилась подмена, обман. Ей казалось, что она сама покрывается противной звериной шерстью.
Глава 13 Нельзя по-настоящему почувствовать себя зверем, пока не увидишь, что существуют домашние животные.
Глава 15 Спал он теперь урывками. Лунные ночи стали беспокоить его. И чем ярче сияла луна, тем неспокойней – удушливей ему было… Гуськов замирал, как зверь, чутко отзываясь на каждый звук. Он научился проникать туда, куда человеку доступ закрыт.Он шел и внюхивался, всматривался, озирался, сторожил свой шаг, огибал открытые места, прятался. В такие минуты ему словно бы застило память, он отказывался верить, что был на войне, жил среди людей, а казалось, что всегда так вот один и шатался, не имея ни дома, ни дела.
Глава 18 Лицо его сильно заострилось и высохло. Глаза застыли и смотрели из глубины с пристальной мукой. Борода казалась уже не черной, а грязно-пегой. Голову держал, подав вперед, словно постоянно всматриваясь или вслушиваясь во что-то. Волосы на голове он недавно остриг на ощупь, они висели неровными лохмами. Больше всего напугали Настену глаза: так они изменились с последней встречи, настолько зашлись тоской, потеряли всякое выражение, кроме внимания.Голос его сорвался: он вообще часто ломался, то становясь некстати суровым, то жалобным, чуть не плачущим – или от постоянного молчания, или от одиночества, или от чего-то еще. И, увидев опять перед собой провисшее и некрасиво заросшее, как замшелое, лицо Андрея, его провалившиеся глаза, острые и измученные страданием, его полусогнутую настороженную фигуру в грязной одежде; попав после дождя в сырое темное зимовье с горьким запахом спертого, задушенного воздуха, – увидев и ощутив все это, Настена содрогнулась.
Учитель: Какое ощущение не покидает Настену с самой первой встречи?
( Это оборотень. Распутин выбирает для Гуськова обличье волка, на которого тот становится похож. Но волк – это все-таки часть природы. На Руси нечистую силу часто называли нежить. Если это слово разбить, получится НЕ ЖИТЬ. Андрей Гуськов тот, кому с людьми не жить). 6. Показ кадров фильма. Учитель: Начинается нравственная деградация человека. Гуськов начинает чувствовать себя животным: у него вместо кожи - шкура, живет, как крот, в потемках, называет себя "зверюгой лесной", у него "звериный аппетит". Превращение Гуськова в зверя подробно описывает В. Распутин. Учитель: Восстановите «цепочку» превращения человека в животное. (Страх - предательство - преступление - нравственная деградация - гибель души)
Учитель: А кто виноват в таком его положении? Кого обвиняет Андрей?
(Для Андрея виновных двое – война и судьба. Он не готов, не хочет нести ответственность за свои поступки, прикрывается ими. «Это все война, все она проклятая!»
«Андрей понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги нет, освобождало его от лишних раздумий». Он не хочет думать о том, какие страдания приносит своим родным).7. Характеристика героя. Рядом с Андреем страдает Настена, жена. – Расскажите о том, как Настена отнеслась к возвращению мужа. – Могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту? (От мужа - дезертира она не отворачивается, находит в себе силы, чтобы понять его. Настена знает, что муж попал в большую беду, поэтому его жалеет, спасает его, как может, ей и в голову не приходит не только отказаться от него, но и просто отделить свою судьбу от его судьбы.) – Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа? (Ей приходится врать, обманывать, скрываться от людей, от родителей мужа, она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его, в зимнюю стужу пробирается в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко, без оглядки. Результат этой любви - будущее дитя. Долгожданное счастье! Но Настена не может чувствовать себя счастливой. Считается, что муж на войне, а жена гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане.) – Героиню какого романа 2-й пол XIX в. напоминает Настена? (Сонечку Мармеладову из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", у которой воедино слились жалость, сострадание, милосердие. Настена любила Андрея, жалела его и себя - эти два чувства неразрывно слились в одно. Верность, долг, жалость - вот что оказывается главным в жизни этой женщины. Она одинока среди людей.) – Почему Настена не может быть счастливой? (Ей невозможно поделиться счастьем с односельчанами, стыдно, надо объяснять, а открыться нельзя, иначе предаст мужа.)
8. Создание проблемной ситуации. – Как герои относятся к будущему ребенку?

1. «Плевать нам на него»,1. Сирота, поэтому боится за семью.2. Говорит «нам», сам думает о себе. 2.Ей придется выносить позор, унижения.3. Главное, чтобы ребенок родился, 3. Не хочет, чтобы ребенок так как продолжится его род. отвечал за ошибки родителей.
4.Думает только о себе. 4. Испытывает чувство стыда.
– Почему Настена решается на самоубийство?– О чем думает перед смертью? (Непосилен груз. Мучает чувство стыда, совестливости, одиночества. В самые тяжелые, последние дни Настена помнит прежде всего о стыде, на котором держится человеческая совесть. Настена до конца осталась верной мужу и будущему ребенку, его не захотела отдать на позор и людское проклятие. Страшный грех совершила эта женщина, погубив себя и будущую жизнь, но смертью своей она заслужила единственно возможное для себя прощение. Поэтому и похоронили Настену на кладбище.) – Как Распутин относится к своей героине? – Почему о Гуськове в конце повести нет ни слова?
9. Работа в группах. Додумайте судьбу героя и объясните свой выбор.
1 группа: Гуськов выберет путь отшельника, так как для него важно жить любой ценой. Это значит - жить ради себя.
2 группа: Гуськова ждет облава, он будет осужден, попадет в лагерь, где, может быть, раскается в том, что погубил семью.
3 группа: Гуськов покончит жизнь самоубийством. Он изменник Родины, прощения ему не будет. Без Настены жить не сможет.
4 группа: Гуськов умрет в одиночестве, как зверь, так как он никому не нужен. Исчезнет с лица земли, так как погубил семью.
Учитель: Изначально В. Распутин задумывал иной финал: Андрей в результате мучительных раздумий, устыдившись суда Настены, покончил с собой. Почему автор поменял финал?
(Это возвышало бы его, снимало бы часть вины, превращало бы малодушие в заблуждение. Но в этом случае он был бы главный герой, а ведь повесть не о нем).Главная задача автора – показать высшую меру ответственности за свою жизнь перед собой и людьми, силу человеческого духа в образе Настены. Мера нравственного падения Гуськова позволяет выявить и оттенить высокую духовность Настены. Вместе с Настеной читатель постигает более высокую систему ценностей. И заглавие обращено не к Андрею Гуськову, а ко всем читателям. В. Распутин обращается к людям: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя.
Учитель: Как вы понимаете смысл названия произведения? О чем надо помнить? (Совершая поступок, думай об остальных, о тех, кто рядом. Нельзя жить, подчиняясь только своим желаниям. Думай о том, как твой поступок откликнется в судьбе следующих поколений) 10. Итоги анализа. – Сопоставьте произведение Распутина «Живи и помни» и роман Достоевского «Преступление и наказание». (Преступление, разрушение души, ответственность за свои поступки, страдание близких, одиночество, а главное - топор - символ и того, и другого произведения как символ насилия над собой, над близкими. Достоевский и Распутин показывают разрушающее действие лжи на человека, на человеческую душу.) 11. Работа со словарем. – Опираясь на материал сегодняшнего урока, определите значение слов:
Гуманный - ... Нравственный - ... Милосердный - ... Совестливый - ... Дезертир - ...
– Проверьте свой ответ по толковому словарю.
12. Заключительное слово. Живи и помни, человек, о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное - в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной. Совершая поступок, думай о близких. Знай, что дела твои откликнутся в судьбе следующих поколений. И даже любовь не сможет спасти, ибо нельзя жить, подчиняясь только своим желаниям.
13. Подведение итогов, выставление оценок.
14. Домашнее задание. Напишите сочинение - рассуждение "Какие чувства вызвало у вас произведение В. Распутина «Живи и помни»?"