Стадия вызова в технологии развития критического мышления

Т.М Бузаева
МБОУ «Лицей№3»
г.Братск
TM Buzaeva
MBOU "Litsey№3"
                                                                                                                                                                                                       Bratsk

Стадия вызова в технологии развития критического мышления
Stage call critical thinking deve lopment technology.
Таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»; «Инвентаризация знаний», « Кластер», «Ключевые слова».
Суть медиаобразования  ясно отражена в мыслях Я.А. Коменского, что «учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию». Не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
Table "I know, learned, I want to know"; "Knowledge Inventory", "Cluster", "Keywords".
The essence of media education is clearly reflected in the thoughts JA Comenius that "the teache
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·nd the construction of their own, which is born in the learning process.

Технология развития критического мышления требует строить урок по трёхфазной модели: стадия вызова – стадия осмысления содержания – стадия рефлексии. Каждую из них можно организовать по-разному. Выбор средств и методов зависит от содержания материала, уровня развития учащихся и предпочтений учителя.
Вспомним, что на стадии вызова осуществляется одна из самых важных функций технологии: учащиеся сами формулируют значимые для себя цели изучения нового материала. Тем самым они придают смысл своей учебной деятельности. Возврат к обозначенным целям происходит на стадии рефлексии. Это позволяет дать оценку тому, что сделано. Решить, на какие вопросы даны ответы, а на какие – нет. Подумать над тем, как изменились представления об изучаемой теме, какие способы получения знаний были наиболее эффективными.
Но побудить учащихся к целеполагающей деятельности прямым вопросом весьма проблематично. Представьте себе такое вступительное слово учителя:
 – Ребята, сегодня мы будем изучать основы светской этики (или другую тему по другому предмету). Сформулируйте цели нашего урока.
И что ребята могут ответить?
– Изучить светскую этику. )))
Важно, чтобы новая информация накладывалась на уже имеющиеся знания. Тогда в процессе её изучения будут задействованы не только ресурсы памяти. Информация будет анализироваться по мере её поступления, систематизироваться, осознаваться. Основная задача стадии вызова в том и заключается, чтобы «вытащить на свет» уже имеющиеся знания. Какие средства можно для этого использовать?

«Инвентаризация знаний»
Это составление списка информации по теме, которая на данный момент известна учащимся. Она может быть неполной или даже ошибочной. Это нормально. Если бы дети владели полной и правильной информацией, зачем проводить урок?
Инвентаризация может осуществляться в форме «Корзины идей». Инвентаризация может осуществляться в форме «Корзины идей».


В течение определённого времени учащиеся записывают всё, что они знают по теме урока.
Затем происходит обмен информацией в паре или небольшой группе. Обсуждение не должно сводиться лишь к зачитыванию информации. В результате должен быть сформулирован ответ на конкретный вопрос. Например: что вызвало разногласия? По какому вопросу мнения не сошлись? Или наоборот: в каких фактах или объяснениях уверены все члены группы?
Затем группы по очереди «закидывают в корзину» свои идеи. Можно поставить предварительное условие: не должно быть повторов. На этом этапе отсутствует любая критика и комментарии. Они будут даны самими учащимися по ходу изучения материала или на стадии рефлексии.
Таким образом «собирать в корзину» можно всё, что угодно: слова (например, на уроке русского языка), термины, имена, даты, формулы
Можно организовать и более системную работу. Предложить учащимся «инвентарную табличку», которую необходимо заполнить к концу урока. Выделение основных элементов таблицы зависит от изучаемой темы. Скажем, на уроке истории они могут быть следующими: имена, даты, места событий, термины.

Таблица ЗХУ
ЗХУ – это первые буквы названий трёх граф таблицы: знаю, хочу узнать, узнал (-а). На стадии вызова заполняются две первые графы. Работа осуществляется в два или три этапа. Вначале ребята работают индивидуально – каждый в своей тетради. Затем обсуждают то, что получилось, в парах или группах. И для всего класса озвучивают вопросы, на которые хотели бы получить ответы. Если класс небольшой, то второй этап можно и пропустить.

Третья графа заполняется при подведении итогов работы. Таблицу можно дополнить и ещё одним элементом, озаглавив его буквой «Е»: ещё хочу узнать. Процесс познания бесконечен. Чем больше мы узнаём, тем лучше понимаем, сколько ещё непознанного вокруг. Некоторые из этих вопросов помогут сформулировать цели деятельности на других уроках. Кое-что, далеко выходящее за рамки учебной программы, может стать темой исследовательского проекта.

Кластер
Этот метод более всего подходит для стадии осмысления. Но работу над его составлением можно начать и на стадии вызова.
Кластер – графический приём систематизации информации, когда выделяются основные смысловые единицы текста и оформляются в определённом порядке в виде грозди.
Термин «кластер» употребляется в самых разных сферах.  В астрономии, например, это группа звёзд, связанных друг с другом силой гравитации, или суперструктура, состоящая из нескольких галактик. В учебных целях кластер используется, чтобы увидеть связи, существующие между различными факторами, установить их иерархию. В качестве примера можно привести кластер по теме «Демократия» (курс обществознания).

Начало составления кластера на стадии вызова может привести к осознанию двух проблем, нуждающихся в разрешении: нехватка знаний о конкретных фактах и необходимость выяснить, на какие вопросы нужно ответить, чтобы иметь полные (насколько это возможно, конечно) знания по данной теме, о данном явлении. Например, что надо знать об именах существительных, чтобы правильно их употреблять, грамотно писать. Вид, род, тип склонения. Непостоянные признаки: падеж, число.

Ключевые слова
Этот приём можно использовать для придания атмосферы некоторой таинственности и пробуждения азарта разведчика. Учитель сообщает ученикам или, что предпочтительнее, записывает на доске несколько слов (словосочетаний) и предлагает учащимся определить, о чём пойдёт речь на уроке или в предлагаемом тексте. Какая тема будет изучаться? Какого рода задание предстоит выполнить?
На стадии рефлексии можно обсудить следующий вопрос: почему именно эти слова, а не какие-то другие выделены в качестве ключевых? Возможно, ещё какие-то слова будут добавлены в этот список.
Этот приём – предсказание будущих действий – можно использовать и в процессе изучения материала. После ознакомления с одной его частью предложить сделать предположение о том, что будет в следующей. И, конечно, обязательно сравнить предположение и реальность.

«Да-нетка»
Это, пожалуй, самый простой приём организации стадии вызова. Его можно назвать также «Верите ли вы» Учащимся предлагается список утверждений, связанных с новой темой или какой-то проблемой. Они соглашаются с ними или заявляют, что эти утверждения неверны. После обсуждения индивидуальных мнений в группе формулируются вопросы, на которые нужно получить ответ. На стадии осмысления содержания и рефлексии проверяется правильность первоначального выбора.

Как вариант, можно предложить тест – вопросы с выбором вариантов ответов. Это более трудоёмкая работа для учителя. И результаты выбора обсуждать сложнее. Проще и быстрее объяснить, почему вы согласны или не согласны с утверждением, чем выбор одного из близких по смыслу или значению ответов.
В тех классах, которые раньше не работали в рамках технологии развития критического мышления, можно рекомендовать использовать на стадии вызова именно этот приём. Ребятам нужно привыкнуть к роли активных участников учебной деятельности. А в данном случае им нужно для начала всего лишь поставить «плюсики» и «минусики» напротив утверждений.
Автор данной статьи для «раскачки» не очень активного класса использовал следующий метод. Вначале дети послушали небольшой рассказ о том, как на одной американской радиостанции объявляли прогноз погоды. Суть этой истории сводится к следующему. Это была небольшая местная радиостанция, у которой не было возможности обратиться к метеорологу. И работники проводили голосование: кто считает, что завтра будет дождь? А затем объявляли результат. Например, дождь: четыре к двум; туман с утра: один к пяти.
Затем ребятам зачитывались некоторые утверждения, связанные с новой темой и предлагалось проголосовать: кто считает их верными, а кто – нет. Желающие (или кто-то по выбору учителя) объясняли своё мнение.
Работа на уроке пошла намного живее! )))
Несколько советов
В статье перечислены не все методы и приёмы организации стадии вызова. Но перечисленные уже проверены практикой и могут быть применены на уроках по любому предмету. Учитель может использовать какой-то «фирменный», созданный им самим приём. Главное в технологии развития критического мышления – не средства, а идеология. Всё, что способствует активной самостоятельной целеполагающей деятельности учащихся на стадии вызова, что придаёт осмысленный характер их деятельности на уроке, имеет право на существование.
Нужно только иметь в виду, что выбранная вами форма работы должна предполагать возврат к сформулированным целям и проблемам на стадии рефлексии. То есть она должна давать возможность оценить то, что было достигнуто. То, что узнали и чему научились ваши воспитанники.
Необходимо помнить об ограниченности времени урока. Определять продолжительность каждого из его этапов. И, по крайней мере, на первое время, иметь «план Б» – запасной вариант действий в том случае, если что-то пошло не так.
Работа учащихся связана с письмом. Ребята заполняют таблицы, составляют графические схемы и так далее. Это можно делать в тетрадях. Но можно использовать и отдельные листы. На них легче разместить объёмный материал, можно организовать (с помощью степлера) дополнительное пространство. Да и психологически проще что-то вычёркивать или по ходу дела дописывать на листах. Как-то мы привыкли, что рабочая тетрадь – это святое: там должен царствовать порядок. Листы можно сохранять в файлах или папках. В конце концов, для закрепления материала, можно аккуратно перенести в тетрадь итоговый вариант.

Используемая литература:
Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
«Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма».  Презентация Петровой Е.М., учителя математики  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Новоалтайск.
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.
Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с. 62-68, 90-100.
Фестиваль  педагогических идей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Рисунок 7Рисунок 14ђ Заголовок 115