Доклад по изобразительному искусству:«Компетентностно- деятельный подход в профессиональном развитии учителя»


Доклад
на тему:«Компетентностно- деятельный подход в профессиональном развитии учителя»

Выполнила
учитель ИЗОЛи И.А.
2015 г.
Доклад
Компетентностно-деятельный подход в профессиональном развитии учителя
Компетентность – это владение комплексом специфических способностей, качеств, позволяющих оперативно осваивать новое, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям , самостоятельно выбирать методы и средства в сфере своей деятельности, принимать эффективные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения в соответствующей сфере деятельности.
В  России, период «глобальных инноваций» продолжается: проводятся научные конференции, выпускаются образовательные журналы и труды научных школ,  активизируется работа по созданию системы образования, в основу которой положен компетентностно-деятельностный подход как, задающий вектор на практико-ориентированное образование.
Появление компетенций – это закономерность развития истории образования. Внимание, уделяемое личным компетенциям, ставит акцент на усилении развития человеческих ресурсов, от которых возможно сегодня  зависит жизнь современного общества. Важной составляющей компетенции является способность применить имеющиеся знания и опыт в конкретной ситуации.
В настоящее время компетентностно-деятельностный подход предполагает заменить систему обязательного формирования знаний, умений и навыков набором компетенций (комплексом компетенций), которые будут формироваться у школьников, студентов на основе обновленного содержания и в процессе их деятельности. Следовательно, можно сказать, что именно КДП является тем новым подходом к построению профессионального образования и обучения, с позиций которого будет осуществляться модернизации образования.
Основы компетентностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, И. А. Зимней, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
В качестве основных аспектов рассматриваемого подхода необходимо выделить деятельностный и компетентностныйкомпоненты. Хотя, естественно, такое разграничение условно и может быть осуществлено только теоретически, так как они неразрывно связаны друг с другом.
В наши дни уже не вызывает сомнения утверждение, что знания сами по себе, без навыков и умений их использования, не могут решить проблему подготовки человека к реальной деятельности, поэтому целью образования становится формирование ключевых компетенций, определенных Профессионализм и компетентность — это те качества, от которых зависят жизненные и трудовые успехи. Сегодня речь идет о формировании у педагогов такой профессиональной квалификации и компетентности, которые определяются не объемом имеющихся в их арсенале знаний, а умениями владеть ими.
Когда говорят о профессионализме в образовании, то в первую очередь подразумевается владение педагогическими технологиями. Компетентность же подразумевает помимо технологической подготовки целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться и др.
 
 
Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога
Во-первых, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата
Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий
Для формирования ключевых компетентностей необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом
Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
- 10% от того, что они читают,
- 26% от того, что они слышат,
- 30% от того, что они видят,
- 50% от того, что они видят и слышат,
- 70% от того, что они обсуждают с другими,
- 80% от того, что основано на личном опыте,
- 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают,
- 95% от того, чему они обучаются сами.
Поэтому можно утверждать, что одни формы деятельности в обучении более результативны, чем другие.
Компетентностно- деятельный подход в системе профессиональной подготовки педагога следует рассматривать как деятельный подход , акцентирующий внимание на процессуальной стороне образования, способствующий ориентироваться на специализированную подготовку педагогов, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности, рассматривающий главным аспектом в этом процессе  не обьем получаемой информации, а умение творчески находить , усваивать и пользоваться ею в различных проблемных ситуациях.
В образовательном процессе настает время  активного использования специфики такого учебного предмета как «Изобразительное искусство». Уникальное сочетание  содержания  и творческого подхода в реализации результатов обучения усиливает роль художественной и эстетической деятельности в формировании УУД, достижений высоких результатов школьного обучения и воспитания. Влияние изобразительного искусства, художественно-творческой деятельности и культурологического подхода  на эстетическое воспитание, интеллектуальное и духовно-нравственное развитие школьников очень велико.
Художественное творчество - это мощное средство самопознания, саморазвития, самовыражения, самосовершенствования. Практика доказала, что на уроках по изобразительному искусству можно выявить природную одаренность и раскрыть творческий потенциал ребенка. Разные виды изобразительной деятельности и ролевые перевоплощения, приобщение к культуре мира. На уроках изобразительного искусства культура рассматривается как деятельность, мощная роль  которой адаптирует обучающихся в стремительно меняющемся мире, помогает ему в поиске смысла и цели жизни, сохраняет человеческое в человеке.
Применение современных информационных технологий на уроках изобразительного искусства позволяет активизировать познавательный интерес и мотивацию к художественно-эстетической деятельности.
В современной школе функции и задачи учителя ИЗО на уроке изменились. Учитель в первую очередь должен знать образовательные стандарты, создать условия для творчества школьников, проанализировать возможности учебного предмета «Изобразительное искусство» и выявить практические задания, способствующие формированию тех или иных УУД, и на этой основе перестроить учебный процесс. В новом стандарте заложены различные виды художественно-творческой деятельности школьников: восприятие и анализ произведений искусства, рисование с натуры, по памяти и воображению, тематическое рисование, декоративное творчество, лепка, конструирование, моделирование, украшение, иллюстрирование сказок и детских книг, копирование, фотографирование, работа на компьютере и дрМногообразие материалов и видов художественно-творческой деятельности, включая проектную и учебно-исследовательскую деятельность, способствует развитию художественного восприятия и зрительной памяти у обучающихся, воспитанию чувств. становлению эмоционально-образного и конструктивного типа мышления. Наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других учебных предметах, художественно-образное мышление обеспечивает становление целостной личности. Особое значение приобретает формирование критического мышления у школьников, основанного на восприятии и анализе произведений отечественного и мирового искусства, понимании роли искусства в жизни современного общества.
Насущной задачей остается использование вариативной ресурсной базы, использование электронных носителей информации; комплекса информационно-справочных материалов; использование электронных библиотек, в которые входят тематические иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы; использование ресурсов сетевых художественных галерей и панорамных сайтов ведущих художественных музеев мира.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.В процессе формирования УУД учитель:
-учит ставить цели и искать пути их достижения,
- показывает достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями;
- привлекает к открытию новых знаний;
- обучает приемам работы в группах;
- обучает самопроверке;
- знакомит с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний;
- учит делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом,
- учит самостоятельно выбирать критерии для оценки,
- учит отстаивать собственное мнение и уважать мнения других,
- организует формы деятельности, в рамках которой дети усваивают нужные знания и ценностный ряд,
- учит сотрудничеству между учениками, учениками и учителем.
УУД ориентированы на умение учиться, и влияют на выбор технологий, форм и методов обучения.
ФГОС второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
При изучении предмета "Изобразительное искусство" в школе, необходимо использовать различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД. Например, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, метод "мозгового штурма", коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др.Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую.Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований, создание видеофильмов, альбомов, плакатов, статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, игр (спортивная, деловая), web-сайтов и др. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют учебную, учебно-методическую, научную, справочную литературу, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде.
Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разноуровневые, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий (примеры проектов: "Женский образ в искусстве", "Образ моря в искусстве", "История одного предмета: печь, сундук, кукла, утюг и др.")Исследовательский метод направлен на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений.
Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся: ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; формулировка целей и задач исследования; сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе); проведение исследования (теоретического или экспериментального) - выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента; объяснение полученных данных; формулировка выводов, оформление результатов работы.Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие учебные действия, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развитие наблюдательности, воображения, умения нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения (примеры проектов: "Нужно ли современному человеку искусство?", "Образ героев - защитников в искусстве").Дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности, в которой учащиеся упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями по обсуждаемой проблеме. Содержание докладов может быть связано с изучаемым материалом или выходить за рамки программы, в том числе иметь профессиональную направленность.
Во время дискуссии формируются следующие УУД: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.
Игра как средство интерактивного обучения способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ изобразительного искусства. Использование разных типов игр, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие ребят в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.
В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.
"Мозговой штурм" является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.
Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Такое взаимодействие позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др.
Коллективно-творческая деятельность (КТД) на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением партнёра, ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий.
Можно предложить ученикам парные задания (например, "Праздник цветения сакуры", "Олимпийские игры Древней Греции" и др.), где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Дети учатся слушать и слышать других, критически анализировать и оценивать свою и чужую точки зрения, аргументировать своё мнение, признавать свои ошибки или доказывать свою правоту, находить в предположениях "рациональные зёрна", используя их, строить решения.
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) дают много возможностей для творчества учителя.
На уроках изобразительного искусства учащиеся 5 - 6-х классов начинают работать с мультимедийными учебными пособиями, художественными программами от компаний "Просвещение-МЕДИА", "МедиаХауз", "Новый диск" и др. В этих программах учебная информация представлена в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения; различные эффекты вывода текста и графических фрагментов.
Учащиеся 7 - 8-е классов для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по искусству используют энциклопедии "Кирилла и Мефодия", "Большую Советскую Энциклопедию" на CD-ROM. Они представляют собой электронные аналоги обычных справочно-информационных изданий - энциклопедий, словарей, справочников - объединяющие в себе функции демонстрационных и справочных материалов, которые: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок; поддерживают функцию печати, копирования; включают в себя аудио- и видеофрагменты, викторины с быстрой обработкой полученных результатов.Выполняя задания, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки работы с компьютером.
Учащиеся могут составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства. Это могут быть небольшие Web-странички, слайд-шоу и мультимедиа презентации по творчеству художника, а также тесты-опросники по различным темам.
Заключение.
Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации.
Учебный предмет "Изобразительное искусство" вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.