Системно-деятельный подход к обучению младших школьников.


Системно-деятельный подход к обучению младших школьников
(из опыта работы Татьяниной И. В., учителя МБОУ «СОШ №2 им. Г. В. Кравченко»)
Тезисы к выступлениюВступление
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний, заметно превосходят своих сверстников из большинства стран.
Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.
Сегoдня в условиях реализации  федерального государственного образовательного стандарта второго поколения происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.
Главной целью образования согласно ФГOС становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
Необходимость введения деятельностного подхода в обучении
Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения  деятельностного метода обучения.
Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Дидактические принципы деятельностного метода обучения
Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Особенность метода деятельностного подхода в обучении
Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания  и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса.
Для того чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность необходимо мотивировать его. Одним из способов является создание проблемной ситуации на уроке .ввести противоречие ,столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Н-р Детям даются карточки (работа в парах)
0:2 2:2 3:1 2:0
0:7 6:6 8:1 7:0
0:32 9:9 41:41 5:0

При решении примеров с третьей карточки у детей возникают затруднения . Формулируется учебная проблема с помощью побуждающего от проблемной ситуации диалога.
Второй путь к учебной проблеме заключается .. Попробуйте сами догадаться в чем его суть
Начнем с примера . На доске слова: Забег, копать поход. ходить бежать ,подкоп .На какие две группы разделим слова? (с приставкой и без) ,поставим ударение и подчеркнем безударные гласные. Какое правило о безударных гласных мы уже знаем? Найдите в каких словах мы можем проверить безударную гласную. А в каких нет? Почему? (умеем проверять гласную в корне,а во второй группе они в приставке. Значит чему мы научимся сегодня на уроке?
Нетрудно заметить ,что учитель работал методом диалога,но он был не побуждающим,а подводящим к теме.
Актуальность следующего приема состоит в обнаруживании смысла ,значимости предлагаемой темы для самих учащихся.
Нам необходимо сделать ремонт в классе застелить линолиум и сделать плинтуса. Что надо сделать сначала? (Купить материал) Как это сделать? Нам может не хватить,или купим лишнее. Что мы можем рассчитать? (количество необходимого плинтуса т.к. умеем находить периметр прямоугольника) А как узнать сколько надо линолиума? (найти поверхность пола) Как? Начертим прямоугольник (тут мы повторяем тему масштаб) ,разделим на клеточки. Сосчитаем их. Почему у всех получилось разное количество? (Необходимо соблюдать меры измерения.) Находим количество клеточек. Это площадь. Удобно ли так находить площадь? А как это сделать легче? Опираясь на знание конкретного смысла умножения дети выводят формулу нахождения площади. А теперь проверим по учебнику правильный ли мы сделали вывод.
Итак к теме урока можно подойти с помощью проблемной ситуации. Но ее еще надо придумать,а если не думается? Что остается учителю? Торжественно объявить тему урока. Но не секрет,что это чаще всего не заинтересует ученика. Существует специальный прием ,условно называемый «Яркое пятно» . Это сказки, легенды, фрагменты из мультфильмов, случаи из повседневной жизни и т.д. Н-р при изучении темы «Правописание суффиксов –ИК и –ЕК» мы вспоминаем мультфильм Вовка в тридевятом царстве. Тему по окружающему миру «Невидимые нити» начнем с чтения сказки В. Бианки «Сова» или с просмотра мультфильма.

Эффективным является  использование  метода проектов  в  начальной школе.
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности дают также и исследовательская и групповая формы работы.
Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.
Тема урока «Органы чувств»
Сегодня на уроке мы будем исследователями.
Но прежде познакомимся с одним интересным человечком. Что в нем необычного? (у него нет глаз, носа, ушей ,рта ,рук) Для чего они нужны? Как одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств) Как вы думаете ,какая у нас будет тема урока?
Дети делятся на группы .Задание для групп:
Найдите и раскрасьте на картинке цыплят.
С помощью игры «День-ночь» определить с закрытыми глазами какие предметы издают звуки.
Определить какая вода в стакане.(кислая, соленая, сладкая)
С закрытыми глазами определить ,что находится на блюдечке (апельсин,кофе,мандарин)
Определить предметы на ощупь. (кубик, мячик, кусочек ткани, перышко)
Выполнив задание дети анализируют свою работу по плану:
1 У нашей группы было задание..2 Чтобы выполнить его нам помогли..3 …нам нужны…
В процессе выступлений у человечка появляются органы чувств.
Дети делают вывод для чего человеку нужны органы чувств.
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди моих учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение.
У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Деятельностный   подход   на своих уроках осуществляю через:
моделирование и анализ жизненных ситуаций;
использование активных и интерактивных методик;
участие в проектной деятельности,
владение приёмами  исследовательской деятельности;
вовлечение обучающихся в игровую деятельность
оценочно-дискуссионную деятельность
рефлексивную деятельность.
Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:
работают с источниками  информации;
решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
анализируют современные общественные явления и события;
осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;
выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Заключение
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся  его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений  о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность   младших школьников процессом познания.