Сценарий занятия Системно-деятельный подход к обучению

Системно-деятельностный подход к обучению.
Сценарий
занятий с учащимися по формированию умения самостоятельно ставить цели своей учебной деятельности
Действия учителя Действия учащихся
Мы продолжаем наши метапредметные занятия. Новая тема, к которой мы приступаем «Постановка целей учебной деятельности». Следовательно, что будет следующим универсальным учебным действием, которое мы будем усваивать?
- Что вы понимаете под словом «цель»? - Это постановка целей учебной деятельности.
- Это то, к чему стремимся.
- То, что хотим получить.
- Это результат, который должны получить
- А цель и результат деятельности – это одно и то же?
- Всегда ли то, что вы желаете получить, и то, что реально получается, совпадает (возможны разные ответы)
- Нет, не всегда
- Тогда что же такое «цель»? - Затрудняюсь ответить
Цель – это представление или образ того, что надо получить и что мы хотим получить. А почему любая деятельность, если она значима, всегда начинается с постановки цели?
А почему цель считается поставленной, если мы не только ее четко и точно называем, формулируем, но и указываем при этом как будем проверять ее достижение? - Чтобы иметь представление о том, что должно и может получиться.
- Наверное, потому, что иначе мы никогда не будем знать, достигли мы ее или нет
- А зачем людям надо вообще ставить перед собой цели?
(Если ее нет, то получается как в сказке: «Иди туда, не знаю куда…», или по пословице: «Нас никому не сбить с пути: нам все равно куда идти!».
Не было цели, не будет и результата никакого. В любой деятельности важно иметь конкретный образ конечного результата - А в вашей учебной деятельности важно умение ставить цель? - Да
- Почему и зачем это нужно делать: ставить цель учебной деятельности? - Чтобы понять, к какому результату мы должны придти к концу урока или занятий. Быть нацеленными на определенный результат
- Готовы поработать, чтобы научиться ставить учебные цели самостоятельно? - Да, готовы
-Вы уже пытались ставить цели учебной деятельности под моим руководством и у некоторых это неплохо получалось.
- А может, кто-то уже умеет это самостоятельно делать?
- Чтобы проверить и убедиться, что вы уже это умеете делать или же пока не можете, что надо сделать? - Да, мы это уже делали.
- Мы не знаем.
- Выполнить пробные действия
- Вспомним, какие требования предъявляются к выполнению пробных действий.
Отметки за его выполнение не ставим - Нужно очень постараться, а если что-то не получается, то не нужно огорчаться, т.к. в результате мы поймем, что уже знаем, а что не знаем, что умеем, а чего нет
- Давайте попробуем поставить цели учебной деятельности по такой теме: «Главные члены предложения» - Попробуйте сформулировать цели по этой теме - Изучить главные члены предложения
- Как вы проверите, что цель эта достигнута? - Повторим определение понятия о главных членах предложений.
- Вы хотите с этими понятиями только познакомиться и запомнить определения или понять, что это такое? - Понять
- А как проверить, что вы поняли? - Не знаю
- Если вы будете знать определения и понимать значения этих новых понятий, то будет ли это означать, что вы уже умеете ими пользоваться, применять при анализе предложений? - Нет, надо еще потренироваться в их применении.
- Нет, надо научиться выделять главные члены и отличать их от других членов предложения
- А как проверить, что вы уже умеете это делать? - Не знаю
Вывод: Смогли ли вы правильно поставить цели своей учебной деятельности, если надо учитывать еще и то, что надо знать, как вы будете проверять достижение этих целей? - Нет.
- Не смогли правильно поставить цели и как их проверять
- Давайте разберемся, почему вам не удалось правильно поставить цели учебной деятельности и что надо сделать, чтобы правильно их ставить.
-Как вы действовали, когда пытались поставить цели учебной деятельности? - Давайте.
- Я посмотрел на тему «Главные члены предложения» и решил, что надо узнать, что это такое.
- Я посмотрел на тему и подумал, что, наверное, есть и не главные члены и нужно уметь их находить в предложении.
- А я вообще не знал, с чего начинать.
- Все вы действовали по-разному, но к нужному результату в постановке целей не пришли. Знает ли кто-нибудь как правильно надо ставить цели?
- Что именно вы не знаете? - Не знаем.
- Не знаем, с чего начать, как дальше действовать, как проверить, что цель достигнута
- То есть вы не знаете, в какой последовательности надо действовать.
- Как называется такая последовательность действий? - Вообще это алгоритм, но я не знаю алгоритма постановки целей
- Если вы не знаете этого алгоритма, не знаете, как проверять поставленные цели, что должно стать целью наших занятий? Что нужно будет освоить? - Узнать этот алгоритм.
- Освоить алгоритм постановки целей.
- Узнать, как проверяется достижение учебных целей
- Этого достаточно для того, чтобы на практике уметь ставить цели? - Надо научиться действовать по этому алгоритму
- Как в целом можно сформулировать цели наших занятий?
- Освоить знания об алгоритме постановки целей, научиться им пользоваться на практике
- Научиться – значить выработать какое-то определенное умение. Как тогда нужно будет сформулировать вторую цель в нашем случае? - И выработать умение пользоваться алгоритмом постановки целей учебной деятельности
- А теперь, когда цели поставлены, давайте приступим к их достижению. Вы готовы? - Да
- Результатом учебной деятельности являются знания и умения.
Знания бывают двух видов: понятийные, или объектные; нормативные, или оперативные. По уровню усвоения выделяют знания на уровне знакомства и на уровне понимания.
Понятийные знания отвечают на вопрос, «что это такое?». Например, что такое «главные члены предложения»?
Нормативные знания отвечают на вопросы: «Что надо сделать, чтобы получить какой-то определенный результат?», «Как?» или «Каким образом надо действовать?»
С каждым видом знаний связано определенное умение. Умения, связанные с объектными знаниями, позволяют правильно отвечать на вопрос: является конкретный объект представителем такого-то класса? Является ли, например, это слово главным членом в данном предложении?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, помимо знания того, что такое главные члены предложения, надо еще иметь нормативное знание «как отличать главные члены предложений от других членов предложений».
Нормативные знания бывают выражены в разной форме – это может быть:
- правило;
- алгоритм;
- способ действия.
Правило – это знание, сформулированное в общей форме о том, что надо сделать. Оно имеет короткую формулировку. (Приводится пример формулировки какого-либо правила. Например, правила правописания безударных гласных в корне слова).
Алгоритм – знание о том, какие конкретно действия и в какой последовательности нужно сделать, чтобы решить правильно какую-либо задачу. Алгоритм правописания гласных в корне слова расшифровывает, конкретизирует общее правило и по нему легче научиться правильно действовать при выполнении соответствующих заданий.
Способ – знание о том, как, каким образом выполнять то или иное отдельно взятое действие алгоритма (Привести примеры). Способ может быть дан в описании, то есть текстом или в форме наглядного образца выполнения какого-либо действия, разбитого на элементарные части, или операции.
Какие умения связаны с нормативными знаниями?
Это умения пользоваться этим алгоритмом и способами действия.
Рассмотрим алгоритм постановки целей учебной деятельности и познакомимся с образцом действий по нему на примере темы: «Геометрическая резьба по дереву. Техника выполнения геометрической резьбы.
Алгоритм постановки целей учебной деятельности
Чтобы правильно поставить цели предстоящей учебной деятельности в рамках выбранной или предложенной темы надо
1.Внимательно прочитать формулировку темы.
2.Выделить слова и словосочетания (термины, понятия), встречаемые впервые, ранее незнакомые.
3.Определить, знаете ли Вы точное значение этих слов и словосочетаний (терминов, понятий).
4.Ответить на вопрос: какие новые знания (определения и значения каких понятий) необходимо будет усвоить в рамках процесса изучения данной темы?
5.Ответить на вопрос: какие умения, связанные с применением этих новых знаний (понятий) необходимо будет усвоить в ходе предстоящей учебной деятельности?
6.Выяснить, какие правила, алгоритмы, способы действий в рамках изучаемой темы пока Вам неизвестны.
7.Определить, какие новые знания (нормативные, оперативные) необходимо усвоить в ходе изучения данной темы.
8.Выяснить, какие новые умения, связанные с применением этих знаний (правил, алгоритмов, способов действий) необходимо выработать в ходе изучения темы.
9. Сформулировать цели Вашей предстоящей учебной деятельности, пользуясь категориями «знания», «умения», и указать при этом обязательно средства и способы контроля достижения каждой из названных целей («Эта цель может считаться достигнутой, если…)
Итак, попробуем проделать все действия в соответствии с данным алгоритмом. (Учитель демонстрирует выполнение каждого шага алгоритма, по возможности вовлекая учащихся при этом в диалог и организуя попытки формулировать ответы, обращает внимание на фиксацию и воспроизведение ими правильных формулировок целей).
·Читаю тему. «Геометрическая резьба по дереву. Техника выполнения геометрической резьбы
·Впервые встречаюсь со словосочетанием «геометрическая резьба»
·Точно не знаю
·Необходимо усвоить значение понятия геометрическая резьба.
·Необходимо усвоить (или отработать, приобрести) умение определять, является ли какой-либо конкретный образец резьбы геометрической (умение отличать геометрическую резьбу от других видов резьбы).
·Не знаю последовательности действий (алгоритма) при выполнении геометрической резьбы и способы (технику) выполнения этих действий. Не знаю, как действовать по этому алгоритму.
·Надо усвоить знание алгоритма выполнения геометрической резьбы и знание способов действий по этому алгоритму.
·Приобрести умение выполнять геометрическую резьбу, пользуясь знанием алгоритма и способов действия по нему.
·Цели моей учебной деятельности по данной теме:
1) усвоить значение понятия «геометрическая резьба»;
2) выработать (усвоить) умение отличать геометрическую резьбу от других видов резьбы;
3) усвоить знание об алгоритме выполнения геометрической резьбы и способа действия по нему;
4) выработать умение выполнять геометрическую резьбу, пользуясь алгоритмом и способом действия по нему.
Как можно проверить достижение этих целей?
Первую цель можно считать достигнутой, если на уровне знакомства я смогу правильно воспроизвести определение понятия «геометрическая резьба», а на уровне понимания смогу ответить на следующие вопросы: к какому роду принадлежит данный класс объектов – геометрическая резьба? какие видовые признаки отличают ее? и как они должны учитываться?
Вторая цель может считаться достигнутой, если я смогу правильно отличить геометрическую резьбу по дереву от другого вида резьбы по дереву.
Третья цель будет считаться достигнутой, если на уровне знакомства я смогу воспроизвести этот текст алгоритма и описание способа действий по нему, а на уровне понимания смогу объяснить, почему нельзя менять местами шаги или пропускать тот или иной шаг алгоритма.
Четвертая цель будет считаться достигнутой, если я смогу правильно выполнить все элементы геометрической резьбы и смогу обосновать правильность своих действий (по алгоритму).
Далее учащимся предлагается задание на самостоятельную постановку учебных целей по аналогии с предложенным выше образцом действий по алгоритму на примере ранее введенной темы «Главные члены предложения». Одному из учащихся может быть предложено при этом поработать у доски. Затем организуется совместный анализ типичных ошибки, выявление их причин и коррекция.
Примерная окончательная формулировка учебных целей может выглядеть при этом следующим образом:
Цели моей учебной деятельности по данной теме:
1) усвоить значение понятия «главные члены предложения»;
2) выработать (усвоить) умение отличать главные члены предложения от других его членов;
Первую цель можно считать достигнутой, если на уровне знакомства я смогу правильно воспроизвести определение понятия «главные члены предложения», а на уровне понимания смогу ответить на вопросы: к какому роду принадлежит данный класс объектов – главные члены предложения, какие видовые признаки отличают их и как они должны учитываться?
Вторая цель может считаться достигнутой, если я смогу правильно отличить главные члены предложений от других вида членов предложений при выполнении соответствующих заданий и смогу обосновать свои выводы.
После этого учащиеся тренируются в действиях по алгоритму на примере других тем, например: «Умножение обыкновенных дробей»
Примерные формулировки целей: усвоить знание алгоритма умножения обыкновенных дробей и способа действий по нему и умения выполнять умножение обыкновенных дробей, пользуясь алгоритмом и способом действий по нему.
Цели будут считаться достигнутыми, если 1) на уровне знакомства я смогу воспроизвести алгоритм умножения обыкновенных дробей и воспроизвести образец способа действия по нему; 2) на уровне понимания смогу ответить на вопросы: «Почему надо действовать именно в такой последовательности», «Почему надо делать каждый шаг и нельзя их менять местами?»;
3) на уровне умений, смогу выполнять правильно умножение обыкновенных дробей и доказать, что делаю это правильно.