Сообщение на РМО Системно-деятельный подход.


Системно-деятельный подход.
«Мы добиваемся того, чтобы ребёнок работая,
думал и, думая, работал,
только в этих условиях человек может
понять смысл физической культуры»
В.А.СухомлинскийСовременные тенденции в образовании не отрицают накопленный положительный опыт, а лишь дополняют его в соответствии с требованиями современного общества и расширяют его возможности. Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Деятельность это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.
Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она имеет достаточно важное место в учёбе, работе людей. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В настоящее время дети ведут малоподвижный образ жизни, вследствие чего возникает дефицит мышечной активности. Возросли и современные технологии. Как совместить эти аспекты не навредив ребёнку ?В связи с этим я планирую и организую проведение учебных и внеурочных занятий по физическому воспитанию с учётом определённого вида спорта и дозировкой физической нагрузки. Наблюдаю за способностями учащихся, коллектива или отдельной личности, не просто констатирую факты, а стараюсь вскрыть корни и причины увиденных результатов. Стремлюсь разобраться в них, довожу до максимума развитие физических качеств личности, продуманно намечаю и осуществляю меры для улучшения результатов физического развития и параллельно обучаю детей наблюдать за своим физическим развитием самостоятельно. слайды
Для этого создаются тесты соответствующие программе физического воспитания, различной формы и виду деятельности. В процессе выполнения тестов ребята фиксируют у себя в карточки, в тетради свои результаты с помощью графиков, таблиц и т.д., для анализа и оценки своих физических способностей. С помощью этой работы провожу спортивный отбор для занятий спортивными играми, для участия в спортивных соревнованиях, осуществляю контроль над обучением занимающего, выявляю преимущество и недостатки применяемых методов, средств и форм занятий. Эти формы работы учат детей самостоятельно определять уровень своей физической подготовленности и планировать для себя комплексы физических упражнений, корректировать выполняемую нагрузку. Такая работа проводится, конечно в среднем и старшем звене. В начальном звене это возможно выполнить с помощью цветовой гаммы или определёнными символами. В начальной школе эта работа ведётся в упрощенном варианте. В основном это игровой подход, и упражнения сопряжённо психофизического характера. Учащегося учитель подводит к определённой цели, а ученик выбирает сферу деятельности.
слайды
В среднем и старшем звене самим ребёнком ставится оценка по тестам, или выводится средняя арифметическая оценка, или можно вывести оценку за урок. Можно взять один вид, можно взять все запланированные уроки. Сам график мгновенно даёт возможность увидеть понижение или повышение работоспособности. В какое время нагрузка была более эффективна. Результат таких тестов, а они могут быть направлены на разные виды деятельности, проходят с большой ответственностью у детей. Плюс к результатам ведётся творческая работа. Учащиеся выполняют графики по этим тестам, аккуратно оформляют и вывешивают на стенд «Наши достижения».
слайды
Стараюсь, как можно чаще планировать, разрабатывать, внедрять дифференцированные уроки, уроки с меж предметными связями, уроки с нестандартным оборудованием, с инвентарём подготовленным учащимися (коврики, мешочки, гантели, городки, флажки), что является не плохой мотивацией в ходе урока.Успешной в этом направлении проходит работа по станциям. Занимающиеся разбиваются на группы, или индивидуально, берут задания и выполняют его. После прохождения всех станций можно задания дополнить: составить слово, решить пример, составить картину. Задания могут быть различны в зависимости темы урока. Критерии оценки учитель выставляет по поставленным задачам урока, темы или разделу программы. По оценки результатов работы, каждый ученик может подобрать для себя оптимальный уровень, где не чувствует определённый дискомфорт. Ребята умеют подбирать задания для корректирования своих функциональных возможностей.
Задачи таких тестов сводятся к следующему: стимулировать учащихся к дальнейшему повышению своего физического состояния, планировать и прогнозировать личные результаты, знать не только уровень развития двигательной активности, но и усовершенствование своих физических, интеллектуальных и творческих способностей.
Такая работа успешно одобрена родителями, каждый родитель оказывает помощь в учебном и воспитательном процессе, посещают уроки, участвуют в различных мероприятиях, покупают своим детям спортивный инвентарь для работы в свободное время.
На данный момент у нас в школе 51 человек и у детей при их желании участвовать в районных соревнованиях нет иногда таких возможностей. Но ребята участвуют практически во всех районных соревнованиях (лёгкая атлетика, баскетбол, теннис, шахматы, волейбол, полиатлон летний и зимний, лыжи и т.д.) Имеют очень много призовых мест и начиная с 2005г. И заканчивая 20011г. Вышли на 5 место по районной спартакиаде школьников.
слайды
И мы участвуем с детьми в товарищеских встречах в близ находившихся школах. Это турниры по футболу, шахматам, теннису. Это военно - спортивные игры. Это весёлые старты с участием родителей. Это дни здоровья, поездки на спортивные соревнования, как зрители, посещение школы олимпийского резерва. Наши дети каждый год посещают лыжный праздник и очень стремятся повысить свои результаты, чтобы попасть на этот праздник. Так же провожу пресс конференции, дискуссии, дебаты на различные темы о спорте, о здоровье. Ребята выполняют рефераты, доклады к урокам, в связи, с чем класс отвечает на поставленные вопросы докладчика и оценивает выступление. Применяем новые технологии на уроках.
Слайды
Как заинтересовать школьников по выполнению домашнего задания по физкультуре, если по основным предметам это даётся с трудом? Начальное и среднее звено можно убедить в необходимости выполнения, ребята могут почитать, ответить на вопросы, нарисовать рисунок, выполнить определённые задания и т.д. А что делать со старшими? Я стала применять индивидуальную работу. Давать небольшие видео ролики по теме урока (у всех детей есть флешки) и они дома отрабатывают некоторые моменты урока и затем демонстрируют и выполняют вместе с классом. Такой метод работы также благоприятно влияет на физическое развитие ребёнка.
И главное, что есть результат!
Слайды - видео
Можно ли отнести такие действия к универсальным? Я думаю, что можно. Именно на этих этапах прослеживаются универсальные учебные действия :
-личностные;
-регулятивные, включая саморегуляцию;
-познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
-коммуникативные действия.
Такая работа помогает мне выполнить поставленные задачи:
формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.