Урок по математике в 1 классе по теме Слагаемое. Сумма, в 3 классе Площадь прямоугольника


Конспект урока по математике в 1 классе
Урок № 39
Тема:. Слагаемые. Сумма
Педагогические задачи: познакомить с названием компонентов и результата в действии сложения; учить устанавливать взаимосвязь между изменением компонентов и результатами действия сложения; развивать навыки счета в пределах семи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают: названия компонентов и результатов сложения, зависимость между ними; умеют: находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания, выполнять счет в пределах 7.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: выполняют действия по предъявленному алгоритму, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют такие математические объекты, как числа, числовые выражения.
Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Личностные УУД: стремятся самостоятельно осваивать основы математических знаний, понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной.
Конспект урока по математике в 3 классе
Урок № 40
Тема: Площадь прямоугольника.
Цель урока: формировать представление о площади; познакомить учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и его использованием при решении несложных задач.
Задачи:
обучающие: вывести правило вычисления площади прямоугольника, знать термины «длина»,
«ширина»; уметь вычислять площадь прямоугольника; решать задачи разными
способами;
развивающие: развивать логическое мышление, воображение; развивать коммуникативные
качества, речь;
воспитывающие: воспитывать умение общаться; воспитывать устойчивый интерес к занятиям
математикой.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся находить площадь прямоугольника по формуле: S = a · b,
Метапредметные:
Познавательные: научиться в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «площадь прямоугольника», вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней, вычислять площади прямоугольников по формулам. Решать задачи, используя свойства равновеликих фигур.
Коммуникативные и личностные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
РегулятивныеУУДразвивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Проверка готовности к уроку.
Деятельность педагога
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;
-Посмотрите на доску, что это?
-Что в них необычного?
-На какие две группы по этому признаку их можно разделить?
-Посмотрите внимательно, запомните.
-Закройте глаза.
-Что изменилось?
-Какое настроение они дарят?
-Я тоже желаю вам хорошего настроения!
II. Актуализация знаний учащихся
Цели:
Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности
- У какой геометрической фигуры нет ни начала, ни конца.
-Как называется фигура, у которой четыре стороны и все равны?
- Какую геометрическую фигуру я не назвала, но она есть среди других?
- Как отличить треугольник от других фигур?
- На какие группы можно разбить все представленные здесь фигуры? (по цвету, по форме, по размеру).

Фигуры вынесены на доску.
- Из каких геометрических фигур составлен паровоз?
- Сколько кругов взяли для паровоза?
- Сколько прямоугольников взяли для паровоза?
- Сколько треугольников?
- Сравните количество треугольников и кругов?
- Сравните количество прямоугольников и треугольников?
- Посмотрите на паровоз, Нарисуйте простым карандашом такой же паровоз с правой стороны!
Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета:
- Чем мы занимались на прошлом уроке?
- Зачем нам надо уметь находить периметр прямоугольника?
- Задача на нахождение периметра прямоугольника
- Составьте выражение для нахождения периметра прямоугольника, запишите в тетрадь.
- Что необходимо знать, чтобы найти периметр прямоугольника?
- Сегодня мы продолжим работу с прямоугольниками.
Чтобы узнать о чем пойдет речь на уроке разгадаем кроссворд. - Какое слово получилось?
Немного из истории:
Мы очень часто говорим о практическом применении математических знаний в жизни человека. Необходимость заставила человека уже в древности измерять не только длину, расстояние, но и площадь.
В обычной жизни площадью мы называем большое, открытое пространство на улице, покрытое асфальтом. Но оказывается, что площадь можно найти и у крышки стола, и у тетради, и у учебника, и у пола в классе, и у земельного участка.
Для измерения площади у русского народа были свои особые мерки: копна, выть, соха, обжа, коробья, веревка, жеребья. Но основными стали «десятина» и «четь».
Сейчас мы не используем этих мер площади. От древних землемеров нам досталось только само слово «площадь».
III.Формулирование темы и цели урока
Цели:
-организовать актуализацию умений решать  задачи на нахождение целого или частей;
Ай да белка-мастерица!
Вяжет детям рукавицы.
Извязала три клубка,
Два еще лежат пока.
У кого ответ готов:
Сколько у нее клубков? (5.)
— Как вы узнали? (3 + 2 = 5.)
— Как можно эту запись прочитать по-разному?
— Можно ли по-другому прочитать запись?
На этот вопрос вы сможете ответить в конце урока.
– Сегодня на уроке мы подробно рассмотрим ту группу, где выполняется действие «сложение». -Какова площадь данного прямоугольника?- Для выполнения задания потребовалось много времени. Предлагаю найти способ вычисления площади прямоугольника, который позволил бы выполнить эту работу быстрее.
Сосчитайте число квадратов, расположенных в первом ряду по длине прямоугольника.
- Сосчитайте количество таких рядов.
Можно ли таким способом найти площадь стены комнаты, школьного стадиона? Всегда ли удобно для нахождения площади прямоугольника разбивать его на клетки 1х1см?
- Проблема: Как найти площадь не расчерчивая каждый раз на квадратные сантиметры?
Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова цель нашего урока?
IV. Решение учебной задачи
Цели:
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
- Вспомните, как пишется цифра 7! Напишите её целую строчку.
Показ образца цифры.
- Как можно получить число 7?
Учитель ведёт запись на доске.
- Зачем нужно знать состав числа?
Индивидуальная работа у доски:
7-1 7-2 7-4
7-6 7-5 7-3
- Приготовьте сигналы да-нет.
- Верно ли что …
1. Коллективная работа по учебнику: задание 1 на с. 2.
Задание вынести на доску.
– Рассмотрите рисунок и схемы.
– Продиктуйте числовые равенства, которые можно записать к каждой схеме?
- На какие группы можно разбить эти равенства? (Равенства, где числа складываются, и равенства, где числа вычитаются.)
Учитель выставляет только выражения-суммы.
– В математике для каждого из чисел есть своё название.
– Сегодня на уроке мы будем учиться читать по новому примеры на сложение.
- Попробуйте прочитать записанное выражение по новому.
Фронтальная работа:
Рассматривают взаимосвязь между изменениями компонентов и результатами действий.
– Рассмотрите таблицу.
1 слагаемое2 слагаемоеСумма
222+2=
232+3=
242+4=
252+5=

– Заполним таблицу и найдём суммы записанных чисел.
- Приготовьте сигналы да-нет.
– Рассмотрите равенства. Что интересного заметили? (Во всех суммах первое слагаемое одинаковое.)
– Назовите по порядку вторые слагаемые. Расскажите, как они изменяются.
- Посмотрите на значения суммы. Как изменяется она. Сделайте вывод.
Вывод: чем одно слагаемое больше, тем сумма больше.
- Итак, тема нашего урока созвучна цели урока.
- Как называется тема нашего урока?
Откройте учебник и прочитайте правило нахождения площади прямоугольника.
- Обозначим площадь буквой S, длину буквой a, ширину – буквой b и записать правило в виде формулы.

- Решите самостоятельно задачи по вариантам. Направляет работу учащихся.
I вариант
Найти площадь прямоугольника со сторонами 8 см и 5см.
II вариант.
Найти площадь прямоугольника со сторонами 4см и 7см.
Работа по учебнику.
ФИЗМИНУТКА
V. Закрепление
Цели:
- организация деятельности  с применением новых знаний.
1.Работа по учебнику: задание 4 на с. 3.
- Подберите выражения к рисунку. Найдите их значения. Запишите полученные равенства в тетрадь. Прочитайте равенства по-другому.
– Какие выражения не выписали? (5 + 1, 6 – 2.)
– Почему?
– Прочитайте одно из выражений. Придумайте к нему рассказ.
1. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если она встанет на две ноги?
2. Во дворе гуляют куры и петух. У каждой курицы по два цыплёнка. Всего 7 птиц. Сколько всего кур гуляло во дворе?
- Вот мы и возвратились домой. Что- то паровоз в дороге запылился! Давайте приведём его в порядок. А какие краски взять для обновления вам подскажут числа.
На слайде.
… - красный
… - синий
… - жёлтый
… -зелёный
- Проверьте такой ли паровоз получился? 1. Задача
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
- Каких данных не хватает, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Что сказано о ширине по условию задачи? Как ее найти? - Теперь можно ответить на вопрос задачи?
- Как найти ширину прямоугольника по площади и длине?
2. Выступает тьютором для слабых учащихся при выполнении творческого задания.
5 м





5 м





Требуется отремонтировать детскую комнату: положить на пол линолеум и прикрутить плинтус. Посчитайте какое количество и какого товара потребуется купить для ремонта. Свои подсчеты занесите в «Таблицу ответов».
Список материалов для ремонта магазина «ВСЕ для РЕМОНТА»
1. Линолеум 1 рулон: 2м на 10м
2. Плинтус 1шт: 3 м
Решение: 1 гр. 5 • 3 = 15(м2) – площадь пола.
2 • 10 = 20 (м2) – площадь одного рулона линолеума.
15 : 20 = 0 (ост 15) – 1 рулона линолеума надо.
2 гр. (5 + 3) • 2 = 16 (м) – периметр комнаты.
16 : 3 = 5 (ост 1) – плинтуса надо 6 штук
VI. Рефлексия
Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали.
- Что нового узнали на уроке? Как называются числа, которые складываются?
-Как называется результат, полученный при сложении?
Оцените себя с помощью «Светофора»
VII. Домашнее задание
Стр.61 № 3,5, выполнить задание в тетради.
Найти площадь прямоугольника (индивидуально)