Доклад Развитие внимания на уроках математики в малокомплектной школе


Развитие внимания на уроках математики в малокомплектной начальной школе.
Многочисленные исследования учёных, учителей-практиков свидетельствуют о необходимости развития познавательных процессов личности младших школьников.
Под этим подразумевается - внимание, память, мышление, воображение.
Принимая учащихся в первый класс, учитель должен видеть не только недостатки подготовленности ребёнка к школе, но и особенности его психофизического развития, исходя из этого, строить учебный процесс. Особенно актуален такой подход для сельских малокомплектных школ. Специфические условия работы класса-комплекта предъявляют, прежде всего, особые тре6ования к вниманию младших школьников.
Выбор внимания в качестве объекта исследования не случаен. Сама обстановка учебных занятий в малокомплектной школе требует от учеников большой устойчивости внимания, чтобы не отвлекаться от самостоятельной работы, когда учитель, работая с другим классом, ведёт оживлённую беседу. Особенностью малокомплектных школ является наличие постоянных в течение дня, факторов, отвлекающих внимание учащихся, обусловленных учебной работой детей других классов. Малочисленность класса-комплекта заметно изменяет организацию учебной деятельности школьников: 40-45 минут работы распределяются между малым числом учащихся. Нередко 5-10 минут учитель обучает одного - двух учеников, тем самым возрастает реальная нагрузка на каждого ученика. Это сказывается на утомляемости детей и, как следствие, на снижении внимания.
Ограниченность времени работы с учителем требует от учащихся быстрого переключения внимания от одного вида работы на другой. От скорости этого переключения зависит в целом темп урока. Если же учитель в течение 1-2 минут ждёт завершения работы отдельных учеников, то снижение темпа урока приведёт к снижению внимания учеников всего класса. В данной ситуации это влечёт за собой следующее: невнимательный ученик при получении дальнейшего задания может пропустить часть информации. Начав работу, он не сможет обратиться с появившимися вопросами к учителю, занятому уже с другим классом. Без уточнения задания ребёнок ограничится его прочтением, опустив множество необходимых устных операций. Проверить своевременно правильность начатых действий в условиях объединённых классов трудно. Следовательно, задание будет выполнено не полностью или ученик допустит ошибку, которую на данном уроке исправить сложно. В результате теряется смысл выполнения упражнения, а в знаниях образуется пробел.
Хорошо развитое внимание позволяет ученику оптимально организовать свою деятельность, поддерживать ровный и стабильный темп работы. В реальном учебном процессе учащиеся, устойчиво отстающие от задаваемого учителем темпа работы или опережающие его, нарушают синхронную работу класса, создают дополнительные трудности для учителя, учащихся, которые перерастают в серьёзную проблему в условиях малокомплектной школы.
Таким образом, функция внимания и пути его организации занимают одно из центральных мест в учебно-педагогическом процессе в классе-комплекте. С другой стороны задача управления процессом развития внимания, в отличие от обычной школы, наиболее разрешима в условиях сельской малокомплектной школы, так как небольшое количество учащихся в каждом из классов даёт возможность учителю быстро узнавать не только характер, но и способности каждого ученика.
Наблюдения показывают, что учащиеся начальных классов часто допускают ошибки, вызванные невнимательностью во время урока. В таких случаях нельзя говорить о том, что ученик не усвоил изучаемый материал.
Основная причина этих ошибок – наличие отвлекающих факторов на уроке.
Хочу остановиться на вопросе развития внимания на уроках математики в условиях класса-комплекта. К.Д. Ушинский считал внимание основным условием успешности обучения.
Все предложенные ниже упражнения не только совершенствуют знания детей по различным темам, но и развивают устойчивость внимания, увеличивают его объём, учат распределять и переключать его. Упражнения следует использовать в зависимости от изучаемой темы.
Спиши числа. Числа, которые больше 50, подчеркни, а числа, которые меньше 50, зачеркни:
18, 49, 65, 29, 79, 2, 81, 100, 10, 34

2. Спиши числа, которые оканчиваются на 2 и делятся на 3:
6, 20, 12, 63, 9, 2, 42, 84, 21, 72

3. Спиши числа. Обведи числа, которые делятся на 5, в кружок, а числа, которые делятся на 3, в квадрат:
5, 21, 43, 19, 25, 10, 3, 12, 24, 47, 30

4. Спиши числа. Обведи числа, которые делятся на 7, в кружок, а числа, которые оканчиваются на 6, - в квадрат:
24, 35, 16, 42, 86, 7, 21, 96, 14

5. Спиши числа. Подчеркни числа, сумма цифр которых равна 8:
45, 16, 71, 80, 17, 34, 97, 26, 107

Спиши числа. Подчеркни числа, сумма цифр которых равна 9, а числа, оканчивающиеся на 5, зачеркни:
72, 15, 34, 2, 45, 81, 65, 17, 90, 18
Спиши числа. Обведи в кружок самое большое из них. Самое большое двузначное число подчеркни, самое маленькое трёхзначное число зачеркни:
231, 56, 17, 3, 976, 74, 93, 12, 8, 205
8. Спиши числа. Числа, которые делятся на 5 без остатка,
подчеркни, а числа, которые делятся на 5 с остатком, зачеркни:
32, 45, 18, 25, 5, 30, 41, 9, 23

9. Спиши числа. Найди сумму всех двузначных чисел и запиши её. Найди разность трёхзначных чисел и запиши её.
41, 9, 56, 112, 27, 2, 206, 4


10. Спиши числа. Найди сумму чисел, в записи которых
используются одни и те же цифры.
217, 101, 214, 32, 421, 503, 142, 351
Такие упражнения занимают мало времени для подготовки. Они не требуют дополнительных устных пояснений учителя и могут быть предложены на карточках или записаны на доске для самостоятельной работы. При необходимости можно дать образец записи в соответствии с условием задания.
Более частая, чем в обычной школе, смена самостоятельной работы и занятий с учителем требует от учеников умения переключать внимание с одного вида работы на другой. Упражнения, содержащие 2 - 3 задания способствуют развитию переключения внимания. Эти упражнения сложны, так как требуют не только продолжительной сосредоточенности и умения выполнять часть работы в уме, но и сформированных вычислительных умений и навыков.
В зависимости от изучаемой темы для каждого упражнения можно составить несколько вариантов, изменив числовые данные или условия.
Предложенные упражнения вносят разнообразие в виды деятельности детей на уроке, способствуют развитию внимания и организации работы класса – комплекта. Задания используются главным образом на этапе закрепления и повторения учебного материала.
Учащиеся очень любят упражнения, в которых им приходится наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это ведёт к выработке устойчивого внимания и положительно сказывается на усвоении знаний и формировании умений и навыков.