Доклад на тему: Технология критического мышление на уроках английского языка в малокомплектной школе


Технология критического мышление на уроках английского языка в малокомплектной школе
Мышление развивается в проблемной ситуации,
Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
(Л. Выготский )Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат.
Макс Планк
Труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и комплексности.
В сельской школе любого учителя удерживает любовь к детям, которые в маленьких селах многим обделены.
Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя классами в одном помещении.
Учитель малокомплектной школы работает в сложнейших условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов.
Работать учителем в малокомплектной школе, несомненно, трудно и сложно, чем в обычной школе.
Одновременные занятия с несколькими классами требуют от учителя малокомплектной школы более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления расписания уроков, а также умелого проявления педагогического такта.
Одна из интереснейших и актуальных на сегодняшний день технологий в сфере образования, которая позволяет вырабатывать указанные компетенции – это технология развития критического мышления. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Именно в период расширения информационного пространства формирование критического мышления приобретает особую актуальность Задача данной технологии - развить личность, которая могла бы быть успешна в современном мире, эта задача в полном объеме возлагается на педагогов. Перед учителем стоит проблема научить учащихся правильно работать с информацией и различными информационными источниками, правильно оценивать полученную информацию и находить наиболее эффективные способы её использования.
Быть активным, толерантным, устойчивым к пропагандистскому влиянию гражданином — это значит уметь особым образом мыслить, принимать решения, обладать установками на активность, критичность, открытость, непредвзятость.
Любой ли человек может мыслить критически? Ж. Пиаже писал, что к 14-16 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условию для развития критического мышления. Вместе с тем это вовсе не означает, что данные навыки развиты у каждого из нас в одинаковой степени.
Для того, чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:
Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура технологии развития критического мышления, разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Меридитом и Ч. Темплом, стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Существует большой ряд приемов, которые используются на уроках английского языка на средней ступени обучения.
На стадии вызова могут использоваться:
А). Кластеры
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала
Технология составления:
Ключевое слово.
Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Б). Приём «Корзина идей» - приём организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идёт актуализация знаний и опыта. Этот приём позволяет выяснить всё, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
Алгоритм работы:
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Приём позволяет сформировать у обучающихся такие универсальные учебные действия, как:
- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности,
- умение выражать свои мысли;
- формирования навыков смыслового чтения.
Методы на стадии осмысления содержания.
А).«Тонкие и толстые вопросы»
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы.
Б). Метод Инсерт (insert)
I – interactive: самоактивизирующая «У» – уже знал;
N – noting: системная разметка «+» – новое;
S – system: для эффективного «–» – думал иначе;
E – effective: чтение и размышление «?» – думал иначе.
R – readingT – thinking  При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
 После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.
«v» «+» «-» «?»
You should put a tick if you knew this fact before.
(то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете) New information(то, что вы читаете является для вас новым) Thought differently(то, что вы читаете противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете) Don’t understand, have questions(то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу)
В).Мозговая атака
Мозговую атаку можно применять при обсуждении проблемного вопроса. Так, например, при прохождении темы « We must protect our Earth» («Мы должны защитить нашу Землю») может быть поставлен вопрос: «Как спасти землю?» Класс делится на 2 группы – «генераторы идей» и «аналитики». «Генераторы идей» за три минуты предлагают варианты решения обсуждаемой проблемы.
- Sort our rubbish: there are special containers for paper, tins, food, white glass, brown glass and green glass. After that special factories recycle these materials and people reuse them.
- Grow flowers and trees
- Keep the country tidy
- Don’t drop litter in the street
- Never break plants and trees
- Recycle
- Take care of nature
- Save wild animals and birds
- Don’t kill animals for clothes.
- Don’t forget to turn off lights and water.
- Don’t make campfires. Use camping stoves.
«Аналитики» рассматривают все варианты и делают свой вывод, согласно которому приходят к мнению, что если каждый человек будет заботиться о природе, то мы спасем нашу планету. Данный прием может использоваться как соревнование между «генераторами»- какая команда предложит больше идей по теме.
Г).Приём «Таблица аргументов»
Работа строится следующим образом : учащимся предлагаются по очереди аргументы ,которые они должны опровергнуть или подтвердить фактами из изучаемого текста.
Arguments«Yes»   «No»
    Why?   Why?
Д). Прием «Бортовой журнал»
Это прием обучающего письма. При чтении, аудировании, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую графу журнала, связывая полученную информацию со своим видением мира, со своим опытом.
Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?  
         
 
Приемы на стадии рефлексии
А.) Синквейн  Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
  В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
 Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
  Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Пятая строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Например: New York
New York
Famous, architectural
Visit, walk around, dream
The largest city of skyscrapers in the USA
Worth seeingБ).Круги по воде
Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (прилагательные, глаголы и т.д.) по изучаемой теме. Данный прием может использоваться и на стадии вызова, для активизации лексики по теме.
Например, « ENVIRONMENT»
E - earth - ecologically good
N - nature - nasty
V - vegetation - various
I - ice-house -ideal
R - rubbish - racy
O - oceans - oppressive
N - nests - natural
M - mountains - murderous
E - ecology - everyday
N - nation - neutral
T - trees - tolerable
Таким образом, использование технологии критического мышления в преподавании иностранного языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.
Технология критического мышления дает ученику:- повышение эффективности восприятия информации;- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;- умение критически мыслить;- умение ответственно относиться к собственному образованию;- умение работать в сотрудничестве с другими;- повышение качества образования учеников;- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Таким образом, использование технологии критического мышления в преподавании иностранного языка позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.