Конспект открытого урока по математике « Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.


Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет: математика
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема: Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.
Продолжительность: 40 минут
Класс: 4 «Б»
Технологии: презентация Micrisoft Office Power Point 97 - 2003, система голосования Mimio Studio.
Методы обучения: проблемное изучение знаний, личностно-ориентированный подход,  частично-поисковый. 
Планируемые результаты:
Познавательные- учащиеся научатся решать уравнения на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого;
Коммуникативные – научатся выстраивать логическую цепь рассуждений;
Регулятивные – научатся устанавливать аналогии;
Личностные – научатся принимать чужую точку зрения, отличную от собственной.
Аннотация: Урок «Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого» проводится в 4 классе в разделе «Числа, которые больше 1000. Сложение вычитание» (урок №46), его роль – обучение решению уравнений. Данный урок разработан в соответствии с темой и возрастными особенностями учащихся. На уроке используются ИКТ, как сопровождение учебного материала, как средство организации устного счёта, самостоятельной работы и самопроверки учащихся.
Использование ИКТ позволяет повысить уровень наглядности, расширить кругозор детей, тренировать вычислительные навыки учащихся, а также развивает интеллектуальные способности. Мультимедийная презентация и система голосования наиболее полно отвечает интересам и запросам детей.
Урок актуальный, так как каждое задание требует от обучающихся
активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и
доказательств. Визуальный материал способствует лучшему усвоению и закреплению знаний, повышает мотивацию учащихся к предмету, раскрывает творческий потенциал обучающихся.
Результативность урока определяется умением учеников
использовать разные способы проверки нахождения неизвестного вычитаемого и неизвестного уменьшаемого.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Слайд 2

Ваша задача дать себе оценку за урок. Заполнять карточку будете в течение урока. За устный счёт, уравнение, задачу, самостоятельную работу и тесты.
№ Задание рефлексия Самооценка
1 Устный счёт Верно, ли посчитал  
2 Решение уравнения Верно, ли нашёл значение уравнения  
3 Задача Правильно решил  
4 Самостоятельная работа Справился с решением уравнения  
5. Тест (пульты) Правильно указал варианты ответов Слайд 3

Постарайтесь всё понять,Ответы полные давать,Чтоб за работу получать,Только лишь отметку пять.
-И так предлагаю УСТНЫЙ СЧЁТ
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
-Какова будет ваша задача? (закрепить вычислительные навыки)
Слайд 4 с ответами

А) уменьшите число 600 на 330=270
Б) увеличьте число 400 на 460=860
В) Найдите сумму чисел 560 и 240 =800
Г) найдите разность чисел 270 и 90=180
Д) произведение чисел 36 и 3 равно 72? нет, а сколько 90+18=108
Ё) делимое - 75, делитель - 25, частное равно 3? Да, докажите 60+15=75
Найдите периметр и площадь квадрата со стороной 8 мм
Р= 8х4=32мм
2
S=8х8=64 мм
-Заполните оценочный лист пункт №1.
Слайд 5 – таблица

- Какова ваша учебная задача? (заполнить таблицу)
уменьшаемое 42   60   846  
вычитаемое   45   537   542
разность 36 85 28 362 140 834
Ответы 6, 130, 32, 899, 706, 1376
ДАНЫ:
- В первой строчке - уменьшаемое
-Во второй строчке - вычитаемое
-в третьей строчке - разность
- В первом столбике, что неизвестное - вычитаемое
-Как найти вычитаемое?
-Дети : Чтобы найти вычитаемое надо из уменьшаемого вычесть разность.
-Во втором столбике - неизвестное уменьшаемое
- Как найти уменьшаемое?
-Дети: Чтобы найти уменьшаемое надо вычитаемое сложить с разностью
Ответы 6,130,32, 899,706,1376
ВЫВОД: Так как же найти вычитаемое?(Ответы детей)
Как найти уменьшаемое?(Ответы детей)
Кто может сказать тему нашего урока? (Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.)
Слайд 6

Тема урока: Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого
Наша задача урока: Научиться решать уравнения с неизвестными уменьшаемым и вычитаемым.
-Открываем тетради и записываем число
Проверьте свою осанку, как лежит тетрадь, поставьте ноги на пол.
25 ноября
Классная работа.
- Давайте выполним математическое задание.
64 – а = 38
-Что это такое? ( уравнение)
Уравнение у доски решает Мешкова Лиза.
- Что неизвестно в этом уравнении? ( вычитаемое)
-Как найти вычитаемое? ( нужно из уменьшаемого вычесть разность)
а= 64-38
а=26
_____________
64 -26 = 38
38 = 38
-Умница, Лиза!
Работа по учебнику.
Откройте страницу С.63 № 284
- А это, что за математическое задание? ( уравнения)
64-х=91:7
-Можем сразу решить уравнение? (Нет)
3.Выявление места и причины затруднения
- Подумайте в парах, что нужно сделать чтобы решить эти уравнения?
(Ответы детей)
-Учитель: Надо уравнение упростить, а для этого посчитать правую часть уравнения.
- Правая часть уравнения выражена разностью
-Что нам неизвестно?
-Дети: ВЫЧИТАЕМОЕ
-Учитель: Как найти вычитаемое ?4.Построение проекта выхода из затруднения .-Дети: чтобы найти вычитаемое, надо от уменьшаемого вычесть разность.
Надо решить правую часть уравнения.
5. Реализация построенного проекта.
91=70+21, 10+3=13
64-х=13 у интерактивной доски Масько Марина (пишет маркером).
Х= 64-13
Х=51
Проверка
64-51=13
91:7=13
13=13
64-х=91:7
-Молодец Марина!
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
У интерактивной доски Грунёв Максим (пишет маркером).
Х-85=350+150
-Это уравнение, какое простое или сложное? Сложное
Как будем решать?
-Дети: Надо посчитать правую часть
Х-85=500
-Что нам неизвестно?
-Дети: уменьшаемое
Учитель: Как найти уменьшаемое?
-Дети : Надо разность сложить с вычитаемым.
Х=500+85
Х=585
585-85=500
350+350=500
500-85=350+150
Вывод: Продолжите предложение .Чтобы найти уменьшаемое: (разность сложить с вычитаемым)
Чтобы найти вычитаемое: (надо от уменьшаемого вычесть разность )-Учитель: Молодцы вы справились с задачей.
-Оцените свою работу в пункте №2.
Слайд 7

А Л Г О Р И Т М:
1.Упрощу правую часть равенства, получу простое уравнение.
2.Найду знак действия в левой части равенства.
3.Определю, какой компонент равенства неизвестен.
4.Выполню операцию с известными компонентами этого действия.
5.Выполню вычисления. Найду корень уравнения.
6.Сделаю проверку.
7. Физкультминутка
1 упр. Носиком в воздухе пишем цифру 1
2 упр. Правым ухом -2
3 упр. Левым ухом -3
4 упр. Правым локтем - 4
5 упр. Левым локтем - 5
6 упр. Правым коленом - 6
7 упр. Левым коленом - 7
8 упр. Носочком правой ноги - 8
9 упр. Носочком левой ноги - 9
Молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение.
Задача 286 - у доски Заяц Виктория
Продано - 176 кг
Осталось - ?, на 145 кг<
Привезли - ?1)176-145=31 (кг) осталось
2) 176+ 31=207 (кг) Было, привезли
Ответ: В магазин привезли 207 килограммов хлеба.
-Вика, Молодец!
Заполните оценочный лист пункт №3.
9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Самостоятельная работа:
Выберите себе карточку и выполните задание
Слайд 8

1карточка - красного цвета
Найди уравнение с ответом 424,реши
600-х=424
Х-120=912:3
Х-200=24
364+х=984
2 карточка - зеленого цвета
Выбери сложное уравнение, реши
Х-380=520
607+х=982
600-х=802:2
Х-520=189
3 Карточка - желтого цвета
Реши уравнение
Х-80=280+2
Проверяем уравнения (Обменяемся карточками с соседом и возьмём в руки простой карандаш проверим и поставим оценку)
Слайд 9 –ответы

1)х-120=912:3
Х-120=304
Х=304+120
Х=424
424-120=304
912:3=304
424-120=912:3
2) 600-х=802:2
600-х=401
Х=600-401
Х=199
600-199=401
802:2=401
600-199=802:2
3)х-80=280+2
Х-80=282
Х=282+80
Х=362
362-80=280+2
362=362
-Заполните оценочный лист пункт №4.
Тесты по системе голосования Mimio Studio1.Чтобы найти уменьшаемое надо:
А) Вычитаемое сложить с разностью
Б) Из разности вычесть вычитаемое
В) Из вычитаемого вычесть разность
2.Чтобы найти вычитаемое надо:
А) Из разности вычесть уменьшаемое
Б) Из уменьшаемого вычесть разность
В) К уменьшаемому прибавить разность
3. Уменьшаемое 955, разность 750. Вычитаемое:
А) 187
Б) 201
В)205
4.Вычитаемое 627, разность 251, уменьшаемое:
А)778
Б) 878
В) 918
5. Выбери правильный ответ х – 53 = 56:8
А) х =70
Б) х = 58
В) х =60
Самооценка по результатам голосования.
-Заполните оценочный лист пункт №5.
10.Подведение итогов урока.
-Учитель: Чему мы сегодня учились на уроке?
-Дети: Мы решали уравнения, находили неизвестное уменьшаемое и вычитаемое. Научились решать уравнения с неизвестным.
Как найти уменьшаемое? Вычитаемое? (Ответы детей)
11.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Учитель: Передайте мне карточки со своими оценками.
Внимание на экран:
Слайд 10

Рефлексия
Закончи фразу:
Теперь я могу…
Мне было интересно…
Было трудно…
Слайд 11

Домашнее задание - с.63 № 321-задача, № 324 -соблюдать порядок выполнения действий.
Слайд 12

-Спасибо всем за урок!