Инновационный педагогический опыт«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»


Инновационный педагогический опыт воспитателя
структурного подразделения « Детский сад №10»комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад « Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района
Абаровой Светланы Сергеевны по теме:
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью.
В. А. Сухомлинский
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков. Также изучение декоративно-прикладного искусства в детском саду очень интересно и многогранно. Она помогает развить творческую личность, воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
Актуальность.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Цель: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.
Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• расширение представлений о городах России;
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
   Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)
   Концептуальность патриотического воспитания обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребёнку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать своё отношение к ней.
   В последние годы возникло внимание к духовному богатству культурного наследия народа.  В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению.
   Сегодня ведущим принципом воспитания следует  считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции.
   В своей практике я использую принцип личностно – ориентированного общения, который предусматривает индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
   Основой работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников являются следующие принципы:
* учёт возрастных особенностей при отборе произведений художественной литературы, которые будут максимально способствовать полноценному нравственному становлению детской личности;
* обеспечение эмоционально- психологического комфорта детей;
* уважение к личности каждого ребёнка;
* принцип сочетания привычных и непривычных элементов в эстетически организованной среде;
* принцип открытости – закрытости;
Новизна:
В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отвожу произведениям детской художественной литературе, народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.
Система и последовательность работы выстроена следующим образом-
Сематические блоки:
Блок – «Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые».
Не менее важным условием является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т. д.
Блок- «Культура и традиции»
Знакомим детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия- развлечения «Рождество - колдовство», «Масленица», «Праздник Белого месяца», «Осенины», акцию «Наряди живую елку».
Блок - «Я и Родина».
Знакомство дошкольников с родным селом, республикой и родной страной – процесс длительный и сложный. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что Баргузин — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.
Блок - «Этих дней не смолкнет слава».
Мы приглашаем на занятия, утренники, праздничные концерты ветеранов ВОВ и Боевой Славы, солдат Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии.
Блок – «Вижу чудное раздолье… »
Традиционным стало в зимнее время забота о птицах нашего села (участка). Во время зимних прогулок дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями.
Блок – «Педагогическое сопровождение семьи».
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В работе с родителями используем разнообразные формы:
семинары – практикумы,
посиделки,
конкурсы,
выставки.
Наши родители принимают активное участие в жизни ДОУ.
Методы и приемы:
Для решения поставленных задач я пользовалась следующими методами: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов; экскурсий в картинную галерею; наблюдений; показа сказок; рассматривания иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр, экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок.
Словесный метод наиболее эффективен в процессе чтения литературных произведений воспитателем, бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателем; ответов на вопросы педагога детьми; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам; иллюстрациям, моделирование сказок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения художественной литературы.
Практический метод используется, когда необходимо организовать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные и др.) ; приготовить с детьми различные блюда; оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам; организовать постановку сказок, викторин, конкурсов; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников.
Нам хочется надеяться, что наше будущее поколение усвоит вечные ценности: милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру и неприятию зла, любви к Отечеству.
В своей работе использую различные технологии:
• игровые,
• информационные,
• коммуникативные,
• проблемные,
• развивающего обучения,
• консультативные,
• визуальные,
• проектные,
• ИКТ.
Результаты работы:
«Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное. Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше — молча трудись во имя ее блага и могущества». Сухомлинский В. А.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.
Нам хочется надеяться, что наше будущее поколение усвоит вечные ценности: милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру и неприятию зла, любви к Отечеству.
Показателем высокого уровня знаний детей по вопросам патриотического воспитания являются победы наших воспитанников разного рода конкурсах и их награждения.