Проектная деятельность на уроках информатики


Методика организации проектной деятельности на уроках информатики. Проект — это итог, самостоятельное развитие выработанных умений, приобретенных навыков, применение знаний, полученных на уроках информатики, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. Творческая деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Внедрить метод проектов в классно-урочную систему является очень трудной задачей для преподавателя.
Преподаватели идут по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. В учебных планах не только старшего, но и начального и среднего звена обязательно отводится определенное количество часов на проектную деятельность. Часы на проектную деятельность появляются за счет специализации учителей. Перед преподавателями стоит следующая задача: за годы обучения дать учащимся обязательный минимум базового курса информатики и использовать при обучении элементы проектной деятельности. Преподавателям необходимо найти оптимальное соотношение лекционных и практических часов. На лекциях, организованных в виде проблемного диалога, используются любые способы демонстрации материала. Работа с конкретными программными средствами объясняется обязательно с использованием демонстрационного монитора.
Наиболее прочные знания по использованию программных средств учащиеся получают в результате практической работы за компьютером при решении задач. Хотя сейчас появилось большое количество практикумов, задачников, тетрадей по информатике, необходимо стараться разрабатывать свои задания и практические работы. Все практические работы конструируются так, чтобы знания и умения, приобретенные и отработанные в упрощенных условиях, активизировались и соединились при выполнении самостоятельного итогового проекта. То есть все практические задания — кирпичики, необходимый материал будущего проекта.
Как показал опыт организации проектной работы, на уроке нельзя предлагать учащимся выполнять одновременно тематически и технологически разнородные проекты. При таком «подходе» к проектной деятельности в группе, состоящей из 12-17 учащихся, преподаватель просто физически не сможет проследить за правильным ходом выполнения проектов, обеспечить учащихся необходимой методической и справочной литературой и одновременно решить все текущие инженерно-технические проблемы компьютерного класса. Такая “организация” самостоятельной проектной деятельности при малом количестве отведенных на нее часов не даст результата. Для оптимального учебного процесса целесообразно, чтобы большая часть группы выполняла один «типовой» учебный проект, а несколько учащихся работали над своими оригинальными проектами. В преподавании информатики метод проектов исключительно уместен. В урочную систему могут быть включены элементы проектной деятельности. Совмещение традиционного и личностно-ориентированного типов обучения наиболее полно соответствует современной концепции преподавания информатики в школе, как фундаментальной науки и признания ее высокого развивающего потенциала.
Примеры проектов по теме «Информационные процессы»:
Оформление и выпуск школьной газеты «Лицеист».
Создание презентации «Информация вокруг нас», «Компьютерные игры: вред или польза».
Создание кроссворда «Виды информации», «Источник информации»
Анкетирование «Чем интересен Интернет»»
Исследовательский проект «Какие ЭОР ты знаешь?»
Примеры проектов по теме « Информационные технологии»
«Социологический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.
Создание web-сайта «Наш класс»
Компьютерная презентация «Это интересно»
Создание поздравительной открытки в MS PublisherСоздание рисунка «Мир вокруг меня»
«Создание электронного учебника по логике».
Проект «Кроссворд - проверь свои знания».
Название проекта выбрано не случайно. В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.
Тип проекта: практико - ориентированный
Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.
Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.
Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет
Длительность: два урока
Ход проекта:
определение темы вопросов для кроссворда;
отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;
создание макета кроссворда на бумаге;
создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур.
запись вопросов и ответов к кроссворду;
представление результатов работы учителю.
В ходе выполнения проекта роль учителя состоит в организации самостоятельной познавательной,  творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы распечатываются и используются учителями-предметниками на уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.
Проект «Это интересно»
Тип проекта: информационный.
Планируемый результат: Создание и оформление мини-газеты «Это интересно» на одну из актуальных тем современной жизни. Размещение лучших проектов в школьной стенгазете.
Цели: определение уровня сформированности навыков и умений необходимых для оформления текста, расширение круга их практического применения.
Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет.
Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания.
Для выполнения проекта учащиеся образовывают пары.
Ход проекта:
распределение обязанностей в паре – выбор редактора и оформителя;
определение темы мини-газеты, она должна быть актуальной;
отбор редактором текстов, а оформителем иллюстраций;
Эти пункты выполняются учащимися в качестве домашнего задания.
на уроке учащиеся, работая в паре, создают макет объекта на бумаге;
Обсудив полученный макет и придя к единогласному мнению ученики реализуют проекты на ПК.
представление проекта учащимся группы и учителю.
.