ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ (советы психолога).


3427730276860Особенности адаптации пятиклассников в школе.
(СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА) 74161654580255
Особенности психического развития школьника (10-11 лет)
Интеллектуальное развитие:• конкретно-операционная стадия когнитивного развития;• способность к логическим рассуждениям;• развитие теоретического мышления (мышление в понятиях);• мышление несколько расширилось по направлению от конкретного к возможному, но отправной точкой все, же должна оставаться реальность. Ребенок испытывает затруднения, когда ему предлагают исходить в своих рассуждениях из какого-либо гипотетического или противоречащего фактам предположения.
Психическое развитие:
• к концу младшего школьного возраста у ребенка должны сформироваться такие новообразования, как рефлексия, произвольность, саморегуляция;• период кризиса самооценки. Резко возрастает количество негативных самооценок;• мотивационный кризис. Смена социальной ситуации ведет к изменению внутренней позиции ученика: недовольству собой, критичности в оценки результатов учебы, снижению интереса и мотивации к учебе.
Физическое развитие:• дети в этот возрастной период обладают, как правило, хорошим здоровьем. Спят 9-10 часов, хорошо засыпают, легко просыпаются;• продолжается развитие костно-мышечной структуры тела. Однако мышцы уже достаточно хорошо развиты. Движения становятся более координированными;• продолжается формирование сердечнососудистой системы. Частота сердечных сокращений достаточно устойчива;• увеличивается скорость образования условных рефлексов, рефлексы и внимание становятся более устойчивыми.
Социальная адаптация:
• кризис самооценки, негативная Я-концепция зачастую влекут за собой плохую социальную адаптацию, негативно отражаются на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (конфликты, агрессивность);• дружба воспринимается не в качестве источника взаимных удовольствий, а как серия взаимодействий, происходящих в течение длительного периода. Основой конфликтов представляются различия в личностных характеристиках.
 
Причины дезадаптации у младших подростков
1. Пробелы в знаниях, несформированность знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту.2. Несформированность коммуникативных навыков.3. Недоразвитие психической сферы: отсутствие адекватной мотивации, низкая самооценка, недостаточная сформированность рефлексии, саморегуляции, теоретического мышления.4. Профессиональная некомпетентность педагогов. Недостаточное понимание трудностей адаптационного периода.5. Эмоциональное неблагополучие.6. Отсутствие преемственности в работе психологов и педагогов.7. Плохое здоровье.
Осуществлять психологическую поддержку ребенка
Для этого необходимо:• Опираться на его сильные стороны.• Избегать подчеркивания промахов.• Показывать, что Вы довольны Вашими учениками.• Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса.• Внести юмор во взаимоотношения с детьми.• Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием.• Уметь взаимодействовать с ребенком.• Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно.• Принимать индивидуальность каждого ребенка.• Проявлять эмпатию и веру в учеников.• Демонстрировать оптимизм.
Поддержать можно посредством:• отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»);• высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»);• прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка);• совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);• выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех). 
Рекомендации школьного психолога учителям-предметникам
• Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.• Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.• Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.• Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.• Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.• Создавать обстановку успеха.• Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.• Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы.• Налаживать эмоциональный контакт с классом.
 
Пять ступеней, ведущих к переориентированию негативного поведения
1. Установите и сохраните отношения взаимного уважения.2. Определите цель или причину негативного поведения подростка.3. Помогите подростку распознать свою ошибочную цель, не предъявляя ему никаких обвинений.4. Создайте ученику такие условия, при которых негативное поведение станет бессмысленным и неуместным.5. Поощрив ученика, предоставьте ему возможность:• совершить полезный поступок и осознать свою значимость и достоинство;• объединить его усилия с Вашими (или других учеников) и признать, что совместным трудом можно добиться большего;• принять участие в каком-нибудь мероприятии и признать, что личная сопричастность способствует расширению круга интересов;• сделать все от него зависящее, чтобы получать от содеянного больше радости и удовольствия;• научиться не только фиксировать свое внимание на определенных проблемах, но и способствовать их дальнейшему преодолению.