Разработка классного часа О культуре поведения в школе

Тема «О культуре поведения в школе»
Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа; профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.
Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.
Задача: Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Оснащение и оборудование:
Столы со стульями для групп
Задания для групп для обсуждения одной тем
Подсказки по каждой теме (общие для всех)
Бумага и фломастеры для записи
Мультимедиа проектор
Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этикета, а также разработка обязанностей дежурного класса.
Содержание классного часа
Класс делится классным руководителем на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Классный руководитель вводит учеников в курс дела: сообщает тему классного часа, знакомит с целями мероприятия.
Ход классного часа
До начала выступления учителя включается песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать!» С классом обсуждается смысл слов песни, ведется поиск связи с тематикой классного часа.
1. Вводное слово учителя
Прослушайте небольшое вступление-пролог к нашему классному часу, которое взято мной из книги публициста А. Дорохова:
В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным. При встрече со знакомыми я умел вежливо и спокойно поклониться. При разговоре внимательно слушал собеседника, не позволяя себе перебивать его рассказ, как бы длинен он ни был. В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и тем более не употреблял грубых слов. Не было случая, чтобы я нечаянно толкнул кого-нибудь и не извинился или прошёл в дверь первым, не уступив дорогу спутнику.
Словом, воспитание моё казалось мне безупречным.
Но только казалось. И выяснилось это совершенно неожиданно.
Как-то, во время студенческой практики, мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. И вот однажды вечером я нечаянно услышал разговор, запомнившийся мне навсегда.
Присев на пороге нашей землянки, наш артельный староста беседовал с поварихой. Речь шла обо мне.
- Парень-то он ничего,- говорила повариха,- грамотный, да уж больно серый. Видно, никогда в коллективе не жил. Воспитания нет никакого.
-А что? - заинтересовался староста.
-Да всё делает не по-людски. Умываться начнёт - весь пол зальёт, потом подтирай за ним. За стол сядет - нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. Уж на что нетрудное дело-ложку ко рту поднести, так и то не приучен: хлеб под ложку не поставит, на стол накапает. И где он доселе жил?..
Я слушал и чувствовал, что краснею. "Ну и ну! Так, значит, я "серый"?
2. Итак, ребята, давайте определим тему нашего классного часа ( Уч-ся определяют тему: Умение вести себя в коллективе, а точнее -в школе).
(слайд № 2)
- Да, действительно, тема нашего классного часа "Мы умеем вести себя в школе!"
Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться.
К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово ранит”, “Ласковое слово – это вешний день”.
- Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).
Задание
Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека.
(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)
Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.
Правила:
Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.
Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.
Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе
Самостоятельная работа в группах. (присутствующие гости-судьи)
Далее учащимся дается следующее задание:
Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя.
Темы:
Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость)
Правила поведения в школе
Обязанности дежурного класса
Подсказки
Форма
Прическа сменная или вторая обувь
Приветствие учеников и взрослых
Обращение к друг другу
Мусор
Бережливость
Вежливость
Опоздания
Прогулы
Плееры и сотовые телефоны
Повседневная речь в школе
Манера общения
Чужие вещи
Поведение в столовой
Поведение во время линеек и мероприятий
Приход в школу
Пропуск уроков
Школьное имущество
Соблюдение правил безопасности
Забота о младших и слабых
Решение спорных вопросов
Курение в школе
Поведение на уроках
Поведение на переменах
Употребление непристойных выражений
Обязанности старшего дежурного по школе
Обязанности дежурного класса
Поведение на школьных вечерах и дискотеках
Задание
В течение 15-20 минут идет обсуждение темы, вносятся предложения и рекомендации, обсуждается их формулировка. Все это записывается на предоставленной бумаге. Затем учащиеся отбирают наиболее важные пункты. Из отобранного материала учащиеся готовят презентацию, которую защищают перед классом, отстаивая свои наработки и доказывая необходимость того или иного пункта. На подготовку и защиту презентаций отводится 25 минут.
Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации.
“Сокровищница народной мудрости”
В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.
Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:
У себя как хочешь,
Не дорог подарок –
О пустяках спорить –
По одежде не суди,
Слово – серебро,
по делам гляди.
молчание – золото.
а в гостях – как велят.
дорога любовь.
дело упустить.

Хоть не богат,
От слова спасенье,
На незваного гостя
В деревню, где живут одноногие,
От одного слова,
и от слова погибель.
не припасена и ложка.
а гостям рад.
да навек ссора.
надо идти на одной ноге.

Смысл каждого высказывания обсуждается.
Подведение итогов.
Учитель: Вручение диплома «Супер вежливость»
Заключительное слово.
Как учиться “вежеству”
До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться “вежеству” существует несколько приемов.
Самонаблюдение
Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня – “манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.
Самооценка
Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.
Изучение мнения других людей
Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться- многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.
Помогает и самопознание, и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”.
Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения; второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье – прочные и устойчивые привычки поведения.








13PAGE 15


13PAGE 14115