Статья по химии на тему Практическаянаправленность – компетентностный подход в преподавании уроков химии


Практическая направленность – компетентностный подход в преподавании уроков химии
Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдалѐнного эффекта» школьного образования всѐ, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мѐртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем. Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Вопрос традиционного обучения – «Чему учить?», становится менее актуальным. Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно «Каким способам деятельности обучать?» В этом случае основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить. Не привычные «должен знать», «должен уметь», а «может». В учебных программах деятельностное содержание образования отражается в акценте на способах деятельности, умениях, навыках, которые необходимо сформировать, на опыте деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен учащимися, и на учебных достижениях, которые учащиеся должны продемонстрировать. Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний. Однако роль знаний меняется. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.
Показателями общего развития учащихся следует считать не только уровень усвоения знаний, но и умение использовать приобретенные знания в жизни. Проведенные исследования психологов, дидактиков и ученных педагогов показали, что развитие учащихся в процессе обучения обеспечивается определенной дидактической системой, называемой теорией развивающего обучения. Цель данной системы обучения- сформировать у учащихся глубокие и прочные знания и определенные интеллектуальные умения, воспитывать их познавательную активность в учении, достичь сознательности и самостоятельности в действиях.
Для достижения поставленных задач важно использовать в преподавании предмета разнообразные методы, усиливающие практическую направленность урока, данные компетенции, то есть готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни, для решения практических и теоретических задач. Если учитель не включает в процессе учебного познания отобранные факты, которые связывают теорию с практикой, с жизнью, знания учащихся оказываются формальными.
В процессе обучения химии учащиеся учатся проводить простейшие химические операции, собирать из готовых деталей приборы для получения газов, распознавать вещества по характерным для них качественным реакциям, готовить растворы различной концентрации и т.д. Связь химии с жизнью это не только знакомство с продуктами химического производства,но и знание химических процессов, происходящих в живых организмах, наблюдаемых в быту, природе.
Большое значение для развития познавательной деятельности учащихся, а также для усиления практической направленности обучения имеют упражнения в решении расчетных химических задач. Подбирая расчетные задачи, обращаю внимание на их текстовое содержание, чтобы эти задачи вызывали у учеников интерес.
Наприме :Задача 1.Рассчитайте, сколько литров углекислого газа (измеренного при н.у.) образуется, если в тесто внесено 20 г гидрокабоната натрия.
Задача 2.Рассчитайте, сколько литров углекислого газа (измеренного при н.у.) образуется, если в тесто внесено 50г гидрокарбоната аммония?
Задача 3. Хром используется г лавным образом в металлургической промышленности, для производства специальных сталей. Феррохром, не содержащий углерода, получают методом алюмотермией. Какие количества железа и хрома будет содержать феррохром, полученный из 44,8г хромистого железняка?
Осуществляя практическую направленность преподавания, нельзя забывать о воспитании у учащихся ответственного отношения к природным ресурсам. Основы экологических знаний формируются в школе. При планировании образовательных и воспитательных задач уроков можно учитывать вопросы экологии.
Задача 4. Содержание угарного газа СО в отработанных газах автомобиля «Жигули» (режим холостого хода) не должно превышать 4,5% по объему. Соответствует ли режим работы двигателя указанной норме, если при пропускании 25 л выхлопных газов (содержащих по объему углекислого газа вдвое больше, чем угарного) через180,5мл 18%-го раствора гидроксида натрия (плотностью 1,197 г/см3) произошло полное насыщение раствора?
Задача 5. Сравните в экологическом отношении кабинеты химии и биологии V=500 м3. Определите в классах массу углерода в воздухе. Считайте, что содержание углекислого газа в воздухе кабинета химии 0,06%, а кабинета биологии- 0,03%. Чем это объяснить?
Задача 6. В лаборатории размерами 10х5х3.5м горит пять газовых горелок. Каждая из горелок расходует в час 0,4 м3 светильного газа. Светильный газ имеет следующий состав: 55% водорода,30% метана, 7%угарного газа, 4%этена, 2%углекислого газа, 2% азота по объему. Первоначально воздух содержал 79% азота и 21% кислорода по объему. Вычислите, каким станет состав воздуха в лаборатории через 30 мин, если помещение не будет вентилироваться и температура внутри его не изменится?
Задача 7. Для сжигания 2 т одного из компонентов гайской руды- сульфид цинка, содержащего 3% негорючих примесей, израсходовано 6000м3 воздуха. Определите состав образовавшегося газа и загрязняющего атмосферу города сернистого газа. Предложите эффективные способы обезвреживания оксида серы(IV).
Задача 8.На гидролизном заводе за сутки из древесных опилок получено 50 т 96%-го этилового спирта . Вычислите объем выделившегося углекислого газа в атмосферу. К чему может привести повышенное содержание углекислого газа в атмосфере?
Задача 9. При очистке сточных вод, содержащих органические вещества,методом брожения выделился газ с плотностью по кислороду 0,5 содержащий 75% углерода,25% водорода и используемый на водоочистительных станциях как горючее. Что это за газ? Укажите его формулу?
Задача 10. Хлор, применяемый для дезинфекции питьевой воды, получают электролизом расплава хлорида натрия. Помимо газообразного хлора при электролизе хлорида натрия образуется жидкий металлический натрий. Сколько граммов хлорида натрия необходимо для получения 355 г газообразного хлора? Какой объем будет занимать это количество газа при н.у.?
Прикладные вопросы не обязательно должны касаться промышленной тематики и вопросам экологического содержания, они могут относится и к области сельского хозяйства, медицины, культуры, быта.  
Используемая литература:
1. Дендебер С.В., Ключникова О.В.. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение и др.- Москва. 2008.
2. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании – Учебное издание Воспитание. Образование. Педагогика. Библиотечка «Первого сентября». №6 (12). 2007.
3. Сергеев И.С., Блинов В.И.. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности - Москва. Издательство «Аркти». 2007.
4. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. Методология, методика, практика – Москва «Глобус», 2007. 11. Шаталов М.А., Кунецова Н.Е.. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем. Методическое пособие. 8 - 9 классы - Библиотека учителя. Москва. «Вентана- Граф». 2006.