Технологическая карта урока русского языка Приставка как часть слова


План-конспект урока русского языка на тему «Приставка как часть слова»
Цель: создать условия для овладения новой информацией: 1) Приставка – это часть слова. 2) Роль приставки в словообразовании
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о приставке как значимой части слова
- формировать умение находить приставку в словах
- вырабатывать орфографическую зоркость.
Воспитательные:
– воспитывать доброжелательность, уважение к мнению других, умение выслушать товарищей;
Развивающие:
– развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам) ;- развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.
Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами.
Этапы урока Деятельность
учеников Деятельность
учителя
УУД
I. Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Показывают готовность к уроку, желают друг другу успешной работы.
Организует начало урока
Л. Мотивация к учебной деятельности
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в действии
Цель.
Повторение изученного материала и «столкновение» с неизвестным необходимым для определения темы и задач урока Отвечают на вопросы Аргументируют свое мнение.
Сталкиваются с проблемой.
Актуализирует знания детей
- Какие части слова вы знаете?
- Может ли слово быть без окончания? Суффикса? Корня?
- Прочитайте слова на доске. Школа, школьный, пришкольный.
- Что вы можете о них сказать?
- Выделите окончание, корень, суффикс, приставку.
- Почему не можете выделить приставку? П. Анализ, аргументирование своего мнения.
К. Умение слушать одноклассников
III. Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирование темы и целей урока. Отвечают на вопросы, высказывают предположения, аргументируя свое мнение. Формулируют тему урока. Ставят перед собой цели. - Определите тему урока.
- Какие цели можем поставить перед собой на этот урок
Узнать….
Научиться…
Развивать… К. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. Соблюдать нормы построения речи (логичность, последовательность, связность, соответствие Р. Целеполагание
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: Создать условия для овладения информацией: приставка – значимая часть слова; формировать умение находить приставку в словах, определять ее назначение в слове Отвечают на вопросы, строят предположения, выполняют практическую работу. Делают вывод-определение приставки: Приставка – часть слова, находится перед корнем, служит для образования новых слов Организует практическую работу, фиксируя высказывания обучающихся на доске:
- Выскажите свое предположение о том, что такое приставка.
- Посмотрите на наши слова. В каком слове осталась невыявленная часть? Объясните значение этого слова.
- Где она находится? (перед корнем)
- Давайте прочитаем слово без этой части. Может ли слово существовать?
- Поменялось ли его значение?
- Для чего служит в слове часть при-? П. Анализируют. Осваивают алгоритм построения числового луча.
К. Высказывают свои мысли в устной форме, слушают одноклассников.
ФизминуткаV.Первичное закрепление во внешней речи
Цель.
Запомнить определение приставки Читают правило. Выполняют фронтально №1.
Организует работу с правилом и У. 1
- Как обозначается приставка в слове?
- Одинаковое ли значение первых слов в парах?
- Какая часть слова придала разное значение словам?
К. Проговаривают правило.
П. Развивать умение извлекать информацию из текста
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель.
Проверить умения подбирать по смыслу приставку к словам; умение работать самостоятельно Выполняют работу. Самопроверка
Организует дифференцированную работу (уровень сложности обучающиеся выбирают сами)
В-1 –
..писал письмо
… писал рассказ
…писал в тетрадь
…писал из словаря
Подсказка:
На -   до -      за -    пере -    вы -  
В-2 - …лить  чай в чашку…лить цветы…лить воду из ведра…лить сок из банки в кувшин Р. Контролировать свои действия в соответствии с эталоном
П. Выбор оснований и критериев для работы
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель.
учиться применять полученные знания на практике Фронтально выполняют работу. Организует работу с У.3 с 144
П. Анализировать, применять знания на практике
К. Умение слушать одноклассников
VIII. Рефлексия
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Отвечают на вопросы
Организует беседу:
- Какова бы цель нашей работы?
- Кто из вас достиг этой цель?
-Кто или что помогло вам справиться с заданиями?
-Кого вы хотели бы похвалить?
-Кто доволен своей работой?
Объясняет д/з. У 5 стр 146 Р. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
К. Свободно излагать свои мысли.