Экономико-географическое положение, природные условия, ресурсы, население Восточного Казахстана. 9 класс.



ФИО учителя: Токарева Людмила Владимировна.
Стаж работы: 28 лет.
Место работы: Каргалинская средняя школа №1 с дошкольным мини центром Алматинской области Жамбылского района.
Должность: учитель географии и истории.
Категория: высшая.
Уровень: первый (продвинутый).
ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА:
ТЕМА: «Экономико-географическое положение, природные условия, ресурсы, население Восточного Казахстана».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:
Цель: Продолжить формирование знаний об экономических районах Республики Казахстан.
Задачи.
Образовательные:
Начать формирование знаний о Восточном Казахстане.
Выяснить особенности экономико-географического положения, природных условий, ресурсов, населения Восточного Казахстана.
Определить роль Восточного Казахстана в развитии экономики страны.
Развивающие:
Продолжить развивать умения работать по типовому плану.
Продолжить формирование умения систематизации знаний, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы и специализацией хозяйства района.
Воспитательные:
Способствовать развитию умения рационально распределять время на уроке.
Содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности в организации своего труда.
Совершенствовать коммуникативные навыки при работе в группах, содействовать воспитанию уважения к мнению товарищей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
знают особенности экономико-географического положения, природных условий, ресурсов, населения Восточного Казахстана;
умеют работать по типовому плану;
умеют анализировать и синтезировать полученные знания;
умеют сравнивать, обобщать и делать выводы;
умеют устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы и специализацией хозяйства района;
умеют рационально распределять время и самостоятельно организовывать свой труд на уроке;
умеют работать в группе.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: 9 «в» класс.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:
- Готовность к уроку.
- Приветствие.
- Психологический настрой.
- Деление на группы.
- Проверка домашнего задания.
II.ЭТАП ВЫЗОВА (актуализация знаний, мотивация и целеполагание, постановка проблемного вопроса).III.ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ:
- Формирование новых знаний. Групповая работа.
- Закрепление новых знаний.
- Применение новых знаний. Установление причинно-следственных связей.
- Закрепление и проверка усвоения (составление сравнительного анализа).
- Проверка усвоения знаний.
- Подведение итогов.
IV.РЕФЛЕКСИЯ. Домашнее задание.
Оценивание.
Подведение итогов.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: стратегии «Мозаика», «Постер», «Диаграмма Венна», «Прогноз», «Хорошо-плохо», проблемное обучение, групповая работа.
ОБОРУДОВАНИЕ:
«Физическая карта Республики Казахстан», карта «Административно-территориальное деление Республики Казахстан», атлас 9 класса, презентация «Восточный Казахстан», карточки для деления на группы, карточки с заданиями группам, видео «Восточный Казахстан: в 2 раза увеличилось количество инновационных предприятий», карточки с проверочным тестом по теме: «Центральный Казахстан» - «Узнай фразу», карточки «Установи соответствие», листы А4, маркеры, листы А4 с диаграммой Венна.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
«Физическая карта Республики Казахстан», карта «Административно-территориальное деление Республики Казахстан», атлас 9 класса, презентация «Восточный Казахстан», карточки с заданиями группам, карточки с проверочным тестом по теме: «Центральный Казахстан» - «Узнай фразу», карточки «Установи соответствие» (сравнение Центрального и Восточного Казахстана).
СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА :
Этапы работы:
Содержание этапа Деятельность участников Время Ресурсы
Организацион-
ный этап.
Цель: психологический настрой на создание доброжелательной атмосферы в классе, создание коллаборативной
среды обучения, на настойчивость в учебе, рациональную организацию работы на уроке; проверка домашнего задания.
МО: наглядно-демонстрацион-
ный.
Готовность к уроку.
Приветствие.
Психологиче-
ский настрой.
Деление учащихся на группы.
Распределение ролей в группе.
Знакомство с критериями оценивания.
Проверка домашнего задания. Проверка готовности к уроку, настрой на работу на уроке.
Приветствие.
Психологический настрой: «Круг пожеланий». Звучит красивая музыка. Под музыку учащиеся говорят свое пожелание другому учащемуся, держа его за руки (по очереди по принципу «карусели»).
Учитель: Желаю Вам сегодня на уроке хорошо поработать и рационально использовать время и получить хорошие оценки.
Стратегия «Собери пазл». Учитель раздает кусочки («пазлы») 4-х карт.
Учащиеся собирают карты Казахстана и формируют 4 группы.
Распределение ролей в группе: лидер, корреспондент, секретарь, спикер, оценщик.
Учитель знакомит с критериями оценивания на уроке с помощью больших и маленьких смайликов:
5 маленьких смайликов – «4»,
6 маленьких и более – «5»,
1 большой смайлик – «4»,
2 больших и более – «5» (другие варианты рассматриваются оценщиком; в конце урока оценщик выставляет оценки и объявляет их с комментариями).
Маленький смайлик дается за короткие ответы, дополнения, исправления.
Большой смайлик дается за ответы подробные с объяснением, рассуждением.
Проверка домашнего задания по теме: «Центральный Казахстан».
Учитель раздает карточки с проверочным тестом: «Узнай фразу». Выполнив правильно задания, учащийся прочитает фразу: «Удачи Вам!».
Критерии оценивания:15 баллов – «5»; 14-10 баллов – «4»;9-5 баллов – «3»;4 и менее баллов – «2».
0,5 мин.
1,5 мин.
1,5 мин.
0,5 мин.
0,5 мин.
2,5 мин. УМК (учебник, рабочая тетрадь, атлас).
Запись музыки.
«Пазлы» карты Казахстана.
Лист оценивания группы, набор смайликов.
Карточки «Узнай фразу» по теме: «Центральный Казахстан».
Этап вызова
(актуализация знаний, мотивация и целеполагание, постановка проблемного вопроса).МО: проблемный метод.
Постановка проблемного вопроса.
Актуализация знаний учащихся: типовой план изучения экономического района.
Выход на тему.
Постановка целей урока. 1)Учитель:
О каком районе идет речь:
«Этот район расположен на стыке России, Китая и Монголии. Это самый горный район страны. Название горной страны в переводе с монгольского означает «Золотые горы». Обладает уникальными запасами полиметаллов, лесных ресурсов, водных ресурсов. Этот район – главный производитель гидроэлектроэнергии в республике».
Ответы учащихся.
2)Учитель:
По какому плану мы изучаем каждый экономический район?
С какими пунктами плана мы работаем на первом уроке?
Ответы учащихся (На первом уроке - ЭГП, природные условия, ресурсы, население; на втором уроке – хозяйство района; на третьем уроке - города района).
3)Учитель:
Какую роль играют ЭГП, природные условия, природные ресурсы для экономического района?
Ответы учащихся (влияют на хозяйство, определяют специализацию экономического района).
3)Учитель:
Кто попробует сформулировать тему урока?
Учащиеся формулируют тему урока.
4)Учитель:
Давайте определим цели нашего урока?
Ответы учащихся.
Выход на тему урока. 3 мин Слайды 1-2.
Этап осмысления:
решение основных целей урока.
Формирование новых знаний.
Групповая работа.
Закрепление новых знаний.
Применение новых знаний:
Установление причинно-следственных связей.
Закрепление и проверка усвоения: сравнительный анализ 2-х экономических районов.
Проверка усвоения знаний.
Подведение итогов.
I.Работа учащихся в группах.
Стратегии «Мозаика», «Постер», «Хорошо-плохо».
Учитель раздает карточки с заданиями в группы.
Учащиеся индивидуально знакомятся с учебным материалом в соответствии с заданием группе.
Учащиеся обсуждают, анализируют учебный материал в группе, используя стратегию «Хорошо-плохо»,и делают выводы. Выводы оформляют на постере.
1 группа.
1)Поработав с политико-административной картой Казахстана и текстом учебника стр.311, дайте оценку ЭГП района.
2)Сделайте выводы о влиянии особенностей ЭГП района (с точки зрения «хорошо» и «плохо») на экономику района.
2 группа.
1)Поработав с учебником стр.311 и физической картой Казахстана, дайте оценку природных условий района (рельефа и климата).
2)Сделайте выводы о влиянии особенностей природных условий («хорошо» и «плохо») на экономику района.
3 группа.
1)Поработав с текстом учебника стр.311-313, определите обеспеченность района разными видами природных ресурсов.
2)Сделайте выводы о влиянии особенностей природных ресурсов («хорошо» и «плохо») на экономику района.
4 группа.
1)Поработав с текстом стр.313-314, определите особенности населения района.
2)Сделайте выводы о влиянии особенностей населения («хорошо» и «плохо») на экономику района.
2.Презентация от групп.
3.Работа с презентацией «Восточный Казахстан».
Учащиеся комментируют содержание слайдов 3-20 презентации.
4.Стратегия «Прогноз».
Учитель предлагает учащимся на основании изученного учебного материала в группах сделать выводы о специализации района.
Ответы учащихся. Слайд 21.
5.Стратегии «Диаграмма Венна», «постер».
1)Учитель:
Сравните Центральный и Восточный Казахстан: определите черты различия и сходства.
1 группа – ЭГП (экономи-географическое положение районов).
2 группа – природные условия районов.
3 группа – природные ресурсы районов.
4 группа – население районов.
2)Взаимопроверка между группами по принципу «карусели».
6.Проверка усвоения: задание «Установи соответствие».
Учитель раздает каждому учащему карточку с названием объекта, факторов, особенностей и др. Восточного и Центрального Казахстана. Учащемуся необходимо определить к какому району это относится.
7.Просмотр видео «Восточный Казахстан: в 2раза увеличилось количество инновационных предприятий».
8.Учитель предлагает подвести итог урока:
1)Что Вы думаете о роли Восточного Казахстана в экономике страны, о перспективах его развития?
2)Знакомясь с Восточным Казахстаном, кто-нибудь из Вас, ребята, задумался о своей будущей профессии? 10 мин.
по 1,5 мин.
2 мин.
1 мин.
4 мин.
.
1 мин.
4 мин.
2,5 мин.
1,5 мин. Карточки с заданиями группам.
Листы А4, маркеры.
Слайды 3-20.
Слайд 21.
Листы А4 для диаграммы Венна, маркеры.
Карточки «Установи соответствие».
Видео.
Рефлексия:
-записать домашнее задание, оценить работу на уроке.
Домашнее задание.
Оценивание.
Рефлексия учащихся.
Учащиеся записывают домашнее задание (слайд 23-24):
Параграф 44-45 прочитать. Заполнить таблицу: «Восточный Казахстан» (первые 4 колонки).
Оценщик в группе оценивает работу учащихся по количеству смайликов.
Учитель раздает карточки для рефлексии (слайд 25). Учащиеся заполняют.
Рефлексия: «Для меня сегодняшний урок»:
Урок Я на уроке Итог
Интересно Работал Понял материал
Скучно Отдыхал Узнал больше, чем знал
Безразлично Помогал Не понял материал
1 мин.
2 мин.
1 мин. Слайды 23-24.
Листы оценивания.
Смайлики.
Карточки учащимся для рефлексии.
РЕФЛЕКСИЯ:
Урок прошел по плану. Учащиеся умеют работать в группах, умело распределили обязанности в группе. При формировании групп сразу определились лидеры групп, которые настраивали группу на работу, задавали темп урока. Затруднения возникли у оценщиков в группах №2 и №3: учащиеся не всегда успевали совмещать свои обязанности оценщика с работой в группе.
Выход на тему и определение целей урока провела через постановку проблемного вопроса и актуализацию знаний учащихся.
На этапе осмысления учащиеся работали по типовому плану, что позволило использовать стратегию «Мозаика». В данном классе учащиеся довольно хорошо работают с постерами, поэтому для усложнения задания использовала стратегию «Хорошо-плохо». Учащиеся должны были проанализировать учебный материал, определить особенности ЭГП, природных условий, ресурсов и населения Восточного Казахстана и сделать выводы: какие факторы благоприятно влияют на экономику района, а какие наоборот.
При закреплении учебного материала учащиеся прокомментировали слайды презентации «Восточный Казахстан». Через стратегию «Прогноз» продолжила формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы и специализацией хозяйства района. Учащиеся сделали правильные выводы о специализации Восточного Казахстана, таким образом, обозначив основные пункты плана для изучения следующей темы: «География хозяйства Восточного Казахстана».
Диаграмма Венна позволила и закрепить знания учащихся и проверить усвоение учебного материала: учащиеся составили сравнительную характеристику двух экономических районов – Центрального и Восточного Казахстана. Время для выполнения этого задания было ограничено и его явно не хватило учащимся. Но учащиеся в 2-х группах быстро сориентировались и использовали свой первый постер по Восточному Казахстану. Ограничение во времени вынудило учащихся действовать быстро, а мысли выражать более лаконично.
Проверка усвоения знаний, проведенная с использованием карточек «Установи соответствие» (какому району – Центральному или Восточному Казахстану- соответствует) показала хороший уровень знаний учащихся по теме.
При подведении итогов учащиеся высказывали свою точку зрения по поводу роли Восточного Казахстана в экономике страны и некоторые учащиеся задумались о выборе своей будущей профессии.
Рефлексия показала, что никому из учащихся класса на уроке не было «безразлично» или «скучно». Всем учащимся был понятен учебный материал.
Все использованные на уроке методы и стратегии были интересны учащимся и отвечали их возрастным особенностям. Итоги урока показали, что учащиеся знают материал темы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ: А.К.Мынбаева,З.М.Садвакасова « Инновационные методы обучения» ,Алматы, 2013.
Видеоресурсы Интернета «Восточный Казахстан: в 2раза увеличилось количество инновационных предприятий».