Психологическая безопасность образовательной среды


38100300990Психологическая безопасность образовательной среды
«Находиться в школе ребенку
должно быть комфортно –
и психологически, и физически»
Д.Медведев
В современной педагогической психологии условия, в которых осуществляется обучение и воспитание, определяются как образовательная среда.
Образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных
Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз. Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.
Психологическая безопасность - это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.
Факторами риска в образовательной среде могут быть:
недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы,
низкая активность учащихся и педагогов,
несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры.
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.
К психологическим характеристикам образовательной среды школы, способствующим сохранению и обеспечению психологической безопасности, относят:
доброжелательную атмосферу,
высокий уровень вовлеченности в школьную среду и обучение социальным навыкам взаимодействия,
повышение родительского и общественного участия,
поддержку учащихся в период возрастных кризисов,
удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды школы,
уважительное отношение и др.
Любое усилие по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды школы должно поддерживаться самими учащимися, преподавателями, администрацией и родителями.
Обеспечение психологической безопасности в образовательной среде школы возможно через совместную деятельность педагога и учащегося. В процессе общения с учителем на примере его системы отношений к обществу, другим людям на примере его отношений к самому себе формируется система отношений, черты характера учащихся.
И стоит сказать: «Ничто не стоит педагогическому коллективу так дешево и не ценится так дорого, как психологическая безопасность детей».
В нашей гимназии для обеспечения психологической безопасности Центром Здоровья проводятся разные мероприятия, такие как: «Весёлые старты» (1-4-е классы), «Малые зимние Олимпийские игры» для 2-6 -х классов, Акция «Дети Сургута за здоровый образ жизни», Акция "Красная лента", Всероссийская акция «Спорт против пагубных привычек», Акция «Белая ромашка» (1-11 класс), Акция «Сладкое письмо солдату», Акция «Внимание каникулы!», Недели психологии, Большие психологические игры (1-е и 5-е классы), классные часы «Секреты здоровья» для 1-8-х классов, беседы «Здоровый образ жизни школьника» (4-е классы), лекции для девочек «Физиология и гигиена в переходном возрасте», дискуссии «Профилактика рискованного поведения» (10-е классы), тренинги «Уроки общения», «Уроки разрешения конфликтов», «Как готовиться к экзаменам?» (9-е и 11-е классы) и многое другое. Это интересно…
Проективная методика «Автопортрет».
Предлагаем Вам нарисовать на чистых листочках бумаги большой овал, олицетворяющий лицо рисующего человека.
- вместо глаз – то, на что они любят смотреть;
- вместо носа – то, что они любят нюхать;
- вместо рта – то, что они любят произносить;
- вместо ушей – то, что они любят слушать;
- вместо волос – то, о чем они чаще всего думают.
По завершению работы проанализируйте собственные рисунки, делая вывод о состоянии собственного психологического здоровья; гармоничного отношения к себе и к окружающему миру.
lefttopУдачи вам, сельские и городские,Уважаемые учителя!Добрые, важные и никакиеКапитаны на мостике корабля. Удачи вам, дебютанты и асы,Удачи! Особенно по утрам,Когда вы входите в школьные классы,Одни как в клетку, другие - как в храм Р. Рождественский
Практические советы
Больше улыбайтесь и смейтесь. Первое, что вы должны сделать проснувшись - это улыбнуться. Приводя в движение соответствующие мышцы лица, вы автоматически вызываете в мозге ответную положительную реакцию, и ваше настроение улучшается.
Будьте оптимистами, как и все счастливые люди. Пессимисты, обычно, жалуются, а оптимисты направляют усилия на решение своих проблем.
Научитесь тренировать свои эмоции, благожелательно относиться к людям, гасить конфликтные ситуации. В качестве такой тренировки для начала убедите себя в течение какого - то времени (несколько часов) реагировать на любую неприятную ситуацию с улыбкой. Следуя этому стилю поведения, вы добьетесь успеха.
Возможен и другой вариант. Выберите для себя в качестве идеала личность с веселым, добрым характером, и прежде чем отреагировать на какое-либо раздражение, представляйте себе, что вы - это он/она, и ведите себя соответственно.
Всегда держитесь прямо. Несчастные люди, в отличие от счастливых, обычно горбятся.
Контролируйте ваши мысли. Как только вы заметите, что вам в голову пришли негативные мысли, сразу же гоните их и начинайте думать о чем - либо позитивном.
Определите для себя и как можно чаще делайте то, что приносит вам радость.
Занимайтесь физкультурой. Физическая активность поднимает настроение, помогает сформировать оптимистическое восприятие жизни, дает покой и радость.