Родительское собрание Воспитание в семье. Стили семейного воспитания.

Родительское собрание с использованием групповой формы работы
по теме: "Воспитание в семье. Стили семейного воспитания"
 
Оборудование:
- расстановка парт для групповой работы;
- раздаточный материал ( листы бумаги для оформления выводов, возникших в процессе
обсуждения, карточки-лучики, анкеты, таблица для занесения результатов анкеты, ключ к анкете, названия стилей воспитания, карточки-схемы, соответствующие стилям воспитания, рекомендации по воспитанию), ручки
- оформление доски ( поэтапная фиксация тем на доске – «Воспитание, обучение или развитие ребенка», «Ответственные за осуществление вышеперечисленных процессов», «Мой ребенок в будущем» - в виде солнышка)
- мультимедийная презентация
 
Ход собрания.
 
I. Мотивация родителей.
Обсуждение в группах: «Что важнее: воспитание, обучение или развитие ребёнка?
Время на обсуждение 1-2 мин, предложения фиксируются на карточке. Далее представитель от группы сообщают выработанное мнение, карточкой с ответами размещаются на доске. После чего следует обобщение мнений и подводится вывод: «Важно всё! Эти процессы, которые связаны друг с другом, дополняют друг друга, происходят одновременно». Появляется слайд презентации № 2, который подводит общий итог.
 
II.Работа по теме
Обсуждение вопросов:
1.       «Кто в большей степени (школа или семья) ответственны в осуществлении этих процессов».
Время обсуждения 1-2 минуты. Представители от группы сообщают выработанное мнение, карточкой с ответами размещаются на доске. После чего также следует обобщение мнений и подводится вывод:
«Обучением, развитием и воспитанием детей занимается и школа, и семья. Но в большей степени ответственность за обучение возлагается на школу, развитие ребёнка
– на школу и семью, за воспитание ребёнка ответственность несёт семья».
 
Появляется слайд презентации №3, который подводит общий итог.
 
2.       «Сформировать модель ребёнка в будущем, каким хотят видеть его родители, какими нравственными качествами он должен обладать».
Время на обсуждение 1-2 мин. Предложения фиксируются на карточках-лучиках.Как и в предыдущий раз, представитель выступает от каждой группы, озвучивает мнения группы, закрепляя карточки-лучики на доске. Появляется солнышко – символ ребенка с его личностными качествами, которые хотят видеть в ребенке их родители.
Подведение общего итога работы групп:
«Важно, чтобы ребёнок был счастливым! А это значит, чтобы он обладал качествами, которые позволили бы ему стать хорошим работником, любящим семьянином, надежным другом, который научился бы думать не только о себе, но и о близких людях.
Появляется слайд презентации №4.
 
 
Классный руководитель обращает внимание, что формированию таких качеств способствуют стили взаимоотношений сложившиеся в семье. В настоящее время, учёными выдвинуто 4 стиля. Показ слайда презентации №5 и одновременно идёт сообщение учителя о каждом из стилей.
 
Авторитарный: характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстранённые. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.
 
Демократический: предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также тёплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.
 
Либеральный: предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведения ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации- от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Но это – воспитание эгоиста.
 
Индифферентный: с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остаётся сил для воспитания детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся от норм поведению.
 
Следует обратить внимание, что это деление очень условно. Но, как правило, какой-то из стилей преобладает в семье в большей степени.
 
С целью закрепления полученной информации группам предлагается соотнести знаковую картинку со стилем семейного воспитания. Следует отметить, что каждая группа соотносит стиль по названию команды, т. е. группа с названием «авторитарный стиль» выбирает из предложенных картинок только знаковое изображение этого стиля и т. д. Время выполнения 1-2 мин. После обсуждения представитель выступает от каждой группы, закрепляя карточку на доске.
 
Для того чтобы соотнести правильность получившихся мнений появляется слайд №6, по которому и осуществляется проверка результатов совместной деятельности групп.
 
3.       Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты «Стиль воспитания вашей семьи»
 
После чего родитель знакомится с ключом к анкете и получает информацию о преобладающем стиле воспитания в семье. Ключ к анкете дан на слайде в презентации № 7. Следует заметить, что эти результаты на классном собрании не оглашаются. Если у родителя возникает вопрос, он имеет возможность посетить индивидуальные консультации, организуемые классным руководителем.
 
 
III. В заключении родителям раздаются памятки-рекомендации по воспитанию младшего школьника в семье:
 
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством упрёка.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
 
IY. Для осуществления обратной связи родителям предлагается заполнить лист рефлексии, на котором каждый из присутствующих выражает своё мнение о ходе проведения собрания, где излагаются мысли о недостатках, пожеланиях по проведению собраний в дальнейшем, а так же положительные моменты.
 
Список литературы:
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя 1-4 классы. М.: ВАКО, 2003.
Рожков М. И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М.: ГИЦ Владос, 2001.
Барылкина л, П., Королёва Н. А. Завуч начальной школы 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008.

15