Пакет методик для диагностики нарушения поведения у детей. Возможные причины нарушения поведения, рекомендации педагогам.

Пакет методик
для диагностики нарушения поведения у детей.
Возможные причины нарушения поведения, рекомендации педагогам.
Диагностика
Определение уровня развития – Векслер, ШТУР;
Определение мотивации;
Тест Филлипса, методика Дембо – Рубинштейна, проективные методики (рисунок школы);
Диагностика семейного воспитания (опросник Столина, АСВ);
Изучение межличностных отношений в классе (социометрия, референтометрия);
Внутриличностные конфликты (ПДО, проективные методики).

Возможные причины
Неблагополучная обстановка в семье;
Дезадаптация к обучению в школе;
Психофизические особенности ребенка;
Конфликтные ситуации в классе;
Острая психотравма;
Внутриличностный конфликт.

Формы, методы и приемы работы классного руководителя
Индивидуальный подход;
Работа с семьей;
Создание ситуации успеха и условий развития личности.

Рекомендации педагогам

Гибкая система оценок с учетом мотивации, использование развернутых оценочных суждений, исключение негативного оценивания (оценка учебной деятельности не есть оценка личности ребенка).






Нарушение поведения – склонность к обману
Диагностика

Методика Айзенка (шкала лжи),
Беседа с учеником;
Ббеседа с учителями, сверстниками, родителями.

Возможные причины
Защитная реакция;
Стремление выделиться, утвердиться;
Желание фантазировать;
Способ манипулирования;
Стремление адаптироваться в коллективе;

Формы, методы и приемы работы классного руководителя
Выяснение причин через беседу с ребенком и родителями;
Наблюдение за ребенком;
Работа с учеником и классом (диспуты, обсуждение, тематические беседы)

Рекомендации педагогам
Не уличать ребенка в обмане публично;
Не обвинять ребенка;
Доброжелательное отношение;
Индивидуальный подход;

Рекомендации родителям
Доброжелательное отношение, установление доверия;
Не оставлять обман незамеченным;
Поиск совместных интересов, совместный досуг;
Применение наказания и поощрения с подробным объяснением;


Нарушение поведения – демонстративность
Диагностика
Проективные методики;
Опросник Леонгарда;
Опросник Шмишека;
16 – факторный тест Кеттела;

Возможные причины
Защитный механизм против агрессии;
Самоутверждение;
Особенности характера;
Взаимоотношения в семье;
Отношения со сверстниками; экспериментальная активность.

Формы, методы и приемы работы классного руководителя
Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным;
Адекватная реакция со стороны преподавателя;
Сглаживать вспышки агрессии.

Рекомендации педагогам
Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным.

Рекомендации родителям
Создание товарищеских контактов с ребенком;
Специальные формы поощрения;
Воспринимать ребенка таким, каков он есть.


Нарушение поведения – замкнутость, необщительность
Диагностика
Наблюдение;
Социометрия;
Тест Айзенка (темперамент);
Кинетический рисунок семьи,ДДЧ;
. Тест тревожности Филлипса.

Возможные причины
Социальные условия.
Особенности темперамента;
Страх самовыражения;

Формы, методы и приемы работа классного руководителя
Доверительная беседа;
Создание ситуации успеха;
Вовлечение в коллективную деятельность;
Использование сильных сторон личности ребенка для преодоления трудностей и достижения успеха;

Рекомендации педагогам
индивидуальный подход;
поощрять, стимулировать активную деятельность на уроке

Рекомендации родителям
помогать ребенку преодолевать трудности, сопереживать;
вовлечение в значимые семейные дела;
больше времени уделять ребенку;


Нарушение поведения – уход из дома, склонность к бродяжничеству
Диагностика
проективные методики (кинетический рисунок семьи, автопортрет, м-ка Р. Жиля);
опросник Шмишека;
опросник Личко;
социометрические методики;

Возможные причины
неблагоприятная обстановка в семье;
отсутствие учебной мотивации;
эмоциональная ранимость
низкая самооценка;

Формы, методы и приемы работы классного руководителя
посещение на дому;
индивидуальные беседы и консультации;
вовлечение в классные мероприятия;
общественные поручения;

Рекомендации педагогам
индивидуальный подход в оценивании;
повышение самооценки;
развивать заинтересованность к предмету;

Рекомендации родителям
беседы, индивидуальные консультации психолога;
создание теплой эмоциональной обстановки в семье;
организация досуга ребенка;
учитывать личностные особенности ребенка;
создание семейных традиций;


Нарушение поведения – агрессивность
Диагностика
проективные методики ( несуществующее животное, ДДЧ);
тест фрустрации Розенцвейга;
тест руки Вагнера;
незаконченные предложения;
тест Басса – Дарки;


Возможные причины
социальные;
трудности в общении;

Формы, методы и приемы работы классного руководителя
беседы,
проведение игр социального характера;
диспуты;
семинары;

Рекомендации педагогам
индивидуальный подход, изменение стиля общения;
использование личных увлечений для привлечения ребенка к интересной, значимой деятельности;

Рекомендации родителям
Учет возрастных особенностей детей, изменение стиля общения.


Памятка для родителей и учителей
Трудности в общении с ребенком и пути их устранения:
Типы плохого поведения. В чем проявляются.
Как исправить поведение ребенка
Цель, которую неосознанно преследует ребенок

Поведение ребенка

Реакция взрослых

Ответ ребенка на реакцию взрослых

Рекомендации педагога – психолога:


1.Привлечь к себе внимание

Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушается

Обращают внимание и раздражаются
Прекращает на время, затем снова начинает
игнорировать
Обращать внимание, когда ведет себя хорошо

2. Показать, что имеет власть над другими

Отказывается делать то, что от него хотят

Пытается использовать свою власть, чтобы заставить, начинает сердиться

Упрямится или усиливает неповиновение

Избегать борьбы за власть


3. Отплатить, отомстить, взять реванш

Вредит или портит вещи, может оскорбить
Считают ребенка подлым и злым, чувствуют гнев
Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить и за это.
Не показывать свой гнев и обиду


4. Продемонстри-ровать свою неспоспособность
Неспособен научиться сам. навыкам, требует помощи

Соглашаются с тем, что р-к ни на что не способен

Остается беспомощным

Поверить в спос-ти и возможности р-ка











Тактика, методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка.
Особенности сексуального поведения детей 5-10 лет
Методы семейного воспитания
Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Методические рекомендации
Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Цели и задачи исследования
Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Общая инструкция к проведению исследования
Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Обработка и анализ индивидуальных тестовых результатов
Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Количественный анализ групповых тестовых результатов
Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Интерпретация результатов
Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Стимульный материал методики




Анкета "Определение детей группы риска"
Психодиагностика психолога в школе - Анкеты

Анкета «Определение детей группы риска» Анкета разработана психологом Южного округа г. Москвы Н.В. Суриковой (Центр образования № 1861 «Загорье») в рамках курсов по психологической подготовке к ЕГЭ.
Анкета предназначена для экспресс-диагностики, позволяющей выявить детей групп риска. Ответить на вопросы анкеты предлагается учителям или родителям.
Инструкция: Пожалуйста, отметьте, присущи ли вашему ребенку (ученику) перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.
№/п
Утверждение
Да
Нет
1.
Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого
2.
Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом
3.
Решение по какому-либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая его на других
4.
Всегда и во всем исполнителен
5.
Часто бывает несдержанным
6.
Хорошо делает что-либо по образцу или по примеру, но свои способы выполнения предлагает редко
7.
К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно
8.
В своих делах и действиях часто надеется на «авось»
9.
Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому
10.
Часто перепроверяет себя, постоянно что-то исправляет в сделанном
11.
Перед выполнением чего-либо ему требуется период «раскачки»
12
При выполнении какой-либо работы может делать ее то очень быстро, то медленно, постоянно отвлекаясь
13.
Выполненную работу обычно не проверяет
14.
Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.п.
15.
При выполнении какой-либо работы очень быстро устает
16.
Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты
17.
Часто бывает неаккуратным
18.
При необходимости поменять вид работы или рол деятельности делает это с трудом
19.
Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего-либо
Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко
21.
Часто отвлекается при выполнении какой-либо работы
22.
В работе часто бывает небрежен
23.
Всегда стремится получать только отличные оценки
24.
Всегда и во всем медлителен и малоподвижен
25.
Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится все медленнее и медленнее
26.
Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки
27.
Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех
28.
Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха
29.
Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего-либо
30.
Равнодушен к оценке своей работы
31.
Заранее свои действия планирует с трудом
32.
Часто жалуется на усталость
33.
Все делает медленно, но основательно


КЛЮЧ:
Группа риска
Ответ «да» на вопросы:
Группа риска
Ответ «да» на вопросы:

Инфантильные
дети
1,8,13,30
Дети с трудностями произвольности и самоорганизации
12, 19,21,31

Тревожные дети
2, 10,14,29
Астеничные дети
15, 25, 28, 32

Неуверенные дети
3, 6, 9, 20
Гипертимные дети
5,7, 17,22,26

Отличники и пер-
фекционисты
4, 16,23,27
Застревающие дети
11, 18,24,3
15