Сообщение Системно-деятельностный подход — основа стандартов общего образования второго поколения. Программа развития универсальных учебных действий.


«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я усваиваю».
Китайская мудрость
Системно-деятельностный подход - основа стандартов общего образования второго поколения. Программа развития универсальных учебных действий.
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения, продиктованное необходимостью подготовки в будущем выпускников средней школы к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на:
развитие личности учащихся, воспитание гражданина России;
три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные, предметные;
ведущие целевые установки изучения предметов;
и ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов.
ФГОС второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Системный подход - это умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.
Деятельностный подход – это обучение на основе учебной деятельности, получение знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач. Осваивая технологию деятельностного подхода, мы убеждены, что построение уроков в режиме проблемно-диалогической технологии создает условия для формирования у учащихся метапредметных умений, что на сегодняшний день является приоритетной целью образования. Самым главным результатом работы в режиме технологии деятельностного подхода считаем формирование и поддержание достаточного уровня мотивации у учащихся, что способствует освоению предметных знаний и умений.
Согласно новым образовательным стандартам, теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета.
В соответствии с ФГОС в программе представлено
4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия – система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник»,«ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).Познавательные универсальные учебные действия– система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Коммуникативные универсальные действия – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Таким образом, понимая, какие новые требования предъявляет Федеральный государственный стандарт начального общего образования к выпускнику начальной школы, мы четко представляем себе модель своего выпускника – ученика, способного успешно адаптироваться в основной школе, умеющего учиться, любознательного и способного к взаимодействию. Организуя учебно-воспитательный процесс с применением современных образовательных технологий (проблемно-диалогической, информационно-коммуникационной, проектной), мы работаем над достижением поставленной цели.
Основная цель нашей педагогической деятельности как учителей начальных классов – научить детей учиться. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.
Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды - обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения.
Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.
Наша деятельность опирается на основные идеи педагогики сотрудничества:
не преподносить ученикам новое знание в готовом виде, а организовывать процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;
выбирать средства обучения, формирующие у учащихся обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе);
создавать доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;
формировать у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;
создавать условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;
предлагать ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивать при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.