Сообщение на тему Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения (ОС Школа 2100)


МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа
00Выступление
на заседании круглого стола по теме:
Выступление
на заседании круглого стола по теме:

00«Системно-деятельностный подход – основа стандартов второго поколения»
«Системно-деятельностный подход – основа стандартов второго поколения»

Учитель высшей категории: Горбунова
Галина Николаевна
20 ноября 2015 год
Слайд1 Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
В современном мире обществу требуются образованные люди, которые не столько вооружены знаниями, сколько умеют их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.
Традиционный урок построен по принципу: “Делай как я – и всё будет правильно”. Его цели направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляются спонтанно. Цели современного урока - формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования. Обществу нужна молодежь, способная и умеющая выделять проблемы, задавать вопросы, находить ответы, принимать решения. И системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как – это концептуальная основа ФГОС.
Слайд 2,3
Я хочу об этом рассказать на примере ОС «Школа 2100».
Образовательная система «Школа 2100» – одна из четырех государственных систем РФ:
учебники используются в школах с1992 года;
все учебники прошли многолетнюю апробацию во всех регионах России.
«…авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая … реализует идеи развивающего образования от дошкольной подготовки до окончания школы»
Слайд4Авторский коллектив «Школы 2100» – лауреат премии Правительства РФ в области образования
«За теоретические разработки новой образовательной системы и их практическую реализацию».
Никогда в истории России столь высокая награда не присуждалась за создание новой образовательной системы.
Слайд 5
Первым научным руководителем ОС «Школа 2100» был А,А,Леонтьев. Сейчас научным руководителем является Д.И.Фельдштейн.
Ваше внимание я хочу обратить на единый авторский коллектив, который вырабатывает общие подходы. Таким образом удаётся добиться, чтобы на всех этапах образования авторы использовали единые технологии и принципы работы, чтобы учебники и учебные пособия были преемственны.
Я работаю уже много лет по УМК «Школа 2100» . И при переходе на новые образовательные стандарты, который наша школа совершила в 2010 – 2011 учебном году в числе первых пилотных школ России, в первую очередь предстояло выяснить насколько ОС «Школа 2100» соответствует ФГОС, насколько реализуется в ней системно-деятельностный подход.
Любой учитель, по каким бы учебникам он ни работал, прежде всего oн должен проанализировать, насколько данный учебник соответствует стандартам и как в нем реализуется системно-деятельностный подход.
Итак, ОС «Школа 2100» реализует деятельностный подход через ряд деятельностно- ориентированных принципов, сформулированных А.А. Леонтьевым:
Слайд 6
1) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
2) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
3) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
5) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
6) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
7) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Слайд 7
Все предметы УМК основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу в полном объеме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися. Это: проблемно-диалогическая технология; технология продуктивного чтения; проектная технология; технология оценивания успехов.
● проблемно-диалогическая технология;
Эта технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Рассмотрю мой урок русского языка в 1 классе по теме: "Перенос слов".
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Повторяем словарные слова, один ученик пишет под диктовку на доске: класс, тонна, собака, суббота.
Уже с 1 класса я учу ребят самим участвовать в уроке, самим предлагать задания.
- Какое задание вы можете предложить? (если дети не назвали "найти лишнее слово", то я навожу сама их на эту мысль).
- Один знакомый мальчик тоже, как и вы, нашёл лишнее слово и вот какие слова у него остались. (Показываю детям большой лист, на котором в строчку написано)
класс, тонна, субб.....................................
- Почему мальчик оборвал последнее слово? (не хватило места на строке для целого слова)
- Как вы думаете, что не знал мальчик? (как переносить слова)
- Чем сегодня будем заниматься, чтобы помочь мальчику и научиться самим быть грамотными? Какую цель себе поставим? (научиться переносить слова)
Итак, тема урока у нас сформулирована.
Поиск решения – этап формулирования нового знания.
Этап выявления места и причины затруднения, нахождение выхода из затруднения ("открытие нового знания").
Это трудный этап и для учителя, и для ученика. Здесь дети должны понять, "чего они не знают" и найти выход из этого положения. Очень эффективна на этом этапе работа в парах.
- Попробуйте перенести слова "суббота". (Дети работают в парах, я выслушиваю гипотезы и всё записываю на доску).
После выдвижения своих версий, дети стремятся искать ответ на свой же вопрос.
- Смотрите, слово одно, а разных вариантов переноса много. Почему? Что мы пока не знаем? (не знаем, как правильно перенести слово)
- Посмотрите на доску и попробуйте сами сформулировать правила переноса слов.
На доске:    груп-па                                  су-ббота                     тон-на                                    алл-ея 
                    паль-то                                  мал-ьчик 
                    чай-ник                                 га-йка 
Далее мы обязательно сравниваем с эталоном.
- Ребята, а где мы можем проверить свои предположения? (в учебнике)
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности)
Приведу пример.
4класс. Михаил Пришвин «Берестяная трубочка».
I этап. Работа с текстом до чтения
1)Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2)Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста.Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста.Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору.К предложению «Я нашел удивительную берестяную трубочку»можно поставить такие вопросы:1. Кто нашел? (Я.)2. Что я сделал? (Нашел.)3. Что нашел? (Берестяную трубочку.)4. Что такое берестяная трубочка? (Прямой ответ идет далее в тексте.)5. Интересно, почему же она удивительная?Ясно, что только пятый вопрос можно назвать вопросом к автору. Ученик ответит на него, дочитав рассказ, но прямого, явного ответа онв тексте не найдет.
Чтобы состоялось именно комментированное чтение комментарий должен быть кратким и динамичным. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего рекомендуем использовать следующие способы:а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»;б) включение воображения детей («Представьте себе…», «Увидели? Представили?» и др.);в) сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно…»). Последите за своей речью: постарайтесь избегать слов «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!» и т.п.Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию текста.Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Рассказы К.Г. Паустовского помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит, что уместно выбрать творческое задание, связанное со сферой воображения: иллюстрирование, творческий пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование и др.);Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
Технология оценивания успехов Оцениваем результаты предметные, метапредметные и личностные. Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач. Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики).
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание.
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания) 1. Какова была цель задания (задачи)? 2. Удалось получить результат (решение, ответ)? 3. Правильно или с ошибкой? 4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
Проектная технология
Пример: 4 класс. Математика. С.А.Козлова.(63 урок)
Инсценировка: Российская ярмарка XVIII в. Решение задач
Этот проект является инсценировкой. Основная цель работы – мотивировать детей к поиску исторической информации, необходимой для составления задач с величинами, выраженными старинными единицами измерения.
Историческая справка к путешествию достаточно подробно дана в учебнике.
«Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.
Главными целями  введения проектной технологии  в начальную школу являются:
Развитие интереса к предмету;
Приобретение исследовательского опыта.
Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
Получение дополнительных знаний по теме;
Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
Проблема – Планирование  – Поиск информации – Продукт – Презентация. (5 П)
Слайд 8
Учебники Образовательной системы «Школа 2100» построены, как и жизнь, в соответствии с принципом минимакса: они включают не только обязательный для усвоения минимум, но и максимум. Обучаясь находить минимум школьники учатся работать с информацией, а максимум позволяет интересующемуся ученику найти свою зону ближайшего развития и учиться по своей образовательной траектории.
Слайд 9
Что же ОС «Школа 2100» может дать детям
Обеспечит увлекательный процесс без стресса и перегрузок;
Сохранит радость детства и здоровье;
Раскроет индивидуальность Вашего ребенка;
Вырастит его как самостоятельную личность;
Научит правильно и грамотно говорить, уметь слышать и слушать;
Научит ставить перед собой цели, планировать свою деятельность для достижения результата, разовьет умение самоконтроля, т.е. НАУЧИТ РЕШАТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
Слайд 10
Слайд 11
Портрет выпускника ОС «Школа 2100»
Он умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях;
Он умеет формулировать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать ее;
Он умеет нести ответственность за себя и своих близких;
Он умеет организовывать свои дела, решать различные проблемы;
Он умеет оценивать свои и чужие поступки, занимать и отстаивать свою позицию;
Он умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща;
он умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней;
Он хочет и знает, как добиться успеха в жизни. Он толерантен, доброжелательно настроен к миру, к людям.
Слайд 12
Какие дети нам подходят?
Да любые! Дети принимаются такими, какие они есть!