Системно – деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Системно - деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
Для того, чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходимо мотивировать его.
Один из способов развития познавательной мотивации – это создание проблемной ситуации на уроке.
Проблемная ситуация - средство организации проблемного обучения, это начальный этап момента мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Проблемная ситуация – это та неожиданная странность, остановка в привычной деятельности, переводящая ее в ситуацию неопределенности, «загадочности», новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание.
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Выход из проблемной ситуации – это постановка учебной проблемы.
Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока.
Основные методы постановки учебной проблемы
ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ
ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ
МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ
ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом.
Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками.
На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.


ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которые активно задействует и соответственно развивают логическое мышление учеников.
На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.
На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой.
При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.
1. Проблемно-диалогические методы и приемы, которые используются на уроках русского языка.
Побуждающий к проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.
Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

Русский язык
Тема: Перенос слов. 1 класс
-Кто это? (Читаю загадку о собаке или показываю картинку)
- Это собака.
-Составьте с данным словом предложение.
Запишем его в тетрадь. (учитель записывает предложение так, чтобы слово «собака» не умещалось на одной строке).
Ученики наблюдают, что слово на строке не помещается.
-Что же мне делать, ребята?
-Надо перенести.
-А что значит перенести?
-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.
-Помогите мне перенести слово «собака». Работайте в парах.
-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).
Видят варианты:
Соб-ака соба-ка со-бака собак-а
(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)
-Задание было одинаковое для всех?
- Одинаковое.
- А как вы его выполнили?
- По-разному.(осознание противоречия)
- Почему так получилось? Что вы не знаете?
- Как надо переносить слова.(формулировка темы)

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.
Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников.
Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока.
По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

2. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.
Тема: Главные члены предложения. 3 класс
Серёжа и Маша прочитали предложение Школьники пошли в музей. Серёжа считает, что в предложении говорится о школьниках, а Маша считает, что в предложении говорится о музее. С кем ты из ребят согласишься?

3. Столкнуть разные мнения учеников.
Тема: Сложные слова. 3 класс
На доске записано слово мухоловка. Вызываю двух учащихся и предлагаю выделить корень.
Один ученик выделяет один корень. Второй ученик выделяет два корня
Разные мнения вызывают реакцию удивления.

4. Дать практическое задание, которое невозможно выполнить.
Тема: Число имен существительных. 3 класс
На доске записаны слова: дерево, птица, мёд, молоко, пирог, доброта.
Задание: поставьте и запишите данные имена существительные в форме множественного числа.
Ребята сталкиваются с проблемой невозможности выполнения задания.

5. Дать противоречие между житейским представлением учащихся и научным фактом.
Шаг 1.Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием.
На доске записаны слова: трава, дерево, море, кино, шоссе.
Разберите их по составу (практическое задание на ошибку).
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью
Учитель: Вспомните, как называются слова кино, шоссе?
(неизменяемые).
Учитель: чего не может быть у неизменяемых слов?
Реакция удивления.

Приведу фрагмент урока русского языка в 4 - м классе.
Тема урока: выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Цели урока: открыть с учащимися новое орфографическое правило;
формировать умение применять правило; развивать внимание, наблюдательность, умение делать выводы.

I. Постановка учебной проблемы.

Запишите под диктовку пословицу:

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Ученики записывают пословицу, один ученик работает у доски.
– Если затрудняетесь, какую букву писать, оставьте место для её написания.
– Какое возникло затруднение?
(Выбор буквы в окончаниях существительных.)
– Почему возникла трудность в выборе буквы? (Это гласная буква, она обозначает другой звук в безударном положении.)
– Что надо делать, чтобы определить, какую букву писать в безударной позиции в окончании имени существительного? (Предположения детей: нужно проверять, знать правило.)
II. Формулирование проблемы,
планирование деятельности.
– Определите тему урока.
(Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.)
– Какие цели поставим?
(Вывести правило, уметь применять его на практике.)

III. Поиск решения: открытие
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.
Н .Рыленков «Урок как дорога в будущее»

Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты не попал,
И по какой распутице
Дорога та, что сам искал
Вовек не позабудется.









13PAGE 15


13PAGE 14415