Выступление на Педагогическом совете Системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию на уроках естественно-математического цикла.


Системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию на уроках естественно-математического цикла.
Свое выступление я хочу начать с китайской мудрости: « Увидеть лучше, чем услышать, познать лучше, чем увидеть, сделать лучше, чем познать»
Эти слова как нельзя лучше передают смысл системно - деятельностного подхода. Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, когда знания приобретаются не «впрок», а как «научение жить здесь и сейчас».
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, развивать у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
Этого позволяет добиться системно-деятельностный подход в обучении, основная цель которого - научить учиться.
Системно-деятельностный подход подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом». Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, анализ, запоминание и самооценка. Для реализации системно-деятельностного подхода в преподавании учитель создает проблемные ситуации, обращается к обучающимся с вопросами, а не с ответами, управляет поисковой деятельностью и обсуждает результаты с обучающимися. В таких ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, прослеживается связь с повседневной жизнью.
Развитие личности в системе школьного образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Формирование УУД осуществляется в процессе изучения каждого из предметов образования, в том числе и предметов естественно математического цикла. На практике ориентируется на следующие виды УУД: - личностные, - регулятивные, - познавательные, - коммуникативные.
Нацеленность курса естественно – математического цикла на формирование приёмов умственной деятельности позволяет реализовать в практике обучения системно - деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения УУД. Учебные предметы естественно - математического цикла имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей зависит от способов организации учебной деятельности школьников, которые позволяют не только обучать, но и воспитывать, не только учить мыслям, но и учить мыслить. В связи с этим в начальном курсе предметов естественно – математического цикла реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением школьников, с разработкой системы заданий, которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи. Основным средством формирования УУД в курсе предметов естественно- математического цикла являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Вариативность учебных заданий, опора на опыт ученика, включение в процесс обучения содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у учащихся положительного отношения к школе (к процессу познания). Вариативные учебные задания, представленные в каждой теме учебника целенаправленно формируют у детей весь комплекс УУД, который следует рассматривать как целостную систему. Не менее важным условием формирования УУД является логика построения содержания курса предметов естественно – математического цикла. Он построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. На всех этапах усвоения содержания предметов естественно- математического цикла (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы в парах или индивидуально. Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных УУД.
Изучение предметов естественно – математического цикла способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлѐнность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Хотелось бы подчеркнуть очень важный момент: при изучении практически всех тем можно формировать все УУД одновременно. Развитию УУД способствуют базовые образовательные технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, проектная деятельность, модульного обучения, интеграция предметов естественно- математического цикла. Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться. Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю. Многие современные учебники составлены с учетом системно-деятельностного подхода. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать).На всех уроках естественно-математического цикла применяются задания с использованием интегрированных способов учебной деятельности: 1.Терминологические диктанты: вставить пропущенные в тексте термины, дать определения перечисленным терминам, подобрать к терминам определения и т.д. 2.Задания на классификацию: составить классификацию объектов, признаков, процессов, свойств по значимому основанию, определить значимое основание или принцип предложенной классификации, дополнить классификацию примерами и т.д. 3. Задания на интерпретацию текста в графическое изображение: схему, таблицу или слайд, презентацию. 4. Задания на сравнения и сопоставление: сравнивая отдельные объекты или группы организмов, найти сходства и отличия; выделить признаки для сравнения или сопоставления.7 5. Составление характеристик отдельных групп растений или животных, процессов, свойств, органов по аналогии с раннее изученными или по заданному плану; составление презентаций явлений или объектов по плану. 6. Составление конспекта, плана ответа по материалам сайта, статьи и т.д. 7.Задания на оценочную деятельность: найти допущенные ошибки при ответе, в тексте, рисунке, оценить ответ, презентацию, сайт и другие задания по заданным параметрам. Очень удобно подобные задания проводить в форме компьютерного тестирования, которое помогает ребятам адаптироваться к современным тенденциям в образовании.
И вообще технология деятельностного подхода оптимально сочетается с информационно-коммуникационными технологиями: на уроке можно использовать компьютерные программы и учебные электронные пособия, которые имеются в школе по химии, физике, географии, биологии, математике. Также Интернет предоставляет информационное поле для поиска информации (сообщения, доклады, рефераты, исследовательские работы) и т.д. Из всего многообразия информации ученики учатся выбирать самое необходимое находить главное структурировать материал
Применение мультимедиа значительно облегчает работу учителя и обучающихся, позволяет сочетать, текстовую, графическую информацию со звуком, видео-, кинофрагментами и мультипликацией.
В методике данного системно-деятельностного подхода предполагается, что тему урока учитель не сообщает, а используя различные методы и приемы, добивается от учащихся формулировки темы и проблемы.
Например, можно показать картинку, фрагмент карты, вставить в текст пропущенные слова (из вставленных вами слов сформулируйте тему урока. Тема урока: Хлор; строение атома, физические и химические свойства, применение), загадать загадку (например о стране наоборот – Австралия). Можно поставить проблему с помощью эксперимента и т.д.. Главное – использовать активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.
Добавлю ещё некоторые примеры активных методов обучения, используемых на уроках нашего методического объединения: 1.«Географические запоминалки» (конечно, каждый из нас знает, какие планеты входят в состав Солнечной системы. А кто сможет перечислить в нужном порядке? Для запоминания таких последовательностей я применяю «географические запоминалки»(Планеты Солнечной системы: "МЫ ВСЕ ЗНАЕМ: МАМА ЮЛИ СЕЛА УТРОМ НА ПИЛЮЛИ.") – это очень нравится учащимся слышащим 8 вида; 2. Синквейн- стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. Используется для проверки уровня знаний. Основная задача при составлении синквейна: мыслить максимально емко, при этом кратко и понятно выражать свои мысли ( активно использовала на уроках химии Горбачёва Т.В. с девочками в 11-12 классе); 3.различные приёмы работы с географической картой (картографические диктанты, «немая» карта и др.),4. Уроки решения экспериментальных задач по физике и химии, 5. Урок сотрудничества и экспериментов учащихся,6. Используются продуктивные задания из учебников (9 класс Тема 1. Географическое положение России.
1.Мотивация. Используя карту атласа, сформулируйте аргументы в пользу тезисов.
- Россия – северная страна.
- Россия – морская держава.)Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности на уроках. При выполнении мини-проектов школьники учатся находить информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Они учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Конечно, полноценные проекты - это длительный и трудоёмкий процесс, поэтому, в основном, проводятся мини-проекты, в которых участвуют почти все учащиеся. Например, при изучении темы «Пищеварение» в 9 классе интересным стал проект: «Нужно ли школьнику завтракать?!». Дети с удовольствием включились в исследования и сделали для себя вывод, что завтракать просто необходимо.
Каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания, пытаясь найти ответы на вопросы «Что?» и «Как?», но важным остаётся главное: повысить интерес к предмету; повысить успеваемость; дать возможность учащимся проявить себя в новой роли; выработать у детей устойчивый навык к самостоятельной деятельности; создавать ситуацию успеха. 
Позвольте закончить мне своё выступление известным анекдотическим диалогом, слегка перефразированный. «Умеете ли Вы играть на флейте?» - спрашивает один приятель другого. «Не знаю, не пробовал», - слышит он в ответ. Действительно, ещё Сократ говорил, что научиться играть на флейте можно, только играя на ней Точно также научиться основным видам деятельности можно, лишь систематически выполняя их в процессе обучения.