Мастер класс по теме«Самостоятельная деятельность учащихся в условиях реализации идей ФГОС ООО при проведении интегрированных уроков и мероприятий в курсе естественно научных дисциплин»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 П.Г.Т. АКТЮБИНСКИЙ»
ПРОГРАММА МАСТЕР-КЛАССА
«Самостоятельная деятельность учащихся в условиях реализации идей ФГОС ООО при проведении интегрированных уроков и мероприятий в курсе естественно научных дисциплин»
Целевая аудитория: учителя географии, биологии, химии, работающие в условиях внедрения ФГОС ООО.
Авторы: Гаязова Л.В., учитель биологии и химии высшей
квалификационной категории МБОУ «СОШ №2
п.г.т. Актюбинский»;
Мамлеева М.М. учитель географии, высшей
квалификационной категории МБОУ «СОШ №2
п.г.т. Актюбинский».
2015 год
Пояснительная записка
Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается чёткой формулировкой цели работы. Задача учителя – найти такую формулировку задания, которая вызвала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить её как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чём заключается задача и каким образом будет проверяться её выполнение. Это придаёт работе учащихся осмысленный характер и способствует успешному выполнению. Содержание и объём самостоятельной работы должны быть посильными для учащихся, а ученики быть подготовленными к её выполнению теоретически и практически.
Программа предназначена для педагогов средней школы, внедряющих ФГОС ООО. Она направлена на обучение педагогов умело управлять основными формами и видами самостоятельных работ учащихся. Хотелось бы напомнить об основных формах и видах самостоятельных работ, которые должен уметь применять учитель в своей обучающей деятельности для повышения мотивации к учебной деятельности.
Формы самостоятельной работы:
Работа, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя. Самостоятельные знания приобретаются на основе работы с учебником или другой дидактической литературой. Продуктом такой работы являются устный ответ, описание опытов, графические построения и т.д..Отдаление учителя и занятие им позиции активного наблюдателя. Например, выполнение лабораторных и практических работ с использованием инструктивных карточек. Учитель не вмешивается в процесс выполнения и оформления работы, но получив результаты, анализирует их выполнение.
Переход от контроля учителя к самоконтролю. Например, анализ, обсуждение и оценивание творческого продукта учащихся классным коллективом или группой учащихся. Это могут быть доклады, рефераты, мультимедийные проекты.
Виды самостоятельной работы:
Приобретение новых знаний.
Закрепление и уточнение знаний.
Формирование навыков практического характера.
Формирование творческих навыков – умения применять знания в усложнённой ситуации.
Воспитание активности и самостоятельности целесообразно осуществлять не только на обычных, но и на интегрированных уроках, на которых неизбежно происходит расширение тематики изучаемого материала.
В настоящий период, когда происходит обновление школьной системы при переходе на ФГОС ООО, интегрированные уроки должны стать ещё более актуальными, так как одним из обязательных условий и основных требований является повышение роли самостоятельной работы учащихся.
Актуальность программы. Программа актуальна при переходе на ФГОС ООО, так как на интегрированных уроках прослеживается тесная взаимосвязь родственных наук. На них широко раскрывается творческий потенциал каждого ученика, развиваются индивидуальные способности личности школьника; создается логически обоснованная цепочка по усвоению знаний при изучении школьных курсов географии, биологии и химии.
Основная цель программы – показать методические приемы работы по планомерному и систематическому внедрению в учебный процесс самостоятельной работы учащихся на интегрированных внеклассных мероприятиях и уроках.
Для достижения этой цели при реализации данной программы необходимо решать следующие задачи:
показать формы и методы организации самостоятельной работы учащихся на различных этапах урока;
познакомить с формами взаимодействия «ученик – учитель» посредством организации самостоятельной деятельности учащихся используя наиболее интересные формы внеклассных мероприятий.
дать методические рекомендации по руководству исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Ожидаемый результат: применение полученных рекомендаций для совместной разработки системы уроков по родственным предметам учителей предметников при переходе на ФГОС ООО.
Объём мастер-класса – 4 ч.
Содержание мастер-класса.
Цель мастер-класса: помочь педагогам овладеть основными методами организации самостоятельной деятельности учащихся на интегрированных уроках.
Задачи:
Познакомить педагогов с разными формами интегрированных уроков и внеклассных мероприятий;
Познакомить с разнообразными методами самостоятельной деятельности учащихся;
Рассмотреть продукты самостоятельной деятельности учащихся;
Вовлечь участников мастер – класса в активное обсуждение темы.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, географические карты, атласы, рисунки и проекты учащихся, раздаточный материал.

Ход мастер-класса:
Вступление.
Анкетирование.
Проведение интегрированного урока в 5-м классе по теме: «Открытие Антарктиды. Природа Антарктиды»
Проведение внеклассного мероприятия в 10-м классе по теме: «Энергетика и её будущее» в форме защиты исследовательской проектной деятельности.
Обсуждение результатов анкетирования.
Психологическая разгрузка участников мастер-класса.
Мнения участников мастер-класса о данной проблеме.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы проведём мастер-класс на тему: «Самостоятельная деятельность учащихся в условиях реализации идей ФГОС ООО при проведении интегрированных уроков и мероприятий в курсе естественно научных дисциплин».
Основной идеей этой темы является развитие и формирование познавательного интереса школьников к самостоятельной деятельности.
В основе нового Стандарта лежит деятельностный метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Самостоятельную работу можно использовать на различных этапах урока. Мы продемонстрируем, каким образом самостоятельную деятельность учащихся можно использовать на этапе объяснения нового материала на уроке в 5-м классе и внеклассном мероприятии в 10-м классе по защите исследовательских проектов.
Сначала предлагаем заполнить анкету.
Анкета:
Привлекаете ли вы учащихся к самостоятельному поиску материала?
На каком этапе урока более рационально применять самостоятельную работу
изучение нового материала;
закрепление нового материала.
На какой из форм уроков лучше всего использовать самостоятельную работу учащихся?
урок изучения новой темы;
урок обобщение;
урок повторения;
урок практикум.
Какие источники вы рекомендуете для поиска самостоятельного материала?
научно-познавательную литературу;
учебную литературу;
словари и справочники;
интернет-ресурсы.
Какой продукт самостоятельной работы учащихся вы предпочитаете получить?
доклады и сообщения;
рефераты;
опорные таблицы и схемы;
мультимедийные проекты;
другое.
Оказываете ли вы помощь при выполнении самостоятельной работы учащимся, и какую?
Анкету заполняет индивидуально каждый участник круглого стола.
Ведущий: Каждый учитель использует в своей работе те или иные приёмы организации самостоятельной деятельности учащихся в учебной деятельности. И мы вам предлагаем обсудить эту проблему и поделиться друг с другом опытом работы в этом направлении. А сначала предлагаем посмотреть урок в 5-м классе и внеклассное мероприятие в 10-м классе.
(урок и внеклассное мероприятие прилагаются).

Урок, внеклассное мероприятие, результаты анкетирования обсуждаются участниками мастер-класса. Педагогам предлагается составить рекомендации по эффективности самостоятельной деятельности учащихся в учебной деятельности. Рекомендации выслушиваются и обсуждаются.
Психологическая разгрузка:
Участники мастер класса делятся на группы. Группам предлагается вступление в притчу: «Не торопитесь горевать», а также ключевые слова из самой притчи, по которым они должны попытаться создать текст притчи. Для работы даётся 7 минут. Затем выслушивается притча каждой группы. После чего зачитывается истинный текст притчи и поощряется та группа, которая была наиболее близка к истине.
Вступление:
Когда с человеком происходит какая-то неприятность. Он сразу начинает жалеть себя и уже не может ни думать, ни чувствовать никак иначе. А ведь бывает так, что неприятность нарушает спокойное течение событий, но эти изменения ведут к лучшему. Случившееся не всегда удаётся сразу понять. Требуется время, чтобы правильно оценить, что же на самом деле произошло. И было бы неправильно постоянно предаваться обиде или грусти. Ведь чаще всего мы не знаем, что последует за огорчением. Об этом и повествует одна история, которую рассказали китайские мудрецы много сотен лет тому назад.
Ключевые слова:
Мудрый старик, крестьяне, советы, страшная беда, бык, молодой конь, вспахал поле, к лучшему, сын упал с коня, война, остался дома.Притча:
Среди жителей одной деревни жил мудрый старик. К нему крестьяне всегда обращались за советом. Однажды один из жителей деревни пожаловался старику: «В моей жизни случилась страшная беда. Умер мой бык и теперь мне никак не вспахать землю. Посоветуй, как мне быть?» На его вопрос мудрец ответил: «Не торопись горевать. Кто знает, чем всё это обернётся?» Расстроенный крестьянин поспешил в деревню и рассказал соседям, что старик выжил из ума. Ведь случилась такая беда, а он даже не понял этого. На следующий день крестьянин собрал все свои деньги и купил молодого сильного коня. Он запряг его в плуг и за один день вспахал поле, на котором старый бык работал бы неделю. Как обрадовался крестьянин! Никогда ещё пахота не была такой лёгкой! И он вернулся к мудрецу, чтобы извиниться. «Ты был прав. Потеря быка не стала страшной бедой. Скорее, это было даже к лучшему. Иначе я так и никогда и не собрался бы купить коня. Согласись, теперь в мой дом пришла удача». Мудрец покачал головой: «Кто знает, чем всё это обернётся?». Тут крестьянин окончательно решил, что старик сошёл с ума. Но он опять ошибся. Через несколько дней его сын скакал верхом на коне и упал с него. Юноша сломал ногу и уже не смог помочь отцу в уборке урожая. Встретив мудреца, крестьянин воскликнул: «Откуда ты знал, что конь – это вовсе не удача? Ты оказался прав. Из-за него пострадал мой сын. И это ужасная беда. Надеюсь, хотя бы сейчас ты со мной согласишься?». Но старик как всегда, спокойно выслушал крестьянина и с сочувствием произнёс: «Не торопись горевать. Кто знает, чем это обернётся?». Крестьянин рассердился на полоумного старика и вернулся в деревню. А на следующий день в деревню пришли военные и насильно увели всех молодых мужчин на войну, которую развязал царь этой страны. Сын крестьянина оказался единственным юношей, который из за болезни остался дома. Многим жителям деревни суждено было погибнуть в этой войне, а юноша остался жив, вскоре выздоровел и снова помогал отцу. И тогда крестьянин понял, что имел в виду мудрец.
А народная мудрость гласит, что ни делается, всё к лучшему. Никогда не зацикливайтесь на своих печалях и радостях. Принимайте всё, как есть и никогда не унывайте. Все проблемы в жизни разрешимы. Пусть удача сопутствует вам!!!
Вернёмся к теме нашего мастер-класса.
Последнее задание группам:
Определите ряд тех основных трудностей, которые встречаются вам при вовлечении учащихся в процесс самостоятельной деятельности.
Спасибо за участие в работе нашего мастер-класса.
Подведение итогов мастер-класса:
Дискуссия по результатам совместной деятельности.
Выступления педагогов и гостей.
Оценка результативности мастер – класса.
При подготовке мастер-класса была использована литература: Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ Под ред. Г.И. Щукиной. М., 1984.
Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования / Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции – Горно-Алтайск, 1999 – 160 с.
Учебная литература 5 – 10 классы.
Интернет-ресурсы.