Автомат Михаила Калашникова-самое распространённое стрелковое оружие в мире!


Муниципальное образование Тимашевский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16 имени Л.Н. Толстого
муниципального образования Тимашевский район
Методическая разработка урока по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на тему:
278130167640
«Автомат Михаила Калашникова»
Разработал:
преподаватель-организатор ОБЖ
Дзюба Никита Дмитриевич
Тимашевск–2015
ПЛАН
проведения урока с учащимися Х класса.
Тема: «Всё об автомате Михаила Калашникова»
Цели урока:
Воспитательные – воспитание патриотизма и гордости за свою Родину, посредством ознакомления с ее достижениями в области создания оружия, воспитание чувства коллективизма, чувства товарищества.
Образовательные – практическое повторение и закрепление пройденного материала по истории создания, по устройству АК.
Метод: урок-игра, урок-конкурс.
Время: 40 минут.
Материальное обеспечение: макет автомата Калашникова – 2 шт., рисуночные тесты, словарные тесты, черный пакет (сумка), кроссворды, секундомер, листы бумаги, ручки, карандаши.
Ход урока:
Организационная часть
Построение отделений, рапорт командиров отделений.
Объяснение темы, задач и целей урока.
Начало урока-игры.
Учащиеся занимают заранее подготовленные места.
1 этап – Приветствие команд (домашнее задание):
Выступление команд с заранее подготовленными рефератами по:
404114028575истории создания автомата;
боевым свойствам автомата.
Кроссворды каждой из команд по тематике урока.
2 этап – Конкурс капитанов.
Капитаны задают друг – другу по 3 вопроса по тематике урока.
3 этап – Конкурс «Секретная шифровка» (Слова – перевертыши).
Составить слова имеющие отношение к теме урока. Время – 1 минута. Капитан команды называет того, кто будет отвечать.

Задание: ТЛВСО, РИПЛЕЦ, ЛАДРИКП, ТВОРАЗ, ЕВЦЕЬ, ШАКУМ, РАПТНО, ЯУЛП, ЛОМПОШ, БКАУРТ.
4 этап – Конкурс «Исчезнувшие слова». Время - 1 минута.

Задание: дополнить фразу: 1. «Автомат ____________________ предназначен для
____________________________ живой силы ____________________________ .
(Автомат Калашникова предназначен для уничтожения живой силы противника.)
2. «В ______________________________________ бою к ___________________
присоединяется _______________ - _______________ .
(В рукопашном бою к автомату присоединяется штык-нож.)
5 этап – Конкурс «Рисуночные тесты» ( а) по рисункам назвать детали автомата Калашникова, б) по рисункам назвать операцию неполной разборки автомата). Время – каждый конкурс 1 минута.
а) Внимательно посмотрите на рисунки. Из предложенных вариантов названий основных частей и механизмов автомата выберите один, с вашей точки зрения, правильный:

1. а) ствол со ствольной коробкой, прицельным приспособлением и прикладом;
б) ствол с прицелом и ложем;
в) ствол с газовой камерой, прицельным приспособлением и прикладом.
Ответ: а.

3. а) штык-нож;
б) штык;
в) штык-тесак.
Ответ: а.

2. а) крышка ствольной коробки;
б) ствольная коробка;
в) газовая трубка.
Ответ: а.
5. а) затворная рама с газовым поршнем;
б) газовый поршень;
в) рама для запирания канала ствола.
Ответ а.
Ответ: а.

4. а) возвратный механизм;
б) возвратная пружина;
в) механизм возврата.
Ответ а.
7. а) затвор;
б) боек;
в) затворное устройство.
Ответ: а.

6. а) газовая трубка со ствольной накладкой;
б) ствольная накладка с газовой трубкой;
в) газовая трубка.
Ответ: а.

8. а) шомпол;
б) ершик для чистки канала ствола;
в) выколотка.
Ответ: а.
10. а) магазин;
б) корпус магазина;
в) подаватель патронов.
Ответ: а.

9. а) цевье;
б) газовая трубка;
в) ствольная накладка.
Ответ: а.

11. а) пенал с принадлежностью;
б) затвор;
в) принадлежность.
Ответ: а.
б) Какая из предложенных операций неполной разборки автомата изображена на рисунках в каждом варианте?
13. а) отделение шомпола;
б) присоединение шомпола;
в) отделение газовой камеры.
Ответ: а.

12. а) отделение магазина;
б) присоединение магазина;
в) отделение цевья.
Ответ: а.
15. а) отделение возвратного механизма;
б) отделение приклада;
в) отделение затворной рамы с затвором.
Ответ: а.

14. а) отделение крышки ствольной коробки;
б) отделение ствольной рамы;
в) отделение приклада.
Ответ: а.
17. а) отделение затвора от затворной рамы;
б) отделение затворной рамы и затвора;
в) отделение затворной рамы от затвора.
Ответ: а.

16. а) отделение затворной рамы с затвором;
б) отделение затвора от затворной рамы;
в) отделение затвора.
Ответ: а.
6 этап – Конкурс «Черный мешок». (В черный, плотный мешок укладываются детали автомата Калашникова. Участник должен, на ощупь, угадать название детали автомата.) Участвуют по 2 участника от команды.
7 этап – Конкурс «Распредели по порядку» (Команды должны расставить в правильном порядке операции по разборке и сборке автомата.)
Распределите операции в порядке их выполнения при неполной разборке автомата (ответ представьте последовательностью букв, например: в, а, ….):
А) отделяют затворную раму с затвором;
Б) отделяют шомпол;
В) отделяют газовую трубку со ствольной накладкой;
Г) отделяют магазин;
Д) отделяют возвратный механизм;
Е) отделяют затвор от затворной рамы;
Ж) вынимают пенал с принадлежностью;
З) отделяют крышку ствольной коробки.
(Ответ: Г, Ж, Б, З, Д, А, Е, В)
2. Распределите операции в порядке их выполнения при сборке автомата после неполной разборки (ответ представьте последовательностью букв, например: в, а, ….):
А) присоединяют шомпол;
Б) присоединяют затворную раму с затвором к ствольной коробке;
В) присоединяют крышку ствольной коробки;
Г) присоединяют магазин к автомату;
Д) присоединяют затвор к затворной раме;
Е) присоединяют возвратный механизм;
Ж) присоединяют газовую трубку со ствольной накладкой;
З) вкладывают пенал с принадлежностью в гнездо приклада.
(Ответ: Ж, Д, Б, Е, В, А, З, Г).
8 этап – «Разборка и сборка автомата Калашникова». (Практическая отработка навыков неполной разборки и сборки автомата. Участвуют по 3 участника от каждой команды).
9 этап – «Отгадай кроссворд и найди ключевое слово» (Учащиеся отгадывают кроссворды) Цель – подведение учащихся к теме следующего урока.
______________________ - служит для направления полета пули.
______________________ - служит для досылания патрона в патронник, закрывания канала ствола, разбивания капсюля и извлечения из патронника гильзы.
Боевой _______________ состоит из пули, гильзы, порохового заряда и капсюля.
______________________ состоит из колодки прицела, пластинчатой пружины, прицельной планки и хомутика.
_____________________ применяется для чистки и смазки канала ствола, каналов и полостей других частей автомата.
____________________ служит для удобства действий с автоматом и для предохранения рук от ожогов.
Газовая _______________ со ствольной накладкой служит для направления движения газового поршня и предохранения рук от ожогов при стрельбе.
_____________________ и пистолетная ручка обеспечивают удобство стрельбы из автомата, а также используется для поражения противника в ближнем бою.
Ключевое слово: СТРЕЛЬБА (Тема следующего урока).
5 Ш 8 П
4 П О Р
3 П Р М 6 Ц 7 Т И
2 З А И П Е Р К
А Т Ц О В У Л
1 С Т Р Е Л Ь Б А
Т В О Л Е К Д
В О Н А О Р Л этап - Заключительная часть. Подведение итогов. Выставление оценок.
Пояснительная записка
В предложенной методической разработке представлен урок 10 класса по учебному предмету основы безопасности жизнедеятельности А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова. Москва «Просвещение» 2011г. Урок проводится по теме:«Автомат Михаила Калашникова».
Данный урок проводится во втором полугодии, урок обобщающий ему предшествовали уроки «Строевые приемы и движение без оружия». Исходя из этого, были поставлены следующие цели и задачи урока:
Образовательная:
Обобщить знания учащихся по темам: 
1.«Назначение автомата Калашникова. Боевые свойства автомата Калашникова»;
2.«Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова»;
3.«Приемы и правила стрельбы из автомата».
Развивающая:
1.Ознакомить учащихся с материальной частью автомата и пулемет Калашникова и его боевыми свойствами.
2.Сформировать знания о устройстве, видах автомата и пулемета Калашникова.
Воспитательная:
1.Воспитывать высокое чувство патриотизма и уверенность в своих силах, а также стремление в овладении знаниями.
В методической разработке представлены разнообразные формы работы на уроке: индивидуальные, групповые и фронтальные; виды и приемы контроля: устный, практический, беседы , устное тестирование, таблицы, карточки, которые способствовали закреплению пройденного материала.
Актуальность:
Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи в России стоит на первом месте, следовательно, воспитание патриотизма и гордости за свою Родину, посредством ознакомления с ее достижениями в области создания оружия, является важнейшей задачей в образовательной деятельности.
Новизна заключается в использовании на уроке тестов, макетов автоматов, таблиц, кроссвордов, все это обеспечивает устойчивость внимания школьников, вовлекает в работу всех учащихся класса, позволяет экономить время на уроке, повышает интерес детей к изучаемому материалу, повышает эффективность урока, воспитывает любовь к предмету.
Практическая значимость:
Данную методическую разработку могут использовать в своей работе учителя Основ безопасности жизнедеятельности при изучении раздела «Огневая подготовка. На школьных мероприятиях, в проведении игры «Зарница», где дети на практике смогут показать, как правильно обращаться с оружием.
Рецензия на урок
Дзюба Никиты Дмитриевича, преподавателя-организатора
МБОУ казачьей СОШ № 16 имени Л.Н. Толстого МО Тимашевский район
Класс: 10
Тема: «Автомат Михаила Калашникова».
Форма: урок-игра, урок-конкурс.
Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению историей создания автомата Калашникова и его устройством.Задачи урока:1. Ознакомить учащихся с материальной частью автомата и пулемет Калашникова и его боевыми свойствами.
2. Сформировать знания о устройстве, видах автомата и пулемета Калашникова.
Оборудование: макет автомата Калашникова – 2 шт., рисуночные тесты, словарные тесты, черный пакет (сумка), кроссворды, секундомер.
Ход урока:
Урок начался построения отделений и рапортов командиров отделений. Учитель четко определил цель урока, давая тем самым ясную установку на усвоение нового материала.
После этого учителем был проведена проверка домашнего задания, а именно состоялось выступление команд с заранее подготовленными рефератами по истории создания автомата, боевым свойствам автомата.
В течение всего урока учитель предлагал учащимся задания, которые нужно было выполнить, используя материал. Это делало материал, предложенный детям на уроке красочным, интересным и увлекательным.
Урок был очень насыщенным, хотя объем материала соответствовал возрастному восприятию учащихся.
Урок проходил в прекрасном темпе.
Учитель выступал не в роли контролера, а в роли организатора деятельности.
Перед каждым видом деятельности давался четкий алгоритм выполнения.
Инструкции были настолько четкими, что у ребят практически не возникало никаких дополнительных вопросов.
Полную включенность учащихся учитель обеспечивал за счет использования различных организационных форм. Были использованы такие оргформы, как фронтальная, индивидуальная, парная.
Каждая оргформа была адекватна предложенному заданию и служила решению поставленных учителем задач, что вело к достижению конечной цели занятия.
Атмосфера на протяжении всего занятия была доброжелательной, дети явно испытывали положительные эмоции.
Учителю удалось сохранять форму живого общения на протяжении всего урока, что соответствовало конечной цели урок, то есть формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся.
Замдиректора по УВР МБОУ казачьей СОШ № 16 Н.Г.Белоусова