Классный час Безопасное поведение на железной дороге


Классный час для обучающихся 7-11 классов «Знания ценой в жизнь»
Здравствуйте!
Цель сегодняшней встречи: рассказать о правилах безопасного поведения на железной дороге, т.е. что необходимо знать о железной дороге, чтобы остаться живым и счастливым, пользуясь услугами Ж/Д транспорта.
Начну с веселого, а потом перейдем к серьезному разговору
(смотрим мультфильмы)
Слайд №1.Презентация №1.


Железная дорога - зона повышенной опасности. Почему? Железная дорога - удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.
Каждому из нас приходится сталкиваться с железной дорогой: одним чаще, другим реже, часть из вас пользуются железнодорожным транспортом, или пересекают железнодорожные пути при следовании в школу, на тренировку и т.д.; часть детей ищут приключения, причем в самых неподходящих для таких забав местах: на железной дороге.
Основными причинами травмирования являются незнание и нарушение правил безопасности, установленных на ж/д транспорте.
Слайд №2.

Следственный комитет проверил сведения о ЧП на железных дорогах Центрального федерального округа - и забил тревогу! Выяснилось, что под колесами поездов гибнет не намного меньше людей, чем на автодорогах! Ежедневно в Центральной России на железной дороге гибнет три человека! Глава Московского межрегионального следственного управления на транспорте Олег Тушмалов рассказал "Интерфаксу" о ситуации и о мерах по предупреждению смертности и травматизма на железной дороге.
Слайд №3 (таблица). Статистика Московского межрегионального следственного управления на транспорте по травматизму на железной дороге
Год Зарегистрировано случаев Погибло человек
2010 1676 1182
2011 1579 1108
2012 1977 1236
- - -
2015 2894 1943
Слайд №4 (таблица).

Также приведу еще несколько цифр не очень приятных. Следователи-транспортники подсчитали, на каких именно участках железных дорог чаще всего гибнут люди, и составили рейтинг самых опасных перегонов и станций в Москве и области за последние 3 года.
Лидером оказался перегон между станциями «Люберцы-1» – «Быково-1» Московско-Рязанского направления - за 3 последние года там были травмированы 173 человека, из них смертельно – 66. Далее список выглядит так:
Перегон станций Травмировано человек Погибло человек
«Люберцы-1» – «Быково-1» Московско-Рязанского направления 173 66
«Силикатная» – «Подольск» Московско-Курского направления 96 42
«Москва Ярославская» – «Лосиноостровская» 46 32
«Лосиноостровская» – «Мытищи» 44 24
«Пушкино» – «Мытищи» 33 19
Вывод. Общий анализ ситуации, связанной с железнодорожным травмированием граждан в центральном регионе России, показал, что данная проблема является не менее актуальной и злободневной, чем ситуация, сложившаяся с дорожно-транспортными происшествиями, причем не только для Центральной России, но и для всей страны в целом.Слайд №5. Где чаще всего страдают люди?
1)Ведущую роль занимают наезды поездов на пешеходов, причём в основном — на открытых перегонах. Можно выделить две основные причины, ведущие к смерти. Чаще всего получают травмы и гибнут пьяные пешеходы, пытающиеся прогуляться по шпалам, и молодые люди, которые на ходу слушают музыку через наушники — и поэтому не слышат ни шума приближающегося поезда, ни гудков локомотивов.
2)Второе место занимают территории станций, а здесь жертвами чаще всего становятся безбилетники, пытающиеся обойти турникеты по путям.
3) Затем по количеству случаев травмирования следуют случаи на пешеходных настилах и пешеходных переходах через железнодорожные пути — оборудованные, оснащённые и поэтому кажущиеся безопасными.
4)Немалую часть в статистику травматизма на железной дороге вносит "зацеперство".
Слайд №6.

Основная причина гибели — невнимательность самих пешеходов и самоуверенная надежда проскочить тех, кто с легкостью ставит на карту жизнь, чтобы выиграть несколько минут или секунд. С этим ничего поделать нельзя — каждому ведь свою голову не приставишь. Но есть сопутствующие условия: значительная часть остановочных платформ, в том числе оборудованных для перехода путей пешеходными настилами, расположены в кривых участках пути. То есть там, где видимость составляет не более 50 метров. Электричка весит несколько десятков тонн, грузовой состав — тысячи тонн, и остановить его на таком расстоянии, как учили нас ещё на уроках физики в школах, просто невозможно.
Отмечу, что тормозной путь поезда, идущего со скоростью даже 40 километров в час, составляет более 800 метров — и недостаточная видимость делает все усилия локомотивных бригад бесполезными. А ведь такие участки пути часто засажены деревьями и кустарниками, что только отягощает ситуацию...
Поезда по железным дорогам следуют со скоростью 60 – 120 км/час. Если взять максимальную скорость, то по расчету поезд за 1 мин пройдет 2 км, а за 1 секунду – 33,3 м. Скоростные поезда, например, «Сапсан», может развивать скорость на отдельных участках 200 км/час, т.е. за 1 секунду поезд проходит расстояние равное 55 метрам. Неожиданное появление человека на путях может привести к несчастному случаю и нарушению движения поездов, а резкое торможение к крушению поезда с гибелью многих людей.
Если идти по путям, то можно оказаться между двумя встречными поездами и человека может затянуть под колеса воздушным вихрем, и он погибнет.
Тормозной путь в зависимости от массы и скорости поезда составляет от 700 до 1000 метров, а это очень значительное расстояние.
Следует обратить внимание на желтую линию безопасности, идущую вдоль всей платформы. Были случаи, когда пассажиры были задеты и травмированы подвижным составом. Имеется много случаев падения людей между платформой и еще движущимся электропоездом.
Слайд №7. И отдельный разговор о зацеперах
"Зацепинг" - от слова зацепиться. То есть это езда на внешней стороне вагона: на крышах, на сцепках. Появилась эта забава практически одновременно с железной дорогой и с трамваями. В XIX - начале XX века явление это было очень распространено: посмотрите довоенные хроники, вспомните красивые фрагменты популярнейших книг: "Мастер и Маргарита", "Золотой теленок", рассказы Конан Дойля... Но тогда скорости были совсем другие! Потом, постепенно, зацепинг вышел из моды — и из-за возросших скоростей, и из-за жёстких ограничительных мер. Напомню: одно время все составы, и железнодорожные, и трамвайные, во всех странах мира, оборудовали специальными защитными цепями, перекрывающим доступ к сцепкам.Не буду говорить за другие страны, они — вне поля моей компетенции, но в нашей стране фактически "зацепинг" вновь родился в 2010 году — в связи с ростом цен на билеты и сокращением числа пригородных электричек. Определенная часть взрослого населения стала перемещаться вне вагонов — и из-за желания сэкономить на покупке билетов, и, часто, из-за отсутствия мест в поезде в час пик, когда ехать было надо. А потом дети, как это происходит всегда, стали брать пример со взрослых... Так и возродилась эта субкультура.
Проанализировав условия жизни и воспитания погибших несовершеннолетних "зацеперов" – было выяснено, что почти все они жили в нормальных семьях, в нормальных жилищных условиях, почти все — учились, и довольно неплохо. Печальный вывод: "зацеперство" стало для них один из видов проведения досуга, и не являлось случайным эпизодом в жизни... Видимо, в отсутствие других развлечений. Здесь надо не только рассказывать детям и подросткам об опасности подобных увлечений, но и разнообразить их досуг.
Слайд №8.

Зацеперы записывают себя на видеокамеры и выкладывают отснятые сюжеты на своих сайтах. При этом подвергают свою жизнь смертельной опасности дважды, как в результате падения с подвижного состава, так и при получении электротравмы от поражения электротоком контактной сети.
На Московской железной дороге эксплуатируется контактная сеть на постоянном токе напряжением 3000 Вольт. Провод контактной сети расположен на высоте 5750 мм от уровня головки рельса на станции и перегоне. Расстояние от нижней точки проводов воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1000 В до поверхности земли должно быть не менее 6,0 м. Высота железнодорожного вагона составляет – 5300 мм. Таким образом, расстояние от контактного провода до крыши вагона составляет около 0,5 м. Высокое напряжение 27,5кВ пробивает воздушный промежуток 10 см и более, в зависимости от метеорологических условий (сухая, влажная погода). Напряжение в контактном проводе составляет 27500 В. Если электрическая проводка в доме имеет напряжение 220В и при неисправности которой, можно получить сильнейший ожог в случае прикосновения, то учитывая огромное напряжение в контактной сети, чтобы получить смертельный ожог, достаточно приблизится к контактному проводу на расстоянии менее 2 метров. Поэтому все вагоны, стоящие на путях под контактным проводом, уже являются зоной повышенной опасности и подниматься на крышу вагонов – заранее обрекать себя на мучительную гибель.
Особенности возможного поражения током состоят в том, что действие субъективной защиты заблокировано отсутствием внешних признаков грозящей опасности, которые человек обычно может заблаговременно обнаружить: увидеть, услышать, почувствовать запах и т.п. В большинстве случаев человек включается в электрическую сеть из-за случайного прикосновения к элементам электрической цепи либо руками (путь тока «рука-рука»), либо рукой и ногами (путь тока «рука-ноги»). При протекании тока по пути «нога-нога» через сердце проходит 0,4% общего тока, а по пути «рука-рука» - 3,3%. Ток, протекающий через человека, действует не только в местах контактов и на пути протекания, но и рефлекторно – на деятельность других органов.
Во избежание поражения электрическим током категорически запрещается:
приближаться к находящимся под напряжением проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;
подниматься на крыши вагонов, локомотивов;
прикасаться к электрооборудованию электроподвижного состава как непосредственно, так и через какие-либо предметы;
подниматься на крыши зданий и сооружений, расположенных под проводами, на металлические конструкции железнодорожных мостов;
приближаться к провисшим и оборванным проводам, независимо от того касаются они земли или нет, на расстояние менее 8 метров;
набрасывать на провода посторонние предметы.
Слайд №9. И вот еще очень интересный факт. Анализ, проведённый Научно-практическим Центром экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения Москвы, показал, что чаще всего под колёса поездов люди попадают в понедельник и в пятницу, а наиболее тревожные месяцы: апрель и ноябрь. Именно в эти дни, и именно в эти месяцы врачи фиксируют "всплеск" рельсового травматизма. Поэтому именно в это время надо усиливать наряды и патрули. А машинистам — снижать скорость на конкретных участках дороги. Никаких дополнительных исследований это не потребует: соответствующая работа нашим следственным управлением уже проведена.
Слайд №10. Следует помнить, что нанесение рисунков в стиле «граффити» - это порча имущества общественного транспорта и попадает под статью 214 УК РФ «Вандализм», по которой уголовная ответственность наступает с 14 лет и предусматривает максимальное наказание в виде ограничения или лишения свободы сроком до трех лет. И родители граффитистов должны знать, что яркими картинками на вагонах электропоездов и других объектах магистрали их дети могут испортить себе будущее.

И в заключение предлагаю посмотреть видеоролик, который еще раз напомнит, что железная дорога – это зона повышенной опасности.
(видеоролик)