Конспект урока по математике для 1 класса «Число 9, цифра 9»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Алексеевская начальная школа – детский сад №4»
Авторский
конспект урока по математике в 1 классе
Число 9, цифра 9.
Шайхутдинова Фирая ГалимзяновнаУчитель начальных классов
высшей квалификационной категории.
2013
Тема урока: «Число 9, цифра 9».
Цели урока: учить детей упражняться в решении примеров и логических задач, развивать внимание ,мышление ,умственные способности , творчество, побуждать детей к созданию игровых образов, воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Оборудование урока: учебник «Математика» 1 класс М.И.Морокомпьютер,
мультимедийный проектор,
индивидуальные карточки.
План урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
3. Выявление причины затруднения.
4.Проектирование нового знания.
5.Реализация построенного проекта.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цели:
- организация актуализации требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
- организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»);
- создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Перечень УУД, формируемых у учащихсяСамоопределение, смыслообразование, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. - Начинаем урок математики.

- Прочитайте девиз урока.
- Как вы его понимаете? (Ответы детей).
Дорогие друзья! Чтобы настроиться на урок, нам надо разгадать кроссворд.
1. Страна, в которой мы живем.
2. Столица России.
3.Слово из песни « Мой …, моя Земля, мое Отечество». Сл. В. Дергунова, муз. Н. Таривердиева.
4. Главный город любой страны.
5. Республика, в которой мы живем.
6. Столица Татарстана.
ро с с и я
м о с к в а д о м с т о л и ц а т а т а рс т а н к а з а н ь Назовите ключевое слово. ( Родина)
- А можете объяснить, как вы, понимаете это слово? ( Страна, в которой человек родился и гражданином которой является; Отечество)
Об этом хорошо сказано в стихотворении
М.ЛисянскогоВеликую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Наша Родина действительно великая. Но, у каждого человека есть своя маленькая Родина.
- Как называется ваша маленькая Родина? (пгт Алексеевское).
- Вы уже много знаете. Хотите узнать еще больше?
- А путешествовать вы любите вы любите? (Да.)
- Тогда мы совершим математическое путешествие, а стихотворения вам подскажет, куда мы совершим путешествие.
Дружок, нас с тобой путешествие ждет
В поселок, где румяное солнце встает.
Увидим, на улице, а не в кино
Людей, что спешат по делам уж давно.
Традиции древние нас поразят
И то, как их бережно все здесь хранят.
Белая береза и стройная сосна
В поселке этом чтятся во все времена.
И праздник великий недавно у нас был,
Открытие школы он нам подарил.
- Как вы думаете, о каком поселке говорится в этом стихотворении? (Алексеевское)
- А какой праздник великий недавно у нас был?
(300 лет поселку Алексеевское).

-О какой школе говорится в стихотворении?
(Муниципальное образовательное учреждение «Алексеевская начальная школа-детсад №4»).
- И так, ребята, вы догадались, куда мы совершим путешествие? (пгт Алексеевское)
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цели:
-актуализации
изученных способов действий, достаточных для построения нового знания;
- фиксирован ие актуализированных способов действий в речи;
- обобщение актуализированных способов действий;
- актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания;
мотивирование к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»);
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация,
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– подведение под понятие;
– выполнение пробного учебного действия;
– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
– выражение своих мыслей;
– учет разных мнений,
– использование критериев для обоснования своего суждения .- А на чем мы совершим путешествие, вы узнаете, если выполните задание, расположив, ответы в порядке возрастания.
1 + 1 В 1 + 5 У
1 + 3 О 1 + 6 С
1 + 0 А 1 + 4 Б
1 +2 Т- Да ребята, мы с вами отправимся в путешествие на автобусе. А путешествие – математическое, с открытием новых знаний.

4. Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – в машину тихо сесть.
- Смотрите, мы едим по нашему поселку Алексеевское.

- И направляемся в Открытое акционерное общество «Алексеевская керамика». Продукция завода пользуется спросом и в других регионах Российской Федерации

- Здесь для нас приготовили задание.
Сосчитайте до 10 и обратно;
- сосчитайте от 9 до 6;
- от 1 до 8;
- назовите последующее (за) число 8, 5; (9, 6).
- назовите предыдущее (перед) число 10 ,7; (9, 6)

Выявление причины затруднения
Цели:
восстановление выполненных операций;
- фиксация места, где возникло затруднение;
- фиксация во внешней речи причины затруднения.
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. –анализ, синтез, сравнение,
– подведение под понятие;
– постановка и формулирование
проблемы;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
- Ребята наше путешествие продолжается, и мы приехали на фабрику художественного ткачества.

И здесь нам предлагают работу с числовым рядом:
- какое число стоит между 8 и 10, 6 и 8? (9, 7).
- какое число стоит слева от 10, справа от8? (9, 9)
- назовите соседей числа 8. (7, 9).
- Ребята, а какое сейчас время года? (Весна)
- Весной мы встречаем птиц - наших пернатых друзей, которые возвращаются из тёплых стран на Родину
Проектирование нового знания.
Цели:
- постановка учащимися цели проекта;
- уточнение и согласование темы урока;
- определение средства (алгоритм);
формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских
методов. самоопределение;
смыслообразование;
–анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– поиск и выделение необходимой информации;
– выбор наиболее эффективных способов решения задач;
прогнозирование;
структурирование знаний;
–осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
–волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
– учет разных мнений;
– использование критериев для обоснования своего суждения.
- Путешествие продолжается. Мы проезжаем мимо новых домов нашего поселка по улице Ленина.
-А сколько птичек вы видите над домом? (8 птичек).
- Ребята, посмотрите на эти две картины и скажите, чем они отличаются? (Над вторым домом есть еще серая птичка).


- Сколько птичек над первым домом? (8).
- Посчитайте, пожалуйста, сколько птичек над вторым домом? (9).
- Как вы это узнали, что это число 9? Докажите. (За числом 8 при счете идет следующее число 9)
- А что значит назвать следующее число? (Прибавить к числу 1 – значит назвать следующее за ним при счете число).
-Ребята, кто готов назвать тему урока?
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Число 9 и цифра 9)
А какие цели мы поставим перед собой? (Ответы детей)
1) Познакомиться с новым числом 9;
2) Узнать его место в числовом ряду.
3) Знать, что значит назвать следующее число.
4) Уметь заменять числовые выражения суммой нескольких слагаемых.
Вернемся к птичкам над вторым домом.
- Сколько белых птичек вы видите над вторым домом? (8).
- А сколько серых птичек? (1)
- Сколько всего птиц вы видите над домом? (9).
- Давайте найдем место для 9 в числовом ряду.
– Какое выражение составим? (8 + 1 = 9)- Значит, чтобы найти место числу 9 в числовом ряду, надо к 8 прибавить 1- Как можно получить число 9? (8 + 1 = 9)-Следовательно, за числом 8 идет число 9.определили его место в числовом ряду.

- Видите, ребята, мы провели с вами исследовательскую деятельность.
- Мы исследовали число 9 и определили его место в числовом ряду.
- Ребята, а кто знает, как пишется цифра 9?
-Кто из вас раньше видел цифру 9? Где? ( номер дома, монета, страница учебника, на линейке.
- На что похожа цифра 9? (На перевернутую 6).
Реализация построенного проекта.
Цели:
- реализация построенного проекта в соответствии с планом;
- фиксация нового способа действия в речи;
- фиксация нового способа действия в знаках (с помощью эталона);
-фиксация преодоления затруднения;
-уточнение общего характера нового знания.
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.
Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждается и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. Смыслообразование;
– анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия, классификация;
– волевая саморегуляция;
–познавательная инициатива;
– выдвижение гипотез и их обоснование;
– поиск необходимой информации;
– моделирование и преобразование
моделей разных типов (предметы,схемы);
– установление причинно-следственных связей;
самостоятельное создание спосо-
бов решения проблем творческого и
поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– построение логической цепи рассуждений, доказательство;
– нравственно-этическое оценивание
усваиваемого содержания;
– осознание ответственности за общее дело;
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
– адекватное использование речевыхсредств для решения коммуникацион-
ных задач;
формулирование и аргументация
своего мнения и позиции коммуникации;
– учет разных мнений, координирова-
ние разных позиций;
– использование критериев для обоснования своего суждения.
– достижение договоренностей и согласование общего решения.
- Ребята, посмотрите и послушайте, как правильно надо писать цифру 9, обозначающую число девять.
Цифра 9 состоит двух элементов: небольшого овала и большого правого полуовала. Начинаем писать овал немного ниже правого верхнего угла клетки. Закругляем, ведём вниз до середины клетки. Опять закругляем и ведём вверх, касаясь верхней стороны клетки. Закругляем, ведём к началу овал и затем ведём вниз; закругляем на середине нижней клетки; закругляем влево чуть выше нижней стороны клетки.
- Ребята, а хотите попробовать на доске мелом написать число 9. (2-3 ученика пишут на доске)
–Вы можете в воздухе обвести несколько раз цифру 9.
- Наше путешествие продолжается, мы проезжаем по мосту и видим рыбака.

Вот рыбак поймал рыбу.

- Сколько рыб поймал рыбак? (9).
- Написание цифры 9 в печатной тетради.
- Ребята, давайте найдем место числа 9 в числовом ряду.
Работа с числовым отрезком (учебник, стр. 53 №3):
- Какое число пропущено?
- За каким числом следует при счёте число 9? (8)
-Как получить из 8 число 9? (8+1)
-На сколько, 9 больше 8? (1)
-На сколько, 8 меньше 9? (1)
- Дидактическая игра «Засели домик» Задания 4-6 . стр.53 учебника. (Работа в парах)
Самостоятельная работа.
-Какие задания, с числом 9, вы хотели бы выполнить самостоятельно? (предлагается для самостоятельной работы, задания по выбору, в печатной тетради).
- Как можно получить 9 при помощи сложения двух чисел? (7 + 2; 6 + 3, 5 + 4)
(Ответы детей).

- Как числовое выражение 7+2=9 можно заменить суммой трех слагаемых? Докажите. (7+1+1=9. Так как к 7 прибавить 1 –значит назвать следующее за ним число. А это число 8. К 8 прибавить 1 – значит назвать следующее за ним число. А это число 9, следовательно, 7+1+1=9)
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Цели:
самостоятельное выполнение задания на новый способ действия;
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:
учащиеся самостоятельно выполняют
задания нового типа, осуществляют их
взаимопроверку, сравнивая с эталоном, выявляют
возможные ошибки. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации
построенного проекта учебных действий.
–анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия, классификация;
– подведение под понятие;
– выполнение действий по алгоритму;
доказательство;
– контроль;
– коррекция;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
– использование критериев для обоснования своего суждения. - А сейчас выполните самостоятельную работу аналогично предыдущему заданию на индивидуальных карточках, которые лежат у вас на партах.

- Теперь обменяйтесь с другом по парте карточками и сделайте взаимопроверку. Оцените работу друга: если все верно выполнено, то на карточке нарисуйте звездочку, если есть одна ошибка – нарисуйте квадратик, если две ошибки – треугольник.
Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
- повторение учебного содержания, необходимого для содержательной непрерывности.
Организуя этот этап, учитель подбирает
задания, в которых тренируется использование изученного материала,
имеющего методическую ценность для
введения в последующихновых спосо-
бов действий.
Таким образом, происходит
автоматизация умственныхдействий по изученным нормам, ведется
подготовка к введению в будущем новых норм.
– нравственно-этическое оценивание
усваиваемого содержания;
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,
самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
– выполнение действий по алгоритму;
– построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
формулирование и аргументация
своего мнения в коммуникации;
– использование критериев для обоснования своего суждения.
– адекватное использование речевых средств для решения коммуникацион-
ных задач;
- Теперь сможем не только считать до 9, но записывать числа до 9.
- Выполнив следующее задание, вы убедитесь, как при помощи чисел можно сделать много открытий.
- Какую закономерность вы увидели?
9 99 999 …. (Сначала одна цифра 9,потом две, три, писать будем четыре цифры 9 и пять 9999 99999)
98 97 …
- А во второй строчке, какая закономерность? (Первая цифра не меняется, а вторая уменьшается на один. Писать дальше будем 96 95 94 93…)- Ребята, я приготовила модель цветика “девятицветика”, для лучшего запоминания состава девяти.
ученик отрывает по одному лепестку
– Если убрать 1 лепесток, будет 9 без одного, а значит 8;
9 без двух, а значит 7
– Продолжите сами по очереди, начиная с 1 ученика.
9 без трёх равно 6
9 без четырёх – 5
9 без пяти – 4
9 без шести – 3
9 без семи – 2
9 без восьми - 1
9 без девяти - 0
Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
-фиксация нового содержания, изученного на уроке;
- оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
В завершении, соотносятся цель учебнойдеятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. -оценка процесса и
результатов деятельности;
– самооценка на основе критерия
успешности;
– адекватное понимание причин
успеха / неуспеха в учебной деятельности;
формулирование и аргументация
своего мнения, учет разных мнений;
– использование критериев для обоснования своего суждения;
– планирование учебного сотрудничества;
– следование в поведении моральнымнормам и этическим требованиям. - Понравилось путешествие? Что нового вы узнали? (Ответы детей).
- Оцените собственную деятельность на уроке, подчеркнув соответствующее вам предложение.
- Я узнал много нового, но у меня остались вопросы, например …
- Я узнал много нового и могу рассказать о числе 9 и цифре 9.
- Мне очень понравилась работа по путешествию…
- Мне нравится, как мы на уроке сами исследуем, открываем что – то новое.
- Как думаете, достигли, поставленные цели урока?
- Каких результатов вы добились? (Ответы детей).
- А на следующем уроке мы будим решать задачки и примеры для закрепления сегодняшней темы.
Всем спасибо за активное участие и приятное путешествие.
- Путешествие закончено.