Урок по литературному чтению Е.Чарушин Страшный рассказ.


Учитель начальных классов МБОУ СОШ №12 г. Ельца
Иванцова Ирина Анатольевна
Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ».
Предмет: литературное чтение.
Класс: 2
Тип урока: изучение нового материала.
Дата проведения: __________________________
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ»
Задачи:
•Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
•Формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям произведения. Развивать умение аргументировать свою точку зрения;
•Учить самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
•Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
•Развивать умение самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в дальнейшем его изучении.
•Воспитывать гуманное отношения к животным, к родной природе.
Планируемые результаты: Обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план.
Необходимое оборудование и материалы: учебник «Литературное чтение» 2 класс 1 часть, презентация, мультимедийный проектор, конверты с планом, синквейнами.
Ход урока.
Организационный момент. Сл. №1.
Ребята, как встречают гостей дома? (С улыбкой). Подарите нашим гостям улыбку и начнём наш урок.
Зарядка для глаз.
Речевая разминка. Сл. №2.
- Что ты, ёж, такой колючий?
- Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Б.Заходер-Прочитайте стихотворение медленно.
-Прочитайте с сердитой интонацией ( ещё весело, с удивлением, сожалением).
3. Проверка домашнего задания.
- С каким автором мы познакомились на прошлом уроке? (М.М.Пришвин).
-Какой рассказ вы пересказывали дома? («Ребята и утята»).
-Почему он так назван?
- О ком и о чём писал М.М.Пришвин? ( О природе и о животных).
4. Мотивация учащихся:
- Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по литературным произведениям нашего учебника.
- На уроке мы будем учиться думать и предполагать, размышлять и рассуждать, понимать смысл прочитанного и услышанного, а также делать для себя какие-то выводы. И, возможно, в конце урока вы поверите в то, во что раньше не верили.
Сл. №3.
- Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека? - Кто он может быть по профессии? (Писатель).
Это портрет Евгения Ивановича Чарушина, детского писателя.
Какой раздел мы изучаем? (О братьях наших меньших). Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они? (О животных) – В этот раздел включено и произведение Е. Чарушина. Как вы думаете, почему? О ком он писал? (О животных)
Знакомство с творчеством Е.И.ЧарушинаРассказ ребёнка о Е. Чарушине:
Е.И. Чарушин родился 29 октября 1901 года в г. Вятке (сейчас это город Киров). Мать с детства прививала маленькому Жене любовь к животным. Он вместе с мамой, живя в деревне, выкармливал уток, цыплят, индюшат, ухаживал за ними, лечил птицу с перебитым крылом. Так проходило его детство.
Отец Жени Чарушина был архитектором – художником. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. « Я рос с карандашом в руках» - так говорил. Е. Чарушин, вспоминая своё детство.
Рассказ учителя. Когда Женя вырос и стал Евгением Чарушиным, он иллюстрировал книги о животных. В своих рисунках Е. Чарушин точно изображает животных в движении, действии. А также он сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцах, а также про зверей, живущих в лесу. Он ещё занимался скульптурой.
Художник, который рисует животных, называется анималист.
Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. - Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (Наблюдательным).
Сл. №5, сл.№6, сл.№7. Чарушин - автор, , художник-иллюстратор, художник –анималист, скульптор.
Е. Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного».
Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Чарушина. Узнав автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (Сказка, рассказ?) Записываю на доске предположения
- О ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (О животном). Записываю предположения на доске.
5. Работа с текстом.
I этап: Работа с текстом до чтения (антиципация):
- Давайте прочитаем, как Е.Чарушин назвал свой рассказ. Сл. №8.
- Предположите, о чём будет это произведение. Высказывания детей записываются на доске. (О чём-то очень страшном).
Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что на ней изображено? Можете предположить о каком животном пойдёт речь? (О еже)
Высказывания детей записываются на доске.
«Стратегия ключевых слов» фразы на слайде № 9.
•Шура и Петя остались одни;
•у самого леса;
•ни папы, ни мамы;
•темно;
•не страшно, не боялся;
•кто-то топает;
•закрылись с головой;
•прижались друг к другу;
•пришли (родители);
•зажгли;
•ёжик
- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк? (Страх, тревога.)
- Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события? (Дети, ёж).
Постановка задачи: А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором.
Первичное восприятие текста. Чтение учителем.
- Так это рассказ или сказка? Докажите (Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, характером). А какой это рассказ? (познавательный, интересный, шуточный).
6. Физкультминутка. Сл.№10.
Весёлая зарядка.
II этап: Работа с текстом во время чтения:
Сл.№11.
Стадия осмысления. Работа над техникой чтения :ма-лень-кий
стем-не-лопо-стель-килю-до-е-довкро-ко-ди-лов
бро-сит-сяза-кры-лисьпри-жа-лисьрас-ска-за-ли
свер-нул-сядёр-га-ет-ся(Читаем хором, по одному).
Начинаю читать текст сама, далее 2-3 хорошо читающих ученика и самостоятельное чтение детьми про себя. Выясняем, какое из предположений подтвердилось.
«Чтение вслух с остановками».
После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.
1 обз.
- Почему мальчики остались одни?
- Для чего автор описывает место, где происходило событие? (Чтобы мы лучше могли представить состояние мальчиков)
2 обз.
- Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки)
3 обз. и диалог.
-Кто по стене может ползать?
- Как вы думаете, дети сразу уснули?
- Представьте, что ваши родители ушли и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать)
Прочитайте разговор мальчиков.
- О чём говорили дети?
- На самом деле им было страшно?
- Какой вопрос хочется задать автору? (Что случилось вдруг?)
Словарная работа (по ходу чтения):
- Что такое сени? Сл. №12. (Показываю изображение сеней. СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.)- Как повели себя мальчики? Прочитайте.
- Почему мальчики спрятались?
-Почему же детям было страшно? (Они не знали, кто топает)
- И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное. Какой вопрос хочется задать автору? ( Кто напугал мальчиков?)
Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос.
- Кто испугал ребят? (Ёжик)
- Кто из вас видел ежа? (Показываю изображение ежа) Сл. № 13.
- Что вы знаете о ежах? Чем полезны ежи?
Прочитаем вслух цепочкой. Чтение двух абзацев цепочкой с остановками.
- Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?
(Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)- Почему ёж навестил ребят ночью? (Ночной житель)
- Кто из вас видел ежа?
- Что вы знаете о ежах? Чем полезны ежи?
- Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему?
- Как бы вы поступили с ежом?
Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики.
- Какие непонятные слова встретились?
Сл. № 14.
Словарная работа ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой. Показываю картинку чулана
Чтение теста вслух с остановками до конца
…, прочитай текст до конца.
- Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему?
Почему ёж свернулся шариком? Замените выражение «свернулся в углу шариком» близким по значению. (Свернулся клубком)
- Как поступили с ежом мальчики?
- Почему его уже потом никто не боялся?
- Почему ёж остался жить с ребятами на даче?
- Что подтвердилось из наших предположений? В чём мы не правы?
III Работа с текстом после прочтения:
Проблемный вопрос: - Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).
- Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? - Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим: Сл.№ 15.
ТОН – спокойный или взволнованный
ТЕМП – быстро, медленно или не спеша
ГРОМКОСТЬ – тихо или громко
Чтение диалога по ролям.
- Как же автор относится к своим героям?
(Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.) Что такое смелость?
Смелость – это способность перебороть страх.
- Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль?
- Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ?
- Е. Чарушин тоже был когда-то маленьким мальчиком, тоже чего-то боялся.
- Соответствует ли название рассказа его содержанию? (Не соответствует).
Соответствует иллюстрация прочитанному тексту? Какой момент изображён? Подберите и зачитайте строки к иллюстрации на с.137
- Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так? (Мальчики очень испугались)
- Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались?
7. Проверка и оценивание ЗУН:
Работа в парах. Каждая пара получает конверт с названиями частей текста. Составьте план, опираясь на текст рассказа.
Индивидуальные задания. Составить синквейны на темы: ёж, мальчики.
Проверка выполнения заданий. План – Сл. № 16, синквейн - №17.
Наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что никого из вас он не оставил равнодушным.
7. Рефлексия деятельности на уроке. Сл.№18.
Выберите и продолжите любое предложение.
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за …
- После урока мне захотелось …
- Сегодня я сумел…
8. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы читали рассказ: …
Будущий писатель Женя Чарушин полюбил природу, потому что …
Е. Чарушин правдиво изображал животных, потому что...
Из его книг можно узнать о …
Художник, который рисует животных, называется…
Е. Чарушин назвал рассказ именно так потому, что…
Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались?
Где бы вы могли найти и прочитать другие произведения Е. И. Чарушина?
Сл.№ 19.
Сл. № 20.
Домашнее задание:
Обязательное домашнее задание и задание по желанию.
1. Выразительно читать текст - Учебник с 136-138.
2. По желанию:
– Подготовить краткий пересказ.
– Подобрать к прочитанному тексту пословицы,
загадки.
– Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.
Список литературы:
1. Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010
2. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010
3. С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995
4. С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя», 2002, №8.
МБОУ СОШ № 12 г. Ельца
Урок литературного чтения во 2 классе
( УМК «Школа России»)
Е.Чарушин «Страшный рассказ».

Разработала и провела
учитель начальных классов
Иванцова И.А.
2015 уч.г.