Литературный час «Художник веселый и добрый» с проведением мастер-класса «Метод рисования Евгения Чарушина»

Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения
«Областной социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних»
Литературный час
«Художник веселый и добрый»
с проведением мастер-класса
«Метод рисования Евгения Чарушина»
Подготовила и провела:
социальный педагог
отделения социальной реабилитации
Златова Валентина Евгеньевна
Белгород, 2016 г.
Цель: воспитание духовной культуры читателя.
Задачи:
- расширить литературный кругозор детей, пробудить интерес к личности и творчеству Е.И. Чарушина, познакомить детей с особым способом изображения животных в нетрадиционной графической технике – методом рисования Е. Чарушина;
- воспитывать интерес к чтению, любовь и бережное отношение к живой природе, наблюдательность, ответственность;
- развивать самостоятельную читательскую активность, познавательный интерес, творческие способности.
Оборудование: выставка книг с произведениями Е.И.Чарушина, портрет Е.И.Чарушина, презентация «О творчестве Е.Чарушина», шаблоны, коричневая и черная гуашь, жесткие кисточки по количеству детей.
Предварительная работа: знакомство с произведениями и иллюстрациями Е.Чарушина.
Ход занятия:
Звучит музыка леса, звуки природы.
1 ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приглашаем вас на необычное занятие, посвященное 115-летию со Дня рождения замечательного, известного во многих странах мира, писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина, которое называется «Художник веселый и добрый». Сегодня мы вспомним удивительные произведения Чарушина-писателя и научимся рисовать животных в нетрадиционной графической технике, придуманной Чарушиным-художником. (Слайд 1.)
2 ведущий: Давайте вспомним, о ком в своих рассказах писал Е.Чарушин? (о животных, их жизни и повадках) Верно, искусство Чарушина посвящено миру животных. Евгений Иванович Чарушин – писатель-натуралист. Натуралист – человек, который занимается изучением природы, а писатель-натуралист – это писатель, который в своих произведениях точно изображает мир природы. Герои произведений Чарушина – птицы, зверята – весело, интересно, разнообразно живут на страницах книг. Они всегда в движении – бегают, прячутся, охотятся, путешествуют, обучаются лесным делам. «Когда я смотрю на животное, то меня, поражает, что это существо живое, как человек, но живёт по-особому, и смотрит по-особому, и что-то думает»,— писал Евгений Чарушин. Произведения Чарушина учат своих читателей любить волшебный мир зверей и птиц.
1 ведущий: Рассмотрим с вами книги с произведениями Е.Чарушина. Чем же замечательны его маленькие рассказы, эти простые, незамысловатые рассказы, которые иной раз даже пересказать трудно? Развернем наудачу одну из книжек Чарушина. (Слайды 2-5.)
Чтение рассказа «Томка».
2 ведущий: А теперь обратите внимание на рисунки в книгах. (Рассматривание иллюстраций. Слайды 6-8.) Эти иллюстрации делал сам автор. Сначала напишет  рассказ, а потом  обязательно нарисует картинки к нему. Художников, которые рисуют только животных, называют «анималистами», от английского слова «энимал» - животное. Чтобы правдиво изобразить животных, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Евгений Чарушин был прекрасным художником-анималистом.
1 ведущий: Давайте с вами выясним, почему же  писатель так любил животных?
Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901г в городе Вятке, ныне это город Киров. Замечательные там места, необыкновенно красивая природа. Отец Чарушина был архитектором – художником. Он любил своё дело, сумел заинтересовать им маленького сына и научил его рисовать. Мальчик наблюдал, как отец раскрашивает акварельными красками чертежи будущих домов, и сам с увлечением рисовал что–нибудь для себя или для приятелей. «Я вырос с карандашом и кистью в руках», - вспоминает о своём детстве Чарушин.
2 ведущий: Отец часто уезжал из дома по своим делам. И сына брал всегда с собой. Мальчик любил дальние поездки по лесным дорогам Вятского края. «Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю погоду, - вспоминает писатель – И волки за нами гнались, и выезжали мы на токовище, и глухарей вспугивали с вершин сосен. Случалось, что и в болоте тонули. И восходы солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе, - всё это я с детства полюбил и пережил».
1 ведущий: Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Мальчик принимал участие во всех её работах. Помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. Вместе с матерью мальчик выкармливал уток, разводил в загородке кроликов. Случалось иногда, что из поездок по губернии отец привозил зайчат, пойманных во время сенокоса. Мальчик подкладывал их к крольчихам и наблюдал, как растут и развиваются его пугливые питомцы. Самые яркие воспоминания о детстве связаны у писателя с животными, которых он «сам ловил, воспитывал, наблюдал или просто читал о них». Мать учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…»
2 ведущий: Звери и птицы были лучшими друзьями Жени Чарушина. Звук «р» научился мальчик выговаривать, подражая крику вороны, а плавать в 11 лет — перебравшись через реку вместе со стадом коров и держась за хвост одной из них. «Я приучился с детства, - пишет Чарушин, - понимать животное – понимать его движения и мимику. Мне и сейчас даже как–то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное».
1 ведущий: Дом Чарушиных с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили… «Были у нас кошки, банки с рыбками, птицы в клетках. На окнах заросли цветов — любимое дело матери». А ещё в доме жил Бобка — трёхногий калека-пёс, который был закадычным другом Чарушина. «Он лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал  о своих детских огорчениях».
2 ведущий: Рисовать Чарушин начал рано.  На его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи, и прочие замечательные звери. «Это было просто, по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки. Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа….Художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже», - говорил о себе Е.И. Чарушин. Первые его книжки - это книжки-картинки без текста.
«Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актёром, вечно что-то изобретал (мы его так и прозвали «Евгеша-изобретатель»), — вспоминал товарищ.  Мало кто знает, что у художника Чарушина было несколько патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках.
1 ведущий: Женя рос озорной, но неизбалованный и некапризный. Например: за очередной проступок мать ставит его в угол, за ширму. Время для всех длится долго. Бабушка и отец беспокоятся, просят маму простить и отпустить Женю. А он все еще стоит за ширмой – ботинки его видны из-за ширмы. Ширму открывают – ботинки на месте, а Жени нет!
Вырос мальчик, закончил Академию художеств в городе Петербурге. Но рисовать ему хотелось только птиц и зверей. Вот и обратился Евгений Чарушин в редакцию петербургского издательства, печатавшего книги для детей. Одна за другой стали выходить детские книги с рисунками художника. Он  иллюстрировал  книги В.Бианки, М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других  писателей. В 1930-е годы  стал  одним  из  лучших  художников  детской  книги.
2 ведущий: Но он и сам был полон увлекательными наблюдениями над жизнью животных и охотничьими впечатлениями. Ему хотелось поделиться своими знаниями с маленькими читателями. Евгений Чарушин стал писать рассказы. Он создал несколько десятков книг для детей. Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров...
1 ведущий: Труд талантливого художника и писателя высоко оценён, - в 1945 году Евгению Ивановичу Чарушину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге. Евгений Иванович Чарушин умер в 1965 году.
2 ведущий: Прожил Е.Чарушин 64 года. Где бы он ни был, о чём бы ни писал, он всегда обращается к своему юному читателю с таким призывом: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты – человек- хозяин всей природы, тебе всё нужно знать. Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнай, больше умей. Для этого мы и существуем, что бы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».
1 ведущий: А теперь мы немного поиграем и вспомним произведения Е.И.Чарушина. Как  интересно  наблюдать  за  животными, такими непосредственными и  любопытными, особенно  если это  малыши. Давайте  вспомним, как  зовут  звериных  детёнышей. Я  буду  называть  маму  или  папу, а  вы  детёныша.
                                   Игра.
Кот – котёнок.
Лис – лисёнок.
Корова – телёнок.
Медведь – медвежонок.
Кабан – поросёнок.
Олень – оленёнок.
Белка – бельчонок.
Лошадь – жеребёнок.
Собака – щенок.
Тигр – тигрёнок.
2 ведущий: О  природе  нужно  всё  знать, кто как  живёт, у  кого  какой  дом. Я буду называть животное, а вы должны вспомнить, как называется его домик.
Лиса-нора.
Медведь-берлога.
Сорока-гнездо.
Дятел-дупло.
Бобр-хатка.
Волк-логово.
1 ведущий: Молодцы! Следующее  задание - внимательно послушайте описания животных из книги Чарушина Е.И. «Моя первая зоология» и  назовите  их.
1. « Пришла  весна, стаял  снег. Из  своей   сухой  норы  вылез (…). Сонный ещё. Сопатый, мохнатый, подслеповатый. Он всю  зиму  спал, как  медведь. Шерсть  у  него  на  боках  свалялась. Поест, попьёт, почавкает - да  и тем  же  ходом  обратно  к  себе  на  квартиру,  в  сухую  свою  нору». (Барсук)
2. «У (…) перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят; когти (…)  кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется -  ни мышь, ни белка, ни сонная птица. По ночам (…)  охотится, а днём спит». (Сова)
3. « …Он  бродит  по  лесам,  похрюкивает.  Дубовые жёлуди  подбирает.  Своим длинным рылом в земле   роется. Своими  кривыми  клыками  корни  рвёт, наверх  выворачивает - ищет, чего  бы  съесть». (Кабан)
4. "Проснулся (…) на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы! Полетел на горох – горошку поклевать. Поел, на речку слетал, в чистую воду посмотрелся – до чего хорош! Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил (…) крылья и ногами стал притопывать, подплясывать, приседать, вертеться, в воду глядется". (Журавль.) 
5 " (…) мышкует – мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит, где под снегом мышь пискнет, где чуть-чуть снег шевельнется. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!" (Лиса). 
2 ведущий: Молодцы, ребята, я  вижу,  вы  хорошо  знаете  рассказы  Чарушина! А  теперь  немного  отдохнём  и  похлопаем  в  ладоши. Игра  так  и  называется  «Ладошки», услышите  правильный  ответ, хлопайте  в  ладоши:
1. У  этих  животных  есть  рога:
Корова, бык, козёл, кошка, жираф, носорог, бегемот, баран, заяц, олень, лось, белка.
2.Эти  птицы  умеют  плавать:
Утка, лебедь, пингвин,  воробей, пеликан,  гусь,  дятел,  аист.  
1 ведущий: Молодцы, вы  очень  внимательны! А сейчас предлагаю вам ответить на вопросы викторины.
Слайд 9. Викторина «Ребятам о зверятах».
Слайд 10. Какой зверь свалился на голову охотника?
Слайд 11. Ответ.
Слайд 12. Как зовут кошку, которая ловила рыбу в реке?
Слайд 13. Ответ.
Слайд 14. Как- то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Где он нашёл лисят?
Слайд 15. Ответ.
Слайд 16. Куда отвели медвежат, которые разобрали трубы у трёх домов по кирпичику и слушали их шуршание.
Слайд 17. Ответ.
Слайд 18. Как называется книга Е.Чарушина «Тюпа, Томка и….
Слайд 19. Ответ.
Слайд 20. Женя говорил так: «Палоход. Талакан. Лыба.» Кто научил его выговаривать букву «Р»?
Слайд 21. Ответ.
Слайд 22. Кто знал только два слова «злодей» и «кушать»?
Слайд 23. Ответ.
Слайд 24. Долго выбирал себе Е.Чарушин помощника на охоте. Кого он выбрал?
Слайд 25. Ответ.
Слайд 26. Какой лесной зверек подружился со щенком Огарком?
Слайд 27. Ответ.
1 ведущий: Молодцы! А сейчас мы с вами проведем мастер-класс, на котором освоим метод рисования Евгения Чарушина. Он называется «метод тычка жесткой полусухой кистью». Такой метод позволяет художнику изобразить животных, очень похожих на живых. Давайте познакомимся с правилами рисования «тычком жесткой полусухой кистью». Во-первых, кисть надо держать вертикально. Во-вторых, при работе тычком, кисть в воду опускать нельзя.
2 ведущий: Сначала рассмотрим с вами иллюстрацию Е.И. Чарушина «Медвежата».
- Что вы можете о них сказать? (Они маленькие, пушистые, глазки как бусинки, забавные и беззащитные, они выглядят как живые.)
- Вот какими их нарисовал художник. Ребята, а вы хотите стать художниками? (ответы детей)
- Давайте представим, что мы художники, мы пришли в лес и увидели медвежат, и нам захотелось их нарисовать. Приступаем к рисованию, мысленно представим наши действия:
1. На листе бумаги простым карандашом рисуем контуры предметов, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях.
2. Начав рисовать, сначала делаем тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками. Затем произвольными тычками закрашиваем поверхность внутри контура.
3. Остальные необходимые детали (нос, глаза, усы, лапы и т. д) дети рисуют концом тонкой кисти.
2 ведущий: Начнем наш мастер-класс с упражнения-разминки с кисточкой (без краски, проговаривая вместе с детьми следующие слова):
Кисточку возьмём вот так:
Это трудно? Нет, пустяк! (Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части)
Вверх-вниз, вправо-влево (Выполнять движения кистью руки по тексту)
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнём
И опять стучать начнём.
Мы рисуем: раз, два….
(Во время работы звучит тихая музыка. Необходимо подойти к каждому ребенку, проследить за правильностью его действий.)
Рефлексия. Демонстрация детских работ. Попарно приглашать детей для показа своих рисунков и размещения их на стенде.
- Ребята, какие вы все молодцы! Вы настоящие художники!
(Отметить старание каждого ребенка, похвалить за работу)
1 ведущий: Вот  и  подошло  к  концу  наше  интересное  занятие! Доброе искусство  Е.И. Чарушина  учит  своих читателей  любить волшебный  мир  зверей  и  птиц,  вглядываться  в  природу,  прислушиваться  к  шуму  леса  и  щебету  птиц,  ощущать  яркость  её  красок. Будьте внимательны и добры к миру природы! Всем спасибо за внимание и до новых встреч!
Вручение памятных призов за активное участие.