Выступление на педагогическом совете , методическом объединении, конференции на тему Традиционное обучение и системно-деятельностный подход (сравнительная характеристика)


Традиционное обучение и системно-деятельностный подход (сравнительная характеристика)
Выступление на педагогическом совете
Спорышева К.Г., учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей № 38» г. Нижний Новгород
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость
До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно.
Уильям А. Уорд
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании это ускорение темпов развития.
Одной из проблем российского образования уже несколько лет называют низкий уровень функциональной грамотности учащихся, то есть недостаточность развития умений использовать знания для успешного решения жизненных проблем.
Поэтому приоритет в целях образования, сформулированных в ФГОС, сместился в сторону формирования деятельностных способностей.
Системно-деятельностный подход, сформулированный в конце 80-х годов 20 века, нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Учитель не транслирует готовые знания, а руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Среди всех деятельностных теорий сегодня наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.
Принципиальным его отличием от традиционного обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
В практике преподавания реализация системно-деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1)Принцип деятельности заключается в том, получая знания не в готовом виде, а добывая их самостоятельно, ученик осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2)Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных особенностей детей.
3)Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4)Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5)Принцип психологической комфортности – предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6)Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому выбору вариантов деятельности и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7)Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки рефлексии;
3. уроки общеметодологической направленности;
4. уроки развивающего контроля.
Разбивка учебного процесса на уроки разных типов не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения.
Сегодня я хочу более подробно остановиться на общем сопоставлении традиционного обучения и системно-деятельностного подхода.
Концепция СДП позволяет сформулировать краткое определение обучения: обучение – процесс, в котором у учащегося – субъекта учебной деятельности в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.
Один из вариантов сравнения двух систем – традиционного обучения и системно-деятельностного подхода
Традиционное обучение Системно-деятельностный подход
1) базируется на принципе доступности 1) опирается на зону ближайшего развития
2) учащийся выступает в роли объекта педагогической деятельности 2) учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности
3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения
4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания
5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы 5) на первый план выступают учебные задачи, решая которые учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности
6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности 6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности
Основные этапы планирования урока
Тема урока, подбор материала Определение УУД, формируемого на данном уроке
Определение методов обучения Выбор учебного
Подбор видов и форм учебной деятельности Формулировка учебных задач (соединение учебных действий с учебным материалом)
Планирование опроса учащихся Выбор оптимальных методов и форм учебной деятельности
Формулировка цели урока Планирование образовательного продукта урока
Они различаются по содержанию, методам и средствам обучения; по характеру процесса управления обучением; по характеру подготовки учителя к проведению учебного процесса; по количеству часов, отводимому на решение образовательных задач; по результатам обучения.
При системно-деятельностном подходе системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика.
При традиционном подходе, который реализовывал предметно-знаниевую парадигму образования, целью являлось вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками; способы общения сводились к наставлению, разъяснению, запрету, угрозам, наказаниям и т.д.; тактика строилась на диктате и опеке; позиция учителя сводилась к реализации учебной программы, удовлетворению требований руководства и контролирующих инстанций; основным принципом деятельности был лозунг: «Делай, как я!».
При системно-деятельностном подходе, который реализует компетентностную парадигму образования, целью является формирование личности, развитие индивидуальности, содействие развитию личности (то есть знания, умения, навыки не цель, а средства развития); способы общения сводятся к пониманию, признанию и принятию личности, к учету точки зрения ученика, неигнорированию его чувств и эмоций; тактика строится на идеях сотрудничества; позиция учителя исходит из интересов ученика и перспектив его развития; а принципом деятельности становятся слова: «Не рядом и не над, а вместе!», ученик полноправный партнер и т.д.
Таким образом в содержание любого учебного предмета включаются не только основные научные понятия, факты, законы, методы, теории, но и и виды деятельности, с помощью которых осуществляется процесс познания.
Последовательная реализация системно-деятельностного подхода, по мнению как разработчиков, так и практиков, работающих в этой системе уже не один год, повышает эффективность образования, о чем свидетельствует:
более гибкое и прочное усвоение знаний,
возможность самостоятельного движения в изучаемой области,
существенное повышение мотивации и интереса к учению,
возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний,
значительное сокращение времени обучения,
наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала учащихся.
Таким образом, системно-деятельностный подход можно выразить словами древней японской пословицы: «Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня;
а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни».