Урок по русскому языку для 1 класса Слоги и ударение .doc

Тема: Слоги и ударение. Цель: – развитие умения толковать значение слова; – развитие умения делить слова на слоги, ставить ударение; – развитие умения обозначать на письме буквы безударных гласных звуков
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: презентация, таблички к плану урока.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности:
- Прозвенел звонок, начинается урок. Ребята, улыбнитесь друг другу. Вдохните в себя свежесть и красоту весеннего дня, тепло солнечных лучей. Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. (Слайд )
К нам весна шагает тёплыми шагами и сугробы тают под её ногами.
Красавица Весна прислала письмо: Дорогие ребята! Я дарю вам букет упражнений, выполняя которые вы будете грамотными. (Слайд )

II. Формулирование темы и цели урока:
– Откройте учебник на с. 13.
– Какая тема урока?
– Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет? Сформулируйте цель урока.
Составление плана работы:
– Давайте составим план урока.
План урока:
1.Минутка чистописания
2.Словарная работа.
3. Повторение изученного:
– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке в соответствии с темой урока?
Слоги, ударение, гласные звуки, ударение.
4. Самостоятельная работа.
5. Итог урока.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия? оранж.
III. Чистописание (с. 7 тетради).
-Запишите дату в тетрадь. 1. – Чтобы закрепить правильное написание букв, урок русского языка мы начинаем с минутки чистописания.
Кто проведёт минутку чистописания., отгадайте загадку
Живёт спокойно – не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет черепаха.
Вот микрофон она взяла
И песни петь вдруг начала.
– У нас в гостях две черепахи, у них в лапках – микрофоны.
– Нарисуйте черепашек и микрофоны на первой строке.
2) Прописывание букв и сочетаний.
–Сформулируйте задание:
Учитель на доске показывает и комментирует написание букв а и б.
Затем дети читают соединения букв гласных и находят закономерность: повторение предыдущих и добавление новой буквы. Учитель обращает внимание на соединение букв.
Ученики записывают буквы и соединения по образцу.
Написать буквы и слоги.
– В чём закономерность этих соединений? (Повтор предыдущих и добавление новой буквы.)
3) Чтение и запись слов.
– Прочитайте слова про себя.
– Прочитайте слова и объясните их значение. (Астра – цветок; алмаз – очень крепкий драгоценный камень; аквариум – стеклянная ёмкость с водой для содержания рыб; боб – растение)
Запишите слова.
4) Упражнение для самоконтроля.
Сейчас предлагаю вам включиться в работу по самоконтролю: провести самоанализ написания букв и слов, оценить и зафиксировать результат проделанного.
Самоконтроль.
Черепашки так смешны,
В микрофон поют они.
Чтобы нам их подбодрить,
Будем буквы им дарить
Самые красивые.
Провода сейчас протянем,
Микрофоны мы достанем.
Ученики соединяют лучшие буквы с микрофонами черепах
От микрофона дети протягивают «провод» к лучшей букве а, а от другого – к букве б.
– Что мы сейчас делали?
– Чему учились?
IV. Словарная работа.
- Следующий этап: словарная работа.
У кого карточки, работают по карточкам. Индивидуальная работа по карточкам.
Презентация.
Запись слов: Взаимопроверка (зелёной пастой)
– Подчеркните гласные буквы.
- Какое умение формировали?
+Коммуникативные: зелёный кружок.
V. Актуализация опорных знаний.
1. Блиц-опрос:
Ответы на вопросы учебника, с. 13. (слайд )
Учитель читает вопросы, а желающие ученики отвечают на них.
Будто по линейке,
Каждый знает своё место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво
По порядку, посмотри!
Ну, а ты теперь сумеешь
Повторить все 33?
Алфавит хором
– Как обезьянка понимает слово ударение?
– Что такое ударение?
– Где встречается ударение? (В словах.)
3. Беседа о важности ударения.
– А так ли важно уметь правильно ставить ударение в словах? (Учащиеся высказывают своё мнение.)
– Послушайте сказку «Волшебник Ударение». (Слайд )
Волшебник ударение
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замук и сказал:
– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замук, а возник Збмок.
Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.
V
·. Повторение знаний о слогах и ударении.
1. Работа по учебнику: выполнение упражнения 13, с. 14.
– Кто нарисован на доске? Как назвать их одним словом?
Выполнение упражнения на доске учениками по одному.
Животные: бйлка, зйбра, корува, лось, лушадь.
– Поставьте ударение в словах, разделите на слоги,
Мы в слове слог ударный
Найдём элементарно.
Тот слог ударным мы зовём,
Запомни, если хочешь,
Который мы произнесём
Сильнее всех и громче.

Сколько в слове гласных –
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
-Подчеркните ударные слоги.
2. Устная работа:
- Отгадаем загадки весны. Если слово односложное: состоит из одного слога, хлопает 1 ряд. Двусложное: из двух слогов- хлопает 2 ряд, трёхсложное -хлопает 3 ряд.
1.На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт руками (розы-2 ряд)
2. Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет – расцветает. (подснежник-3 ряд)
3. Посадили зёрнышко.
Вырастили солнышко. (подсолнух-3 ряд)
4. На тычинке городок,
В нём семьсот воевод. (мак-1 ряд)
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) синий кружок
3 Дифференцированная работа по степени сложности.
* Выбор разноуровневых заданий
- А сейчас, ребята, важный момент урока. Я предлагаю выбрать понравившееся задание.
Жёлтый цветочек – задание, с которым может справиться каждый, оранжевый и красный – задания посложнеее.

Жёлтый цветочек: записать названия деревьев из 1 слога по 2 слова Оранжевый цветочек записать названия деревьев из 2 слогов
Красный цветочек из 3 слогов.
Проверка:
V
·
·. Самостоятельная работа.
-А теперь весна предлагает поработать самостоятельно по вариантам. (слайд)
1 вариант выписывает двусложные слова, вставляя пропущенные буквы.
2 вариант выписывает трёхсложные слова, вставляя пропущенные буквы.
( 2 чел с обратной стороны, взаимопроверка)
Самопроверка: по слайду

VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Какую цель ставили? - Что повторили? – Как определяется количество слогов в словах? (Слайд )
- Оцените свою работу на уроке. Кто доволен своей работой, показывает солнышко. Кто сомневается – тучку. Аргументируйте самооценку.
- Ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Спасибо вам за сотрудничество.
Щедрые солнечные лучи гладят и согревают нас своим теплом. Я надеюсь, весеннее солнышко подарило нам сегодня лучики тепла и света и наполнило ваши сердца добротой. Доброта, что солнце. Когда очень хочешь сделать добро, оно исполнится. Такова волшебная сила добра! Вам в подарок за работу от Весны песня Фунтика.