Методический доклад на педагогический совет Тема: Психологический климат на уроке, как условие развития личности студента


Методический доклад на педагогический совет
Тема: Психологический климат на уроке, как условие развития личности студента
В Концепции общего и среднего образования, других документах говорится о формировании личности обучающегося в новой парадигме образования. Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. В статье 56.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”. Статья 32.3 “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики обучающегося, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года п. 2.1 указывает: “Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность.
Обучение – индивидуально значимая деятельность отдельного студента, поэтому, социализованная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, как:
где обучающемуся предоставляется возможность выражать свое«я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями;
где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений;
где развиваются готовность и умение брать на себя ответственность;
где создаются условия для самоутверждения студента с учетом сильных
сторон его личности;
где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность.
Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.
Психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным, здоровым или нездоровым. Очень много составляющих у благоприятного психологического климата: преобладание в коллективе атмосферы взаимного внимания, уважительного отношения людей друг к другу, взаимопонимания, сплоченности, чувства защищенности и эмоционального благополучия каждого, сочетающегося с высокой внутренней дисциплиной, принципиальностью, ответственностью и др.
Психологический климат, или психологическая атмосфера— это преобладающий в группе или коллективе эмоциональный настрой. Он является достаточно устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их душевными переживаниями и волнениями, отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям. Поэтому желание и умение понимать другого человека составляет основу психологического климата любой — самой малой (он и она) и самой большой — группы, любого коллектива. На формирование психологического климата влияет не только отношение к делу, к труду, но и то, как каждый член группы, класса относится к себе и к другим людям.
Человек всегда находится в каком-либо эмоциональном состоянии: или жизнерадостном, оптимистичном, или грустном, печальном, или подавленном, мрачном. Это проявляется в его настроении. Причем у каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон настроения.  Настроение одного человека очень часто передается другим людям, с которыми тот общается, работает, учится. Психологические исследования показывают, что человек с устойчивым мрачным настроением, у которого отрицательные эмоциональные переживания возникают без каких-либо существенных объективных причин, распространяет это свое состояние на других людей, с которыми он контактирует. Организация образовательного процесса для отдельно взятого студента с учетом его возможностей и потребностей не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед преподавателем, подавлении личности.
Как писал поэт Борис Слуцкий ( из воспоминаний о преподавателе)
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычет и жучит …
Однако психологическая комфортность необходима не только для развития студента и усвоения им знаний и умений. От этого зависит физическое состояние. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье.
Ситуация успеха (Я могу!) формирует у студента веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
Рассматривая урок – как зону психологического комфорта, важно отметить
Принципы психологического комфорта
обучение должно давать радость;
урок должен протекать на фоне положительных эмоций;
учеба должна исключать психотравмирующие ситуации;
Терпение + любовь + понимание = психологический комфорт на уроке
          Исследования показали, что позиция преподавателя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение обучающихся к обучению.   Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.
Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:
Преподаватель должен входить на урок с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную со студентами параллель.
Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме. Преподаватель должен хорошо знать возрастные психологические особенности обучающихся, а также развивать в  себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.
           Анализ методической литературы, показывает, что особенностью современного урока является стимулирование обучающихся к поиску закономерностей, совместного решения проблем, дальнейшее их осмысление и обобщение.
В педагогике отмечается, что урок должен формировать интерес к обучению, потребность в познании. В этой связи урок как вид общения - это формирование интереса не только к предмету, но и к личности преподавателя. Для успеха общения педагогу необходимо умение управлять вниманием обучающихся. Хорошо в разговоре опираться на интересы студентов, для каждой учебной группы могут быть свои характерные приёмы и методы.
Классификация методов по степени продуктивности
Iгр - Объяснительно-иллюстративные методы - рассказ, показ, объяснение, доклад, инструктаж, беседа.
IIгр - Репродуктивные методы -пример, демонстрация, предписание, поручение, упражнение
IIIгр- Проблемные методы - беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение.
IVгр - Частично поисковые методы - диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа
Vгр - Исследовательские методы - исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование
 Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу преподавателя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности обучающихся. То есть, преподаватель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность обучающихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.).
Эффективные методы работы с группой
Беседа 5 %
Чтение 10 %
Аудиовидеозаписи – 20 %
Наглядные пособия – 30 %
Обсуждение в группе – 50 %
Обучение на практике – 70 %
Выступление в роли педагога – 90 %
Поэтому активные методы обучения (АМО) – это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, основанные на следующих принципах.
Принципы АМО:
Практическая направленность
Творческий характер
Интерактивность
Разнообразные коммуникации
Деятельностый подход
Групповые формы организации
Движение
Рефлексия
         Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое преподавателя и обучающихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения, моральные нормы и интересы, момент наступления утомления и снижения их учебной активности. Например, Неблагоприятное изменение работоспособности и функционального состояния организма обучающихся отмечается:
а) по дням недели и времени проведения пар
Дни Уроки
1п 2п 3п 4п 5п 6п П У У У У У Н В Б Б Б Б У Н С Б Б Б Б У Н Ч У Б Б Б У Н П У У У Н Н Н С Н У Н Н Н Н Б - зона благоприятного восприятия
У – зона удовлетворительного восприятия
Н – зона неудовлетворительного восприятия
Продуктивное время на уроке
2) хотя форма и способ подачи его более наглядны, высокая плотность передачи знаний (при отсутствии обратной связи) затрудняет процесс восприятия. Рекомендуется смена частоты деятельности.
Частота смены деятельности Зона работоспособности
Б У Н
до 5 раз Рекомендуется Возможно Нежелательно
до 7 раз Возможно Рекомендуется Возможно
до 9 раз Нежелательно Возможно Рекомендуется
И самые взрывоопасные моменты урока коррекция поведения и оценка. В целях предупреждения конфликтных ситуаций, вызванных постановкой отметки , каждому преподавателю необходимо комментировать выставляемую отметку, использовать прием самооценки студента своей работы, привлекать однокурсников для оценивания ответа. В начале учебного года знакомить обучающихся и их родителей (на родительском собрании) с нормами выставления отметок и системой контроля знаний по каждому предмету.
Итак, необходимость обеспечения благоприятного психологического климата актуальна для всех участников образовательного процесса. В центре внимания на современном уроке находится обучающийся, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создается условия для развития интересов и стремлений, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы ему радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.
Золотые правила психологического комфорта на уроке
Благоприятный психологический климат на уроке зависит от многих и многих факторов, которые практически невозможно обозначить в небольшой памятке. В ней отмечены наиболее актуальные для преподавателя моменты:
Преподавателю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока.
Отношение обучающихся к преподавателю - это важнейшая составляющая психологической атмосферы урока. Как преподаватель относится к работе, как разговаривает со студентами, родителями, коллективом, радуется ли он успехам студентов и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие на восприятие преподавателя студентами и на их отношение к нему.
Преподавателю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с обучающимися в доброжелательной форме.
Чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке, преподаватель должен хорошо знать возрастные психологические особенности студентов, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность.
Если осуждение со стороны преподавателя неизбежно, оно должно соответствовать степени вины обучающегося.
Обучение и воспитание должно строиться без наказаний и окриков (В.С. Сухомлинский).
Психологический дискомфорт на уроке для преподавателя, а затем и для обучающихся, часто идет от чувства профессионального бессилия в педагогической деятельности, поэтому преподавателю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку. Стремитесь к организованному началу урока.
Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в журнале, отметьте ее закладкой заранее, приучите дежурных оставлять на столе преподавателя рапортичку с фамилиями отсутствующих.
Начинайте урок энергично. Не задевайте вопрос о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый с начала и до конца был занят делом.
Мотивируя оценки знаний, скажите студенту, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Он будет привыкать к тому, что указания преподавателя надо выполнять обязательно.
Прекращайте урок со звонком. Напомните дежурному о его обязанностях.
Удерживайтесь от излишних замечаний.
Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании.
Студенты склонны охотнее выполнять распоряжения преподавателя при опосредованном способе воздействия.
Студента можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
Предусмотрительность и корректность поведения преподавателя снижают напряжение в общении.
Одним из условий является благоприятный психологический настрой преподавателя и как следствие благоприятный психологический климат урока.
Удачи Вам в работе и творческих успехов!
Литература
Закон РФ “Об образовании”.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года».
Леви В. Искусство владеть собой.- М.: «Знание», 2014 г.
Охитина Л.Т. Психологические основы урока», М.: «Просвещение», 2014 г.
Саляхова Л. И. Педагогический совет. М.: «Глобус», 2014 г.